Можно ли гадать на Рождество и на святки?
Само Рождение Христа отменило все языческие праздники и связанные с ними обряды.
Однако в нашей жизни осталось много примет и зимних традиций, которые считаются рождественскими, а на самом деле имеют языческие корни. Тут ничего не сделаешь. Несмотря на то, что со времён Крещения Руси (988 год) прошло почти 1033 лет, традиция язычества имеет ещё более древнюю историю.
В языческие времена, в первые дни после зимнего солнцеворота, праздновали Коляду. Коляда – божество, нарождающееся солнце, которое захватывает ведьма Зима и превращает в волчонка. Только когда на весеннем костре шкура волка будет сожжена, Солнце предстанет во всей красе. Во время праздника наряжались в разных зверей и распевали колядки.
После многих лет борьбы с этой народной традицией, церковь добилась того, что во-первых праздник был перенесён на Рождество и далее на святки, а во-вторых, вместо поклонения Коляде, в колядках стали проговариваться библейские сюжеты и прославляться Рождение Христа.
Ранее мы писали: Почему Христа называют Спасителем
Такое компромиссное решение называется христианским синергизмом (от греч. synergia — сотрудничество, содействие). Как говорят богословы: «Господь, сотрудничая с людьми, преобразует поклонения идолам в добрый зимний праздник.»
Единственное, что точно и наверняка противоречит христианству — это традиция гадания на святки — святые дни между христианскими праздниками Рождества Христова и Крещения.
Вот что утверждают по этому поводу язычники: «В дни, ближайшие к солнцестоянию, особенно распространены всякие разные гадания. Считается, что это то самое время, когда границы миров размываются и очень близко к нам подступают потусторонние, навьи силы. Навьим откладывали в угощение первые куски или ложки обрядового блюда. Предполагается, что они, при правильном с ними взаимодействии, могут дать правдивые ответы на волнующие вопросы, сообщить о грядущих радостных событиях и предостеречь от несчастья.»
Справка. В источниках по славянской мифологии и фольклору, признаваемых аутентичными (Велесова книга к ним не относится) термин «навь» означает «мертвец»
А вот позиция православной церкви: «Гадание – это попытка человека узнать свое будущее через невидимые силы и приметы. Эти неведомые силы гадатели называют или духами, или душами умерших, или домовыми, или астральным разумом, космическим разумом и еще наверное много можно привести названий. Но у всех этих названий есть одно общее – нечистая сила или диавол. Конечно, мало найдется желающих напрямую общаться с диаволом, поэтому он никогда открыто о себе не заявляет, а маскируется под разными личинами, чтобы как можно больше людей запутать в свои сети.
Гадания строго запрещены Богом еще в Ветхом Завете: «не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего» (Втор.18:10-12); «И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, — тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых?» (Ис.8:19)
Следовательно, чтобы ответить на вопрос: можно ли гадать на Рождество и на святки, нужно решить для себя: кто вы — язычник или христианин? Ну а далее уже по вере вашей…
Ранее мы писали: Некоторые важные традиции празднования Рождества
Размышленья и надежды в Сочельник
Скажи, зачем приходим в мир сей странный
И суетно живем, стремясь вкусить от благ
Бездарно тратим Дар нам Богом данный
Забывши о святом, заблудши в мелочах
Являемся на свет по воле божьей силы
По таинству святого волшебства
Задумано Творцом все так красиво
Так почему ж не чтим Завет Отца!?
Самонадеяны, гордЫ, спесивы
Завистливый, трусливый род
Видать, горбатого судьба, — могила
Лишь только в ней все для него пройдет
Пройдет возможность искрой озариться
От яркого Блаженного огня
Умом устройству мира подивиться
Душой познать блаженство бытия
Мирская в нас закоренела сущность
Духовного почти совсем уж нет
Одно лишь на уме — благополучье
И мрак в душе забывшей про рассвет
Но верю я, еще настанет утро
И вновь Господь нам явит волшебство
Смотри, звезда взошла, светлей как будто
А значит наступает Рождество!
И с ним надежде нашей не угаснуть
Нет силы на земле ее затмить
А жизнь как ни на есть — всегда прекрасна
И раз уж Бог нам дал, так будем жить!
Иосиф Бродский
Рождество 1963
Волхвы пришли. Младенец крепко спал.
Звезда светила ярко с небосвода.
Холодный ветер снег в сугроб сгребал.
Шуршал песок. Костер трещал у входа.
Дым шел свечой. Огонь вился крючком.
И тени становились то короче,
то вдруг длинней. Никто не знал кругом,
что жизни счет начнется с этой ночи.
Волхвы пришли. Младенец крепко спал.
Крутые своды ясли окружали.
Кружился снег. Клубился белый пар.
Лежал младенец, и дары лежали.