Денис Федченко. О музыке природы и природе музыки
Первые музыканты человечества подражали звукам природы.
Следующее поколение уже подражало им. И так далее. В итоге, культура пришла к постмодерну, то есть к ситуации, когда толщина культурного слоя между, скажем, поющей птицей и человеком играющим музыку о поющей птице, настолько велика, что они уже не слышат и не понимают друг друга.
Именно эта проблема потери аутентичности и приводит к тому, что в XXI веке всё большее внимание привлекает этно. А так как планета наша в век интернета стала совсем маленькой, то вполне нормально, что в украинском городе Сумы появляется музыкально-танцевальный проект, ориентированный на изучение и реконструкцию ирландской фолк культуры. Ведь у человечества одни корни. Тем более, что Киев и Дублин находятся примерно на одной широте.
Впрочем, наш разговор с руководителем музыкально-танцевального проекта «Shamrock» Денисом Федченко одним этно не ограничился.
— С какой музыки ты начинал?
— Начиналось всё с того, что отец, который сам был неплохим музыкантом, в детстве ставил мне разнообразную музыку, в частности, Баха и Вивальди и, таким образом, привил тягу и любовь к музыке вообще.
В музыкальном училище по программе проходили много классических произведений, но уже с первого курса появилась тяга к джазу. У нас был коллектив, мы играли музыку а ля Маркус Миллер.
Потом был арт-роковый проект, я там играл на бас-гитаре. С тех пор люблю бас — он является связующим звеном между гармонией, мелодией и ритмом. Играя на басу, ты можешь создавать целые гармонические надстройки, вести свои мелодические линии и от твоего баса зависит в целом настроение всей композиции.
Чуть позже я увлёкся музыкой барокко и понял, что её невозможно изучить и понять, не понимая сути того, как работает скрипка. Примерно за пару лет самостоятельно освоил скрипку на уровне музыкальной школы. А дальше пришлось выбирать между серьезными занятиями на скрипке или флейте, ведь любой музыкальный инструмент требует многочасовых упражнений. В итоге, я таки однозначно выбрал флейту, и сейчас вижу её во всех жанрах, которыми увлекаюсь.
А полтора года назад появился ирландский фолк коллектив, где уже я играю на всех инструментах, в том числе и на скрипке.
— Откуда берётся та или иная музыка? От звучания инструмента?
— Музыка возникает не от того, что ты просто нажимаешь на клавишу, а от ощущения мелодии, когда ты начинаешь её вести и приводить куда-то, при этом взаимодействуя с другими. Идеальная музыка — когда человек идеально подготовлен не только технически, но и интеллектуально, в плане богатства знаний о данном музыкальном материале. И когда собираются богатые в этом смысле люди, и начинают взаимодействовать — вот тут рождается самая шикарная музыка.
Музыкант должен уметь общаться музыкой с другими музыкантами. Ритмом, звуками, гармонией. Когда садишься с человеком играть, сразу понимаешь, как он мыслит, какие ценности исповедует, будет ли он тараторить без остановки или даст и тебе высказаться… Музыка, кроме всего прочего – это ещё и взаимодействие, и умение слушать. Особенно если играют импровизацию. Майлз Дэвис, знаменитый трубач, на концерте играет 10 минут, а потом даёт другим высказаться, Джон Маклафлин не играет всё время на своей великолепной гитаре, а даёт и басисту и барабанщику поиграть… А человек, который в жизни не умеет слушать, точно такой же и в музыкальном ансамбле.
— А публика тогда зачем музыкантам, если они и так хорошо общаются?
— Настоящую музыку играют, прежде всего, для себя. А публика… Знаете, когда человек много размышляет – чего-то накапливает – ему хочется этим поделиться. И всё равно, сколько людей слушают — 2 или 200. Тут есть другая проблема. Я в своё время думал, почему, когда я выхожу на сцену, люди не воспринимают мою музыку так, как я её воспринимаю? А дело в том, что на сцене очень сложно сконцентрироваться на музыке,там масса отвлекающих факторов. В идеале, нужно именно играть настоящую живую музыку, а не пытаться быть артистом, который хочет нравиться слушателям. Но артистизм тоже не помешает.
— В чём заключается общение музыкантов в ансамбле?
— Музыка состоит из определённых фраз, как и живая речь. Оттого как я поведу и построю фразу, где расставлю скобки и запятые, так и сменятся акценты. И каждый музыкант выстраивает акценты, в зависимости от своего умения, и того, в каком стиле он видит данную композицию: в строгом ли английском, в итальянском виртуозном, танцевальном французском или в варварском с барабанами…
— То есть, получается, сколько людей, столько и музыки? И именно поэтому музыка — вечна?
У меня есть 25 различных треков знаменитого ляминорного концерта Баха. Его играют все: пианисты, скрипачи, флейтисты, гобоисты… и все по-разному, в разном темпе, с разными штрихами и нюансами.
— Немного подробнее о знакомстве с этнической музыкой…
— Я играл арт-рок, потому что любил сложность этой музыки; её полиритмию, интересные мелодии, которые не просто идут от начала до конца, а видоизменяются и перетекают друг в друга. Эту музыку можно, по сути, сравнить с музыкой Баха, у которого тоже темы никогда не останавливаются, а вечно перетекают. И ещё, играя музыку, я стал замечать некоторые мотивы, которые потом оказались элементами старинной британской, бретонской, английской, галисийской (испанской) музыки. Я тогда даже не знал, что именно ирландские мотивы — неотъемлемая часть музыки и культуры северо-западной Европы, но сразу понял – это моё.
Подробнее по теме культуры Ирландии: Ирландия в стиле арт, или Волшебники изумрудного острова
— Ты всё время открываешь для себя новые горизонты. Что тебя к ним влечёт?
— Есть люди, которые довольствуются обычной простой и стандартной жизнью. Им достаточно прийти после работы домой, взять пива, попкорн и смотреть футбол или камеди клаб. У них отсутствует внутренняя потребность развиваться в жизни. И в музыке их тоже интересуют более простые гармонии и ритмы.
А есть такие, которым жизненно необходимо покорять вершины. Они жадные к познанию, им интересно остановиться, изучить какую-то неизвестную структуру, рассмотреть, как она работает, разобраться в сложном, и это является для них радостью мышления и способом жизни. Я отношусь ко вторым. И в музыке тоже меня с детства тянуло к сложным ритмам и гармониям.
Бог, создавая человека, посеял в каждом из нас некое зерно, и чтобы оно проросло, его нужно в себе выращивать, то есть, прилагать усилия.
Я и предположить не мог ещё пару лет назад, что займусь ирландскими танцами. Но когда увидел Майкла Флетли… Я поразился, как они могут, как бабочки порхать и ногами такое выстукивать в полёте… И тоже захотел попробовать. Начать стоило огромных усилий, я никогда не занимался хореографией, но если ты чего-то хочешь – обязательно добьешься. Вопрос только в том – как захотеть? В танцах есть много людей с хорошими данными – природной выворотностью, ровными ногами… Но почему-то так получается, что лучшими танцорами становятся те, у кого формально данные не очень и телосложение не самое идеальное. Зато человек доказывает, прежде всего, сам себе, что он способен даже на то, на что, казалось бы, неспособен.
— И именно поэтому одни висят над пропастью, как ты на фото, а другие нет?
— Мне хотелось этих ощущений. И другим, наверное, тоже хотелось, но у них не было уверенности в своих силах. Впрочем, я много лет занимаюсь туризмом, и скажу, что гораздо страшнее зимой идти в полном тумане в горах, когда тропы не видно…
Но это нравится тем, которые хотят почувствовать вкус жизни на контрасте. Как ощутить тепло и уют? Сидя дома не ощутишь, но стоит выйти на улицу в дождь и разжечь костёр, и заварить на этом костре чай… Вот в такие моменты и видишь жизнь такой, какая она есть, а не той, что запрятана за псевдоудобства.
Кстати, я заметил, что к фольку, арт- року или этноджазу, тянет, в основном, людей, которые любят природу…
— Мир вокруг нас сложный или простой?
— Мир достаточно прост, чтобы в нём жить и наслаждаться, но мы люди, вследствие своей первородной греховности, его усложняем, так что человек создаёт множество способов разрешения проблем, которых нет и, в итоге, увязает в цепочке вещей, порождающих самих себя. И даже отдыхать от городской суеты «на природу» большинство выходит, точнее, сейчас выезжает, с куском своей городской жизни, вплоть до стульчиков, и музыки из радиоприёмника, вместо того, чтобы наслаждаться тем, что дарит сама природа. Пением птиц, например….
— Ты занимаешься этно музыкой, потому что ты вообще сторонник простой жизни?
— И с этим тоже связано. Есть музыка, например, Ян Гарбарек, которую слушаешь, и сразу тебе рисуются картины северных стран ….
Ирландский фолк – музыка очень близкая природе. Вистл (свисток в переводе) — сопилка ирландская — похожа по звучанию на пение жаворонка, ирландская гитара — на шум ветра, ну а барабан — и в Африке барабан. К слову, это шотландская музыка – волынки с барабанами, а музыка ирландцев очень похожа на украинскую. Там тоже в ансамбле: скрипка, дудочки, поперечная флейта, минибаян или аккордеон, гитара (у нас – кобза) и боран – ирландский барабан.
— Как тебе команды, играющие этно, в частности украинское, с элементами рока?
— Я не играю украинский фолк, но слушаю с удовольствием. Однако, мне кажется, что красота фолка настолько самобытна, что за звучанием электрических инструментов она теряется. За барабанами, в частности….. Фолк должен звучать, как рождался, – сел на лавочке и играешь, а электроинструменты делают мелодию рваной и, в результате, теряется её первобытность. Это уже не фолк, а другое направление в музыке…
— Способна ли музыка изменить мир? Или это просто развлечение? Когда элитное, когда попроще…
— Музыка может изменить сознание. Я думаю, что Джими Хендрикса поэтому и убили. Когда сильная личность начинает говорить сильные вещи языком музыки — это очень серьёзное орудие, и власть начинает бояться потерять контроль над сознанием людей.
— То есть правы были те, кто в советское время говорил: Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст?
— В их понимании – да. Они боялись свободно мыслящей нации. Ведь джаз – это, прежде всего, стремление к свободе….
— Расскажи про «Shamrock»
— «Shamrock» я вижу, как музыкально-танцевальный, а в будущем, ещё и театральный проект. Планирую устраивать театрализованные представления на День св.Патрика, вовлекать людей в хороводы, что бы мы все учились праздновать так, чтобы праздник были на душе.
Музыкальный проект «Shamrock» — пока чисто ирландский с элементами старинной «испанщины». Но я хочу туда добавить ещё музыку ренессанса и барокко, однако, преподнести это тоже в ирландской манере.
Сейчас в проекте работают: мой коллега по школе искусств баянист Юра Решетник, гитарист Женя Гончаренко, мы сотрудничали ещё в арт–роковом проекте и Антон Вечирко – уникальный музыкант, мы с ним «вконтакте» познакомились, играет на блок–флейте и тоже слушает «ирландщину». И ещё есть девушка — вокалистка Люда Кучкина, у нас с ней отдельный проект StreetRing. Она поёт в стиле старинной английской музыки…
Относительно же танцевальной части проекта…. Я сначала хотел собрать группу людей, которые разучат основные элементы танца и захотят приятно проводить время. Но, в итоге, собралось несколько человек, которые решили заниматься более интенсивно и целенаправленно. В этой связи, пользуясь случаем, скажу, что в нашем городе есть много танцевальных и музыкальных коллективов, и остро чувствуется отсутствие хорошего и доступного для всех зала с танцполом и возможностями музыкальных репетиций…
— Где выступаете? С кем общаетесь в мире?
— Выступаем на этнофестивалях и на фестивалях исторической реконструкции, на форумах туристов, только что вернулись с фестиваля «Трипільське коло 2013». В интернете с музыкантами, играющими аналогичную музыку, плотно общаемся. Планируем поехать в Ирландию, поиграть в пабах, поучиться в школе ирландского танца, побродить в горах там, и воочию познакомиться с природой тех краев, где рождалась наша любимая музыка…
— Зачем ты всё время вокруг себя собираешь команды?
— Мне и в музыке, и в жизни всегда нравилось ансамблевое звучание. Я могу пару дней побыть с собой, разобраться в себе, а потом опять надо к людям. А в музыке общение – это богатство. И игнорировать его — то же, что гулять всё время по одним и тем же местам. А когда ты встречаешь новых интересных людей — это как новые пейзажи открываешь….
Источник: медиа портал АТС creativpodiya.com
И всё же музыка изменила мир. Леннона тоже убили, но было поздно. Это было не возможно, но это произошло и происходит сейчас. Солдаты всех времён идут в бой с песней. *THUMBS UP*
Колыбельная древнее.
Очень интересно! А где Вас можно послушать в Сумах?
http://vk.com/club54860787 наша группа. видео записи есть и еще будут размещаться…информация о выступлениях восновном размещается там, или у меня на странице http://vk.com/irishden
Вопрос: в чем различие ирландского килта от шотладского?
Ответ: Шотландские танцы мужчины танцуют в килтах, сшитых из клетчатой ткани — тартана. Ирландские танцы мужчины танцуют в брюках. До 1996 года на соревнованиях ирландцы надевали килты, но только из однотонной ткани. Клетчатый килт — традиционный костюм шотландских мужчин.
А у нас шаровары козацкие тоже похожи на килты…
Ну вот… только же договорились: без копий и стрел. Да пусть хоть и в шароварах играет, главное-как.
А действительно, как?? Где и когда можно в Сумах услышать «Shamrock»? Угостите нас древним искусством друидов, норманов и кельтов, мы оценим… мы любим и понимаем Кэрол! И поддержим! А в остальном Вы нас просветите
Вот так же у нас тут существует DrJazz — ребята живут здесь, работают кто где справляется, а выступают успешно в других городах. Как-то так в Сумах…… А вот был бы Областной Культурный Центр… Неужели Сумам суждено все важные начинания заканчивать руинами «Романтики»
«К слову, это шотландская музыка – волынки с барабанами, а музыка ирландцев очень похожа на украинскую. Там тоже в ансамбле: скрипка, дудочки, поперечная флейта, минибаян или аккордеон, гитара (у нас – кобза) и боран – ирландский барабан. » — а никто стрелы и не пускал . Тут ясно сказано: если человек играет на волынке — то это шотландское этно и одевать нужно шотландский килт, что мы и видим на фото.
…да, Вы правы …
я сразу запала на «ирландское досье»
Денис Федченко «В этой связи, пользуясь случаем, скажу, что в нашем городе есть много танцевальных и музыкальных коллективов, и остро чувствуется отсутствие хорошего и доступного для всех зала с танцполом и возможностями музыкальных репетиций…»
Ирина Проценко «А вот был бы Областной Культурный Центр… Неужели Сумам суждено все важные начинания заканчивать руинами «Романтики»»
После фактического закрытия ДК Фрунзе тема народного Дворца Культуры в Сумах — выходит в основные….
Яркий пример- рукой подать — Полтава! В самом центре города Полтавский выставочный зал(галерея искусств), площадью 550 кв.м.!!!!!! Сумчане, как бедные родственники, выставлялись там и имели большой успех… В зале проходят все мероприятия, звучит музыка разных направлений, проходят встречи с писателями, с философами, с «народниками», с представителями церкви. Галушкова Европа…
Полтавские галушки против сумского сала ;)
Я был в выставочном центре сумской ТПП. Искал зал. Сказали — 1000 грн и читайте стихи хоть целыйдень..)))
Ещё о шароварах и килтах У наших белых и просто русских соседей таких же шароваров не было. И у поляков тоже…
Не даром говорят, потомки кельтов очень близки украинцам в том, что большего счастья, чем независимость для них нету. Поэтому и боевые штаны у нас похожи
Общество, в котором нет цветовой дифференциации штанов, лишено цели!
*SORRY* …… *STOP* ……. *OK* ……. *WASSUP* + *CRAZY* + = *DRINK*
позвольте вмешаться…1.вообще одежда и музыка это разные вещи! 2.я играю на испанской гайте — галисийская волынка, а не на шотландской волынке,3.костюм действительно очень неплохо смотрится когда играешь на природе, и кстати очень удобно в нем…, но на концертах мы часто играем и ирландскую, и старинную английско — британскую музыку и старинно испанскую, поэтому с передеваниями не сильно заморачиваемся, тем более что это не шоу программа на большой сцене а просто музыкальное исскуство. с ув. Денис
Вот-вот, я оказалась права в 13: 03 ;)
И всё же, где вас можно послушать??
Денис «.я играю на испанской гайте — галисийская волынка, а не на шотландской волынке» — а я думал, что испанцы только на гитарах и бубнах…
Срочно нужно устрить концерт-лекцию «Shamrock»! А то ж народ вообще тёмный у нас.. волынку испанскую от шотландской отличить не можем (((
О! И я думал)))
» Испанская волынка. Отличие от шотландской волынки состоит в том, что воздух накачивается в мешок при помощи мехов, а не духовой трубки»
http://eomi.ws/free-reed/bagpipes/
Ира! Классная идея! Надо у вас на платформе устроить их концерт -лекцию…. У вас же идеальное место и идеальная публика…..
Кто ж откажется -кельты на дом *THUMBS UP*
На фоне дуба!!!
Редко встречается музыкант, не только умеющий играть музыку , но ещё и способный так вкусно рассказать о своей музыке, объяснить её так доходчиво и привлекательно, что уже хочется её слушать и приобщаться.
Спасибо, Вам, Денис!
вижу от концерт лекции не отвертеться устроим как нибуть… (с вас чай ). спасибо за интерес к этой теме и позитивные отзывы. а насчет волынки, я сам пару лет назад не отличал гайту от шотландской волынки, и вообще думал, что шотландская волынка это часть ирландской музыкальной культуры, или наоборот…вообщем это дело не так сложно исправить Игорю отдельное спасибо за особое умение сделать интересным для общества то, что обычно интересно только для узкого круга людей…
вот-вот, мы и есть те самые, что ни на есть узкие!!! *OK*
Уже не придумаешь :-x
Ждёмс под звёздами *THUMBS UP* *BRAVO*