На улицах Сум появится настенная поэзия
В Сумах, в рамках фестиваля «Стрит-арт 2014», пройдёт конкурс настенной поэзии.
Уже несколько лет одной из ярких сумских достопримечательностей являются картины на стенах домов. Появились они во время фестивалей стрит-арта и, несомненно, украсили город.
Надо сказать, что наши края имеют далеко не самое последнее отношение к возникновению стрит–арта как явления. Одним из подписантов знаменитого первого Декрета футуристов «О демократизации искусств (заборная литература и площадная живопись)», считающегося первым манифестом стрит-арта, вместе с Владимиром Маяковским и Александром Каменским был уроженец Сумщины Давид Бурлюк.
В этом году, как нам сообщили в «Агенции промоции «Сумы»», в областном центре так же пройдёт фестиваль стрит-арта. Сейчас идёт подготовка. В сравнении с прошлыми фестивалями ожидаются некоторые новинки. Одна из них — настенная поэзия. Организаторы планируют, что сумские поэты найдут время сочинить (или отыскать среди уже написанных ими) четверостишие, прямо или ассоциативно связанное с городом Сумы.
Затем компетентное жюри отберёт пять наиболее вписывающихся в концепцию сумского стрит-арта четверостиший, и во время самого фестиваля эти стихи украсят улицы нашего города. Единственным условием «публикации» на городских стенах является отказ от указания авторства. Таким образом, стихи становятся народными, вполне в традиции кобзарства, где, как известно, песня разрешается к исполнению всеми кобзарями только в случае, если имя автора забывают.
Приглашаем сумских сочинителей принять участие в отборочном туре конкурса «Настенная поэзия». Ваши четверостишия публикуйте прямо тут, в комментариях к этому тексту. Язык публикации — любой. В отличие от стихов на стенах, здесь лучше публиковать стихи с указание имени автора (надо же дать шанс будущим исследователям Вашего творчества ). Времени у нас немного – неделя с момента публикации. Всем удачи и вдохновения!
P.S. Кстати, в городе Лейден (Нидерланды), в рамках культурного проекта «Wall poems», на стены домов уже нанесены стихи Вильяма Шекспира, Марины Цветаевой и стихотворение Александра Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека» (см.иллюстрацию к этому материалу). А так как Сумы культурно дружат с Нидерландами, а собираются дружить ещё больше, то сумская поэтическая акция автоматически становится частью этого международного содружества.
Важко почуття не сумувати,
Особливо якщо Суми в серці мати
Й не тримати їх, як статуя безрука…
Математика душі — складна наука.
Ты не плачь, а вперед смотри,
Хоть бывает ужасно грустно,
Если город в твоей груди, —
В ней уже далеко не пусто!
Мой город река разделяет на части.
Мне тут выпадало и горе, и счастье.
А в будущем — встречи, события, думы
И вечный мой поезд до станции Сумы
Весенним днем с моим отцом
пустились в дикий пляс.
Он прожил жизнь в краю родном,
где я прожил сейчас.
Слоновой кости тонкая резьба,
Жемчужный блеск колонн и острых шпилей…
Ты не дворец, но ты и не изба —
Ты ХРАМ в Сумском неповторимом стиле!
(фото добавить нельзя, потому ловите ссылочку //http://www.poetryclub.com.ua/upload/poem_all/00195894.jpg)
Якщо ти раптом втратиш сенс життя,
Не варто бігти у непізнані світи.
Згадай свої найкращі почуття,
Поплач… А потім — підіймайся та іди!
Чи звукiв саксофону та гiтари,
Чи аромату кави на жаровнi
Злякався час i залишився зовнi,
А ми — вiдпочивали у кав’ярнi…
Кав’ярня «Золотий Дукат» — моє враження від перших відвідин ))
Чудесная картинка у кавьярни )))
И идея — просто спасительная для стен улочек и для глаз не только эстетов-гурманов, а просто прохожих, озабоченных житейскими проблемами… Или, наоборот- опустошённых… Прочтёт унылый прохожий эти строки и куда та унылость денется. И как можно больше бы охватить метров квадратных стен города… А может, всеобщий литературный субботник организовать после проведённого фестиваля?
…5 четверостиший-ну, совсем мало… Разве нет?
Для начала хватит. Вся жизнь впереди…
Присесть бы в старом парке на газоне,
Листать страницы памяти упрямой…
Немножко наспамила :-[
Кстати, а настенная поэзия будет сама по себе или вместе с какой-то графикой?
как я понимаю, вместе…
Пьём пиво, водку ли, росу мы.
Большой ли, малый пьём объём:
Наш первый тост — за город Сумы,
Второй мы пьём за денег суммы,
А третий — за сумчанок пьём! *DRINK*
Спадає вечір на самотні Суми,
Змілілих вулиць в’ються руки, рукави…
Артеріями днів стікають думи
У річки Стрілки підземельні береги…
Дозволь мені сьогодні близько п’ятої,
Коли вечірні тіні сповнять все навкруг,
Переступить поріг байдужістю розп’ятої
Блідої церкви віри в український дух.
Зродившись у віки козацькі величаві
Не витримала натиски доби —
В іржавій крівлі слава не замає,
В обдертих стінах бавляться вітри.
В вечірніх сутінках далебі не засяє, —
Ця церква Воскресіння стерта зі скрижаль,
І тінь життя у буднях проминає,
І вічність обертається на жаль.
Синтез поэтического слова и графического искусства это здорово, недавно в Киеве прошла актуальная выставка, хотя с политическим подтекстом в стиле концептуального искусства. Подобного стрит-арта у нас еще не было, и это, думаю, будет замечательно. И поэзия красивая, а если ее еще и проиллюстрировать, то будет классно. Сумские и иногородние ;) художники уже показали оригинальное видение уличного искусства на предыдущих фестивалях. Интересно, рисунки к стихам также будут утверждаться на этом конкурсе?
Стихи будут дополнением к стрит-арту, а не наоборот. Так что картинки утверждаются отдельно, стихи — отдельно.
5 стихов — маловато, но именно столько объектов выделено под стрит-арт в этом году. Но этот маленький конкурс четверостиший может стать толчком к участию в более глобальном конкурсе — урбанистической поэзии и фотографии, который проводит «Агенция промоции». Лучшие четверостишия о Сумах могут войти в книгу «Суми є», которая будет издана по итогам конкурса. Будет, что подарить гостям города
Поэзия — дополнение изображениям? Главное, чтобы не 50х50. Вот если бы всё же шрифт доминировал… Как легки и воздушны строки на фото…. Есть в этом некая деликатная элегантность
Шрифт можно подобрать))
Ліхтар сховався від осіннього дощу
Під кроною безрадісного клена.
А світло ллється… я вас попрошу
Відкрити таємниці незбагненні…
Хто тут стрічався, плакав чи моливсь,
Хто тут знайшов притулок аж до ранку,
Хто тут у натовпі людей згубивсь,
Щоб дощ і сльози мірять доостанку?
Останнього автобусу чекав,
І вірив, що настане та година,
Коли в осінній ліриці октав
Хтось мовить йому: «Слава Україні!»
Жебрак на вулиці — і часопростір.
Він дорікає Богу — втратив все!
Надія й віра стерлися об костур,
Любов і мудрість — як дістати це?
Смак цитрусу з медом відчує аскому.
Між нами забули поставити кому.
Ліхтар лиш схитнеться, відчує втому.
Мені заміський…і пляшку рому.
———————————-
Місто вранці без мейк-апу.
Ідеї десь поруч,чекають,народжуються.
Ліхтар зустрічає о сьомій щовечора.
Залишайс назавжди он-лайн
————————————
Містичне місто коси розплітало.
Жінки з чоловіками пробігали.
Час флегматично рухався до згадок.
Сон залишав лиш ковдру в спадок.
—————————————
В кишенях квіти,зустрічі та втечі.
За застібкою серце та паркан.
В долонях сонце й цукор для малечі.
У моїй Сумці Тихий океан
Если на сердце грустно,
Если в душе тоска,
Ты поброди по улочкам нашего городка….
Сердце найдет отдушину,
Сердце найдет покой,
Просто, тебе показалось……
..ведьs не ушла ЛЮБОВЬ!
Если на сердце грустно,
Если в душе тоска,
Ты поброди по улочкам нашего городка….
Сердце найдет отдушину,
Сердце найдет покой,
Просто, тебе показалось……
..ведь не ушла ЛЮБОВЬ!
Ушла, ушла.
Если показалось, значит, несомненно, что ушла.
И не вернется, хоть кукуй, хоть не кукуй.
Пришлет вместо себя какую-нибудь обреченность неухода, обусловленную скудными внешними обстоятельствами — ото и все утешение.
Живопись, поэзия, фотография, музыка, философские эссе, перфоманс, хрен с ним, — собрать бы все в одном месте и устроить великолепную выставку с названием «Похороны любви». Цены бы ей не было.
Ничего похожего еще не видел, хотя ведь совершенно очевидно, что «любовь» и «похороны» — два важнейших события в жизни любого человека. Они ценны и по отдельности и вместе.
Красота! Со стен смотрят картины и фотографии, плачет гитара, нет, гитара под такое событие не годится, тут балалайка нужна, она подчеркнет всю сардоничность происходящего. Со сцены стонет поэт. И десятки трупов ходят, смотрят, слушают.
Я готов быть спонсором на 100 носовых платков. При входе будем выдавать, чтобы слезы вытирать. И одну сушку поставить на уровне головы. У кого платок окончательно размокнет, тот будет лицо под теплый вентилятор ставить. Вентилятор будет успокаивающим объединяющим началом. Его теплой любви на всех хватит. Он же электрический, не на газу.
С первых же проданных «кулинарий» платков накуплю.
Это настоящий перформанс. А хорошо «плакать» может только скрипочка, это будет поблагородней . Получилась пессимистически фантасмагорическая утопия. *CRAZY* И что же за житие-бытие там у Вас? Я думаю, что Вы, Евгений, более позитивный чело век.
Ремарочка: ….нужна будет, обязательно, жилетка, которую вешают при входе и на ней табличка- «жилетка друга»….В центре зала символ разбитого сердца куда возлагают цветы….Последнее слово говорит самый многострадальный …Ну и под «занавес» поминки…… (картина маслом…(((((((((( )
*THUMBS UP*
Извините, девушки, однако возражаю вам по всем пунктам.
1. Плачущая скрипка — банально. Пожалуй, и балалайка не далеко ушла. Я понял. Здесь туба нужна.
2. Не пессимистически фантасмагорическая утопия, а отражение реальности с яркой белой лампой, направленной на входящего человека, и ослепляющей его. Это лучевой удар в сознание, подготавливающий к принятию нового чувственного знания о «смерти» и «любви».
3. Жилетка — уровень скрипки. Не годится. Носовые платки тоже отменяем. Я понял. Нужны оголенные плечи. Женщин сопровождают оголенные мужские плечи. Нужен декан факультета физвоспитания пединститута. Все двоешники будут отрабатывать зачет весь вечер с голым плечом и маской на лице.
И два десятка костылей для посетителей-мужчин. Для женщин опора — мужское плечо. Для мужчин — деревянный костыль. Большего эта особь не заслуживает. Раскисшая женщина — это жизнь, ей нужна опора. Раскисший мужчина — это псевдожизнь, ему нужна адекватная скульптура самого себя в этот момент, и это будет как раз костыль
4. Разбитое сердце, да еще со цветами — это те же скрипки и жилетки. Не пойдет. Нужен ящик с меловым порошком и корыто с битым стеклом. Когда под воздействием звуковых и визуальных образов сосуд души переполнится неотпускающим страданием, владелец сосуда подойдет к ящику с мелом, припылит руку, и затем возьмет горсть стекла и крепко сожмет в кулаке.
Благодаря мелу, во-первых, стекло не будет прилипать, а будет легко ссыпаться с руки обратно в чашу, и, во-вторых, выступившая кровь на мелованной руке эстетичней выглядит, привлекая к себе внимание страдающего и, отвлекая его, тем самым, от самого страдания. На серой-желтой ладошке кровь будет терять свою выразительность.
И вот здесь позарез нужна кулинария. В центре выставочного зала стол, на которым разбросаны раскрытые «Драматические кулинарии». 380 вольт человеческого душевного напряжения и боли подходит к столу, машинально листает страницы и вдруг натыкается на заголовок, например, БУЖЕНИНА.
О, боги! — это вопль остатков истерзанного существа, — какая мерзость! И руки сами начинают рвать страницу в клочья! Фух! Хоть на мгновение капельку полегчало.
Фух, ну Вы даете…! Аж, в жар бросило… Лучше я на улице постою…
А представляете, как оно у меня в жизни происходит?!
Недаром те люди, которые имеют обо мне верное знание, считают меня психом ненормальным.
Чем отличается псих нормальный от психа ненормального…? И что такое норма..?
Пригожий вечер красится багрянцем,
И ветви лип качаются во мгле,
И голубь с крошкой хлеба самозванцем
Взлетает ввысь к неведомой земле.
Альтанка спит, тревожится театр,
На сцене — вновь проигранные драмы,
Спектакль идёт, и звонит златом лат
Последний рыцарь в услуженье дамам…
Храм музыки, спектакля, храм науки, —
Всё по душе — и выберем своё…
Но кто возденет к небу сердца руки?
Украсит верой кто земное бытиё?
Давай уедем к морю …
Давай уедем к морю,
Где чайки в поднебесье,
Где тихий шум прибоя
Споёт о счастье песню.
Где волны моют берег
И плещутся о скалы,
Где солнце жарким летом
С тобою нас ласкало.
Лежать с тобою будем
На берегу залива,
Где всё вокруг спокойно,
Прозрачно и красиво.
Там пальмы ночью южной
Встречаются с звездою,
На горизонте небо там
Сливается с водою.
Там вечер шепчет сказки
Весёлому прибою,
Там будет столько ласки,
Там будем мы с тобою.
В огромном синем море
Солёная вода,
Хочу чтоб мы с тобою
Уехали туда.
Туда где не достанут
Подруги и друзья,
Где есть песок и волны,
Где есть лишь Ты и Я.
20.12.2003 г.
Желанье сердца в отблеске заката? —
Знакомой улицей в неведеньи пройтись!
Поймать троллейбус первый, что когда-то
Мост Харьковский проскакивал как рысь!
Сплетенье древ в сени автовокзала,
Сплетенье душ, раздетых догола,
И судьбы, что дорога здесь связала,
И судьбы, что дорога развела…
Памяти отца Трифилия (настоятеля Троицкого Собора)
Орган не слышит радостных известий
В соборе душ, но без духовника
И перст судьбы сверкает чьим-то перстнем,
Нет триединства — кровь бежит река…
Нет триединства — лжи струятся реки,
Нет триединства, люди человеки
А лишь тоска, живёт тоска в сердцах…
Нательный крестик, безудержный страх,
И смертного грехопаденья крах,
Окутанный неистовой печалью,
За чьей-то кроется изысканной вуалью…
Соборы душ утоплены в крови
Без покаянья, милости, любви!
Часы бьют полночь на худом запястье,
Сквозь пальцы дробью утекает счастье…
Стихотворение не на конкурс.
Позднее наследство,
Призрак, звук пустой,
Ложный слепок детства,
Бедный город мой.
Тяготит мне плечи
Бремя стольких лет.
Смысла в этой встрече
На поверку нет.
Здесь теперь другое
Небо за окном —
Дымно-голубое,
С белым голубком.
Резко, слишком резко,
Издали видна,
Рдеет занавеска
В прорези окна,
И, не уставая,
Смотрит мне вослед
Маска восковая
Стародавних лет.
Тарковский.
Мне Арс.Тарковский всегда казался недоделанным.
Первая строфа просто прекрасная, великолепная, елки-палки:
«Позднее наследство,
Призрак, звук пустой,
Ложный слепок детства,
Бедный город мой».
А дальше — ничего:
«На поверку нет, Здесь теперь другое, С белым голубком, слишком резко, рдеет занавеска, Смотрит мне вослед…»
Какая-то банальщина в пустоте.
Автор: Василь Стус
Вірш про тихий шарм міського вечора, туманність проспектів, де все дихає тугою. Але пам’ять про спільні миттєвості живе в душах закоханих, які щиро радіють зустрічі, споглядаючи на чудове зоряне небо. Їх життя — лише мить для вічності, але їхня любов відкриває їм шлях до єднання з вічністю, хоча б лише цього вечора, на який випала зустріч…
Весняний вечір. Молоді тумани.
Неон проспектів. Туга ліхтарів.
— Я так тебе любила, мій коханий.
— Прости мене — я так тебе любив.
І срібляться озерами долини
шовковий шепт пригашених калюж.
— Мені ти все життя, немов дружина.
— Мені ти все життя, неначе муж.
— А пам’ятаєш? — Добре пам’ятаю.
— А не забув? — Ні, не забув, о ні!
— Здається, ніби в молодість вертаю.
— Це справді — ти? Це справді — ти? Не в сні?
— А першу зустріч? — Першу і останню.
— А я лиш першу. Ніби й не було
минулих років нашому коханню.
Не вір, що за водою все спливло.
— Не треба, люба. — Знаю, що не треба.
І душ четвірко б’ється на ножах.
О, єдиніться! Безоглядне небо
вам спільний шлях покаже — по зірках.
Когда бы мне сказали: «Выбирай
То место, где душе и телу любо.»
Я тотчас бы себе придумал рай —
И стал бы белкой в парке Кожедуба»
Живи, моє місто, сповнене сил
Могутніх річок і каштанів!
Будь вільне, як розмах орлиних крил,
Й кохайся в проміннях тюльпанів!
деякі виправлення:
Живи, моє місто, сповнене сил
З трьох річок і з цвіту каштанів!
Будь вільне, як вітер, як розмахи крил,
Кохайся в проміннях тюльпанів!
Я вижу вновь, как в этот город,
Жующий время, стыд и смог,
Стремится жизнь – так, чист и молод,
Дробя асфальт, растёт цветок –
Бездомный мальчик, с миром споря,
На камень став ногой босой,
Рисует море на заборе,
И море дышит бирюзой…
Рідні Суми…П`янять і окрилюють знов,
Так турботливо серце лікують,таємно-приємно…
Краплиночка суму…Та все ж «епілогом-любов»!
«Ви любіть Суми так,як любив його я».Це взаємно.
Фонтаны взметают в небесную высь
Волшебные струи из детского смеха,
А сверху с улыбкой на Сумы глядят
Иван Харитоненко,Лушпа и Чехов.
Вечер… и ветра вихри гасят ушедший день…
Мир дышит свежим холодом, кутаясь бережно сном.
Здесь все тревоги стихли и превратились в тень…
Счастью не нужно повода там, где тепло и дом!
Назва «Суми» пішла не від суму й недолі.
«Су» – у східніх народів, це значить «вода».
«Ми» – в переклад на нашу «доволі».
Карасу – чорна вода.
Сула – тиха вода.
А су — ржик ?
Приятная новость для всех участников и тех, кто ещё планирует участие, а пока ожидает Музу.!
Сроки подведения итогов пока отодвигаются. Ориентировочно — ещё на неделю.
Так что можно присылать ещё свои нетленки! Ждём. *THUMBS UP*
Сгустилась тень на лавочках пустого сквера,
интимным кажется прохожих разговор…
Вдруг, кто-то проронил иное: «Prima sera!»*
Да, это вечер ранний лег на старый двор.
Сменился зной осенней непогодою.
За витражом, усеянным дождем,
она с славянской меланхолией
чуть слышно говорит ему: «Il pleut!»**
Соединенье уст разноязычных,
банальный смысл непознанных причин
и грусть сочит, бравурное обычно,
призывно-ностальгийное: «Cin — cin!»***
Смывает дождь следы ночных прохожих,
кружится лист, прощаются друзья…
И шепчет ветер средь седин склоненных:
«Соmo si cambia! Como si cambia!»****
*Prima sera (ит.) — ранний вечер;
**Il pleut (фр.) (иль плё) — идет дождь;
***Cin-cin (ит.) (чин-чин)-Ваше здоровье!;
****Como si gambia (ит.) — как все меняется.
Звеличуйся церквами — Богу молись.
Любись собі, тихая вода…
І дякуй народу, що з вірой колись
Назвався Сумина слобода!
І вечір буде, день мине поволі,
Сховавшись між зажурених алей…
В альтанці тихо заховались двоє —
Він, і Вона з букетиком лілей…
Сьогодні поспіхом біжу до Інституту,
Куди дорога хоч далека — не забута,
А на зупинці стрінеться тролейбус,
Міське життя — доріг строкатий ребус.
Сьогодні поспіхом біжу до Інституту,
Куди дорога хоч далека — не забута,
А на зупинці стрінеться тролейбус,
Міське життя — доріг строкатий ребус.
Аноним — это я, удалите, пожалуйста.
Час зупинився біля річки Стрілки, —
Сьогодні брили скине предковічні!
Жива мелодія прадавньої сопілки,
І янгол спуститься на береги сторічні…
Різдво, і вечір, і самотня зірка
На Сході сяє, сум минає грані,
Оганний зал, поскрипує сопілка,
Його Величність Бах зіграє пасторалі…
пожалуйста, исправьте слово «органний»
Зіткана ніч сумська із міріад зірок,
Альтанка, сквер, театр, життя урок,
І «ювілейний» матч гіркий, як лайм, —
Сьогодні сни складуться в овертайм!
Ремарка: «зіткана» — наголос на другому складі.
Орест Коваль усміхнено радіє!
Це — Суми, вечір, музика бароко!
На сцені — гра на п’яно пломеніє!
Бах-фест сьогодні — в залі ані кроку!
Гойдається самотня гілка клену,
І шепіт міста їй казки розкаже,
Як в небо Сум звели нову антену,
І як зв’язок усіх згуртує, зв’яже…
Недільним ранком
У сквері «Дружби» проминає свято, —
За пивом, сміхом, цигарковим димом,
Самотня церква дружньо буде ждати
Недільним ранком тих, хто став «щасливим».
Стоять наші Суми на Сумці і Пслі, На Стрілці й Попадці стоять, Віками на цій благодатній землі Садами й гаями шумлять. Отаман Кондратьєв з містечка Ставищ Привів сюди сто козаків І поряд забутих старих городищ На довгі віки поселив. Бували тут Чехов, Купрін і Олесь, Жили знамениті роди, На наших стежках загубилися десь Тараса і Лесі сліди. Зростайте у цім калиновім краю, Від лиха його бороніть І Суми — малу батьківщину свою, Як предки любили, любіть. Автор вірша: Петренко Микола Миколайович.
Микола Миколайович Петронко любив своє місто, вивчав та пропагував мистецьку спадщину видатних українських та російських художників. Він залишив багато цікавих культурно-мистецьких розвідок в газеті «Ярмарок». Світла йому пам»ять.
ШТРИХ ПАСТЕЛИ.
Старый дом за углом,
сонный парк над прудом
и сердец метроном,
призывающий Вечность…
Между мной и тобой,
только дождь проливной,
очарованный миг,
несказанная нежность…
Уважаемые участники конкурса! На этом приём текстов завершен. Итоги будут подведены до 1 августа 2014 года. Спасибо всем отозвашвимся!
*THUMBS UP*
я как всегда)))