О сложностях взаимопонимания в свете трёх последних сумских выставок
Недавно в Сумской городской галерее была представлена экспозиция сумчанина Леонтия Костура-Шаргородского со своеобразным видением мира. Сейчас там, в одном зале развешены причудливые «Сны большого города» петербуржца Геннадия Блохина, а в соседнем — не менее экзотические миры дончанина Андрея Прахова.
В этой связи подумалось вот о чём. Художник (в широком смысле этого слова) — это человек, который смог прорубить коридор между своим внутренним миром и миром внешним и вынести наружу – в стихах ли музыке, живописи — виды своего внутреннего мира.
Но это совсем не значит, что у других, не занимающихся искусством людей, этого внутреннего мира нет. У них коридора нет. Но внутри там такие вселенные…
И вот глядя на тех, кто коридор прорубил, можно увидеть и, увидев, удивиться тому, какие у нас внутри разные миры!
Костур, Блохин, Прахов – это же люди с абсолютно разных планет! И такие мы все. А это значит, что во внутреннем своём космосе мы дышим разным воздухом и по разным правдам живём, и крайне редко бывает, когда у нас случаются пересечения.
Когда все идёт тихо и мирно, наши различия скрадываются вежливостью, ленью и взаимным равнодушием. А в бурные времена, вроде сегодняшних, когда мы все начинаем быть активными, выясняется, что мы — разные и у нас нет точек пересечения. И единственный шанс для нас не злиться друг на друга – это понять наше всеобщее внутренне различие.
Нужно попытаться утвердиться в том, что в подавляющем большинстве случаев наш противник — не сволочь, не подлец и не дурак — он просто так устроен, что видит мир иначе. И остаётся только принять его и ужиться с ним, не надеясь когда-либо его понять и тем более — переубедить….
В принципе, мысль о том, что все люди разные — стара, как мир. Но в таком наглядном виде как она предстала при знакомстве с последними выставками в Сумской городской галерее, она показалась нам яркой и свежей иллюстрацией причин вавилонской болезни всеобщего непонимания.
Проще было бы, если бы мы не выглядели внешне такими одинаковыми, а, напротив, имели облик, соответствующий своему внутренним у миру – кто кенгуру, кто ручья, кто ромашки. Тогда бы нам было легче договариваться, не питая иллюзий по поводу нашей одинаковости. То есть договариваться, исходя из того, что найти решение, идеально устраивающее все стороны, невозможно.
Не выход: кенгуру собирались бы в стаи топтать ромашки…
Надо ещё думать…
Фотомастер — фотографик силён!
А Любовь Савельева все же значимей остальных! Глыба! Мощный Автор! И ее приезд- грандиозное событие для творческих фотографов! Просто не все доросли и не всем дано прочесть ее «Знаки». Сегодня, кстати, обсуждали с Александром Ляпиным Любину выставку в Сумах и скромную сдержанную реакцию зрителя на ее творчество. Александр даже не удивлен этим. В позапрошлом году, он, будучи председателем жюри, присудил Любе победу в национальном конкурсе «Стрит-фото». Выдержал после этого такой щквал критики от обиженных коллег-участников конкурса! Кстати, нечто похожее несколько лет тому было с выставкой Эдуарда Странадко в «фотографическом» Львове.Она прошла незамеченной…. В общем, для этого мы периодически и будоражим творческую общественность города, приглашая авторов уровня Евгения Кома, Любови Савельевой, а также критиков таких как Александр Ляпин, Светлана Пожарская. Все годы мы действительно показывали достойных и лучших авторов, к творчеству которых нужно приподниматься на цыпочки, дотягиваться и понимать, размышлять, спорить,постигать, а не просто рассматривать попсовые гламурно-сладенькие,»высококрасивые» картинки, которых пруд пруди на каждом шагу и которые тут же забываешь из-за обилия шаблонных приемов.штампов, клише…
Да!! Умница, Умница! Я ей так и написала и на сайте, и в книге…
Шли фотографы с речки по Кирова вместе с Любовью, -познакомили… С виду мягкая такая, обаятельная..
Но в этой статье о ней, как-будто бы нет… или пропустила..?
У Блохина прекрасные графичные работы- просто фото «монотипия» какая-то!
Напомнили монотипии лучшие образцы
На мой взгляд, Любовь Савельева представила в Сумах крайне спорную выставку. Верю, не могу не верить авторитетному мнению Натальи Говорухиной, что Савельева мощный автор, но «Знаки» — это не тот случай по которому можно судить об уровне фотографа. Уровень развития игровой фантазии — да. Но не более.
Кстати, о том, что эти снимки вне пары не представляют особой художественной ценности сказала сама Любовь Савельева на открытии выставки. Именно художественная слабость их по-отдельности побудила её соединять их в пары.
Мне кажется, она кокетничала)) Каждая половинка фото-продуманная композиция. Лаконично всё, фундаментально. Видела слабее/сильнее, но в целом- сильно, не по-женски что ли… А сама очень женственная и улыбчивая
Фото — не живопись. Фотограф — это певец Божьего творения, а не создатель своих миров. Глядя на хорошую фотографию, удивляешься, как смог автор так увидеть мир и остановить мгновение. Блохин , к слову, в этом смысле тоже больше художник, чем фотограф.
Общеизвестно, что в современной фотографии почти не имеет значение техника исполнения — у всех сейчас есть технические возможности. А вот авторское видение, личность самого автора — на первом месте тут как нигде ещё.
В «Знаках» я не увидел интересного авторского видения мира. А то что сама автор — очень хороший человек — это замечательно. Лучше так, чем наоборот.
Я не увидела никаких Знаков у Любы. Увидела большой вкус, состояние момента и тягу к абстракции. У Любы развито абстрактное и минималистичное мышление в творчестве. Она- именно художник. Такой же как и Блохин.
Вот приемлемые примеры-провожу на скорую руку аналогию с художниками.
1- мой любимый фигуративный абстракционист Евгений Заремба
/http://vk.com/albums-40541937 монохромный пейзаж с дорогой… сарай-белая полоса с пятном двери и окном…
эта живопись родная Любе-я уверена.
2- Станислав Плутенко по настроению ближе к Блохину
/http://stat20.privet.ru/lr/0b2b1292393b106e483ddcccb6ab3262
Почему я против того, чтобы фотографы заходили на территорию живописцев. Ну то есть пусть они, конечно, ходят куда хотят, но почему я в таких случаях теряю к ним интерес. Сейчас попробую объяснить.
Настоящее искусство предусматривает ещё и умение владеть своим телом. Художник должен иметь такие руки, которые могут рисовать очень похоже, а потом уже — создавать свои миры, музыкант должен годами играть гаммы, чтобы потом под его пальчиками возникала музыка, поэт — ловит миги вдохновения, а затем с помощью своих технических умений облекает их в форму рисунка словами.
А в чём состоит мастерство фотографа? Не в том же чтобы быть биороботом с фотоаппаратом вместо кисти, подражающим художнику. А в чём ? В чём состоит самостоятельность искусства фотографии?
На мой взгляд — в умении увидеть то, что есть в мире так как не видит никто. Да ещё поймать это увиденное. Тогда его искусство — жизнь. А иначе — это как у Блохина — синтезатор. Вроде и всё можно сыграть, а жизни нет… Как вариант — это да, возможно, но только как вариант. Я бы даже сказал — как девиация.
Хха! Так вот у фантазийного Плутенко жизни меньше, нежели у мало фигуративного Зарембы… Но есть сны… Сны, это-жизнь? Вряд ли. Иллюзия не есть жизнь. Но иллюзии окунают в мир раздумий… Как у Блохина. Ассоциативное от натуры творчество Зарембы вовсе не иллюзия-каждая картина передаёт состояние момента, но там нет мечты… Савельева в той же нише… Разные задачи у художников, обусловленные разностью темпераментов и жизневосприятий.
А фотографик Миша Горин?? Там вообще жизни нет! Но есть тревога и правда… предупреждение планетарного уровня… Высокое искусство. Я думаю, к проф.навыкам творческому человеку, для утверждения своей индивидуальности, своего почерка необходимы талант и бунтарность — кому элегантная, кому брутальная-это уже другая тема, главное-иметь бунтарность в характере, а не искусственно сознанную эпатажность… и важно соблюдать ватерлинию вкуса, не выходить за рамки в беспредельную безвкусицу, «сырость». Профессионалам это не грозит. Вот и вырисовывается « широкодиапазонная самостоятельность искусства фотографии» и не только фотографии. И ведь самостоятельность фотографии это совсем же не репортажный момент. В таком случае, мне достаточно было бы созерцать творчество В. Суркова… не применяющего оптику Наташи Говорухиной… Или Сергея Бугаенко, не кадрирующего снимки так, как это делает Кармазина… и тд…. Слава Богу, они, и ещё многие в городе- все оригинальные профессиональные авторы. Интересные и самобытные
Ничё не понял… Как это всё связано с моим предыдущим текстом? %)
Привет от биоробота! Ну вот! Игорь решил теперь ввести ограничения для фотографов, типа, чтобы сидели и не рыпались к художникам! А как же быть с пикториальной фотографией в таком случае? Для непосвященных объясню: фотография в стиле живописи. В начале прошлого века было такое течение, которое в 30 годы приказало долго жить ибо тоже нашлись любители ограничить творческую фотографическую свободу. Часть авторов была репрессирована, кое-кто уехал, кое- кто успел умереть своей смертью. И только в 90-тые годы 20века пошло постепенное возрождение техники пикториализма, сначала в российской фотографии, позднее в украинской. Автор этих строк — наглядный пример фотографа-пикториалиста). Я не снимаю репортажи и уже лет пять не занимаюсь постановкой. Меня, впрочем, удивляет другое.Часто художник, работающий над живописным портретом, тайком ,или, как бы между прочим, достает мыльницу и фотографирует портретируемого, оправдываясь: ну, тебе же ведь некогда приходить сюда каждый день и подолгу мне позировать? Измученная модель, не привыкшая к тяжкому труду натурщика, радостно и поспешно соглашается и с облегчением вздыхает. А художник после ее ухода уже по фотографии дописывает портрет.
В декабре 2011-го года мы открывали в Сумах выставку выдающегося ( без преувеличения, даже гениального) пейзажиста из Севастополя Виктора Ивановича Соколова. Это было грандиозным событием для города. На открытии ко мне подошел уважаемый Леонтий Феофанович Костур и, глядя на работы Соколова, произнес следующее: » Хорошо фотографу! Щелкнул себе быстренько и никаких творческих мучений. Не надо тратиться на кисти, краски, полотна,мучительно работать работать месяцами-годами и т .д.» Костур, похоже, даже не представлял, сколько труда вложено в каждую фотографию. Один пейзаж, к примеру, Виктор снимал в течение трех лет. Первый раз, забравшись на скалу и найдя нужную точку съемки, понял, что снять фото наилучшим образом можно только 15 октября. На следующий год в это число же покоряет вершину и тут облом, нет погоды,свет «ушел». На третий год вновь взбирается на вершину. Все замечательно: свет соответствующий, фотограф радуясь, ставит камеру на штатив, только собирается нажать спуск, как откуда ни возьмись, аккурат в кадре, в центре композиции,появляется группа туристов. А нужный свет будет очень недолго, считанные минуты. И тут Виктор Иванович кричит им: «Ребята! Лягте, пожалуйста, на пару минут в траву и замрите! » Туристы послушно легли и Соколов,который практически стоял на краю обрыва, рискуя свалиться в пропасть, сделал легендарный пейзаж. Даю ссылку та творчество Виктора Соколова;
\\\https://www.facebook.com/profile.php?id=100007112225234&sk=photos&collection_token=100007112225234%3A2305272732%3A69&set=a.1388306081416453.1073741838.100007112225234&type=3
\\\https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1386930844887310&set=a.1386930748220653.1073741837.100007112225234&type=3&theater
\\\https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1386342034946191&set=a.1382117958701932.1073741832.100007112225234&type=3&theater
\\\https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1394104944169900&set=a.1394104837503244.1073741845.100007112225234&type=3&theater
Через несколько дней после открытия выставки Соколова ,захожу на выставку художника,стоит Костур, рассматривает картину. Подхожу сзади и с юмором продолжаю диалог начатый на соколовской выставке: «Вот хорошо художнику! Нарисовал себе плод своего воображения! Быстренько, что тебе нужно.В в отличие от фотографии легко повесил на стенку и…красота! Не надо тратиться на дорогостоящую аппаратуру, сменную оптику, искать точку съемки, время года,суток,»режимное» время съемки, при которой объект съемки будет выглядеть наилучшим образом, выбрать ракурс, не промахнуться с объективом, камерой. Потом из сотен снимков выбрать единственный, наилучший, напечатать его( еще та проблема при уровне наших мини-лабов), подобрать бумагу, оформить в нужного тона паспарту, которое «не убьет»,фото, не оттянет на себя внимание, найти соответствующую раму, полдня вешать фотографию в экспозицию, ( орудуя отверткой, шурупами), выбрать такое место работе, чтобы она не «потерялась» на фоне остальных, чтобы стекло не бликовало, чтобы фотография «звучала». Каждому творцу почему-то кажется, именно его труд самый мучительный и самый нелегкий, самый недооцененный. Любое творчество — тяжкий, мучительный труд.
Наталья Говорухина : «Привет от биоробота! Ну вот! Игорь решил теперь ввести ограничения для фотографов, типа, чтобы сидели и не рыпались к художникам!»
Игорь Касьяненко «Почему я против того, чтобы фотографы заходили на территорию живописцев. Ну то есть пусть они, конечно, ходят куда хотят, но почему я в таких случаях теряю к ним интерес.»
Наташа, у тебя удивительный талант вести дискуссии с воображаемым собеседником
Ты, кстати,замечательный представитель именно того, направления в фотоискусстве, которое я абсолютно принимаю.
А ещё я обожаю, когда ты рвёшь тельняшку за своих. Даже в ущерб себе. *THUMBS UP*
Кто сильнее — тигр или медведь?
Тигр сильнее. Но есть такие медведи, с которыми тигры не рискуют вступать в единоборство.
Кто сильнее — хороший художник или хороший фотограф?
Хороший художник сильнее. Но есть такие хорошие фотографы, с которыми хорошие художники не рискнут вступать в единоборство.
Если кто скажет, что не надо сталкивать лбами и сравнивать два хороших дела, то это будет уловка на лжи. Можно сравнивать эти два дела.
Фотографом может быть любой.
Художником — большинство, но при наличии элементарных способностей.
Хорошим фотографом могут стать многие, но через труд, труд, труд и постоянное эстетическое самосовершенствование.
Хорошим художником могут стать немногие, нужна одаренность талантом.
Гениальный фотограф — явление редкое. Но он навсегда останется фотографом — слугой, обслуживающим персоналом внешней данности. В закрытом пустом пространстве даже гениальный фотограф мертв.
Гениальный художник — явление редкое. Но он извечный хозяин. Его гениальности не страшно закрытое пустое пространство. Он сотворит из своих мыслей и воспоминаний все, что захочет.
Фотографа создают люди.
Художника создает Бог.
«В закрытом пустом пространстве даже гениальный фотограф мертв.» — ух ты…. *THUMBS UP*
Художник не ограничен в исходном вдохновении, на холст «выливается» его внутренний Мир, его эмоции и чувства, рожденные внутри.
Фотограф фиксирует окружающий Мир, он в роде как «критик Природы», помогает людям лучше понять то, что нас окружает.
Наверное поэтому среди художников гораздо больше непризнанных, чем среди фотографов.
Художником быть сложнее (помимо внутреннего мира еще и руки должны уметь…)
P.S. Извините, если кого обидел …