Эпоха барокко в Сумах
В конце XX века, в 1995 году, в Сумах прошёл «Bach-fest» — первый, из уже 19-ти фестивалей, посвященных музыке барокко. Фестиваль считается одним из старейших в Восточной Европе. Его бессменный глава и организатор Орест Коваль утверждает, что всемирная популярность музыки Баха связана с заложенными в неё сакральными кодами.
Город Сумы, основанный, по различным версиям, в 1651-1655 году, также как и И.С.Бах (род. в 1685 году) имеет прямое отношение к эпохе барокко, которая длилась с конца XVI до середины XVIII вв.
Наш город и Бах – практически ровесники. Вероятно и поэтому тоже в Сумах родился и прижился фестиваль музыки, созданной в эпоху барокко. Да ещё так прижился, что который год проходит при переполненных залах.
Что же такое барокко?
Барокко, как стиль жизни, возникло в Италии, к тому времени окончательно утратившей своё былое военное могущество. Но Италия продолжала оставаться одним из культурных и религиозных центров мира и прямым наследником античности.
Само слово «барокко» на современный язык лучше всего было бы перевести как «креативный». В момент его появления оно использовалось в значении «причудливый», «основанный на метафоре», «вычурный», «эмоциональный».
Однако «креативный», то есть творчески-фантазийный — представляется одним из наиболее общих смыслов. Даже когда барокко воспринимается как «пышность» — это как раз следствие бурной игры творческой фантазии.
К слову, именно эпоха барокко породила таких всемирно известных фантазёров как барон Мюнхаузен и Гулливер.
А ещё Баха, Куперена, Генделя, Вивальди, Рубенса, Микеланджело, Веласкеса и Рембрандта. С барокко связан также расцвет философской и научной мысли. Просто перечислим имена гениев, живших и творивших в эпоху барокко: Декарт, Паскаль, Спиноза, Ньютон, Линней, Гюйгенс, Лейбниц, Галилей, Ливенгук. И это, конечно, не все.
Именно в эпоху барокко возник и получил официальное признание жанр инструментальной музыки. А параллельно, усилиями Клаудио Монтеверди, возникла итальянская опера.
Тогда же появилось много культурных ритуалов. Например, обеды с ножами, вилками и салфетками, дуэли, променады, балы-маскарады. А что такое ритуал? Это, прежде всего, совместное культурное действо, организованное человеческое общение.
От культуры к цивилизации
Это были последние годы существования нетехнического общества. С XIX века, после создания парового двигателя (Джеймс Уатт 1781 год) и открытия явления электромагнитной индукции (Фарадей 1831 год), человечество стало превращаться в то, что Ницше назвал «сверчеловеком», то есть в некое коллективное существо планетарного масштаба, своей деятельностью серьёзно влияющее на само существование планеты.
Хотя уже и во времена барокко были мушкетёры. Они как раз стали символом переходного периода от античности, когда в фаворе были здоровенные герои гераклы–портосы, ко времени изысканных джентльменов, таких как Атос и Арамис. Последние говорили — зачем нам сила, если всё может решить владение огнестрельным оружием?
(Тут напрашивается параллель с нынешними войнами, когда войска палят друг в друга из «градов» даже не видя противника.)
Завершение эпохи европейского барокко совпало с приходом в этом мир уроженцев Сумщины – великих музыкантов Дмитрия Бортнянского (1745 год), Максима Березовского (1751) и будущего мецената Бетховена Андрея Разумовского (1752).
Это было время расцвета барокко в России, попавшее на годы правления императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II. Подающих надежды молодых музыкантов за счёт императорской казны отправляли учиться в Италию. Таким образом, именно Российская империя подхватила дух и ценности европейского барокко и продлила его существование на своей территории.
А завез барокко в Россию, примерно в те же времена, когда были основаны Сумы, выпускник Киево-Могилянской коллегии Симеон Полоцкий.
Ностальгия по «живому»
Философы утверждают, что современное европейское мышление началось с Декарта. Физики начинают отсчёт серьёзной науки с Ньютона. Астрономы – с Галилея, который первым додумался направить зрительную трубу с линзами в небо. А музыканты и поэты полагают, что «В каждой музыке Бах, в каждом из нас Бог» (И.Бродский)
Эпоха барокко, начавшись, как культурная революция, закончилась революцией научно-технической.
И вот сегодня, когда техническая цивилизация всё больше превращает человека в приложение к механизму (включая сюда и компьютеры с айфонами), вновь начал проявляться и набирать популярность стиль жизни, созданный 400- 500 лет назад. Сегодня снова слово «креативный», то есть фактически «барочный» – одно из самых популярных.
Может человечество, наконец, соскучилось само за собой, за общением, за игрой людского ума и фантазии, за «живым» звучанием инструментов, как сказал недавно гость сумского фестиваля музыки барокко «Bach-fest» 13-тилетний скрипач Илья Бондаренко из ансамбля «Pearls of Baroque»?
Кстати о барокко и Сумах :
После смерти Людовика XIII, кардинал Мазарини попытался договориться с де Тревилем о том, чтобы тот передал роту его племяннику Филиппу Мазарини Манчини, герцогу Неверскому; не сумев же этого добиться, он в 1646 году распустил королевских мушкетёров под предлогом экономии средств казны.
Рота была воссоздана в 1657 году во главе с герцогом Неверским; однако фактическим командиром роты (в звании лейтенанта, а с 1665 года — и капитан-лейтенанта вместо подавшего в отставку Филиппа Неверского) становится всецело преданный королю д’Артаньян (Шарль де Бац де Кастельмор, граф д’Артаньян).
То есть в тот год когда Кондратьев Сумы основывал д’Артаньяну капитан-лейтенанта дали.
И почему в честь такого совпадения нету в Сумах памятника д’Артаньяну?