Людмила Калиновская: «Меня никто не учил. Это пришло само».

6vG0Nokki4wЛюбое искусство сочетает в себе владение ремеслом и умение воспарить в творческий космос. Дар воспарять позволяет доставать с высот необозримых звёзды талантливых произведений. А ремесло при случае можно продать, чем широко пользуются художники и музыканты, зарабатывая на хлеб насущный.

К сожалению, ремесло поэта практически непродаваемо. Поэтому серьёзные занятия поэзией требуют особой мотивации, особенно когда на дворе такие финансово озабоченные времена, как сегодня. Поэт, занимающийся изучением возможностей языка на предмет передачи тончайших оттенков человеческих чувств и эмоций, не может не чувствовать себя особенным, просветлённым, постигшим нечто большее, чем другие, ибо в моменты вдохновения касается таких глубин, кои недоступны обыденному сознанию.

А в быту он, как правило, проигрывает более грубым, сосредоточенным на материальном согражданам. И это двусмысленное положение в мире сложно выносить. Поэтому в 17 лет стихи пишут все, в тридцать – только поэты, а после сорока –только сумасшедшие. Я бы изменил эту известную шутку так: в 17 лет пишут стихи все, а потом – только те, кто в любом возрасте чувствует себя на 17 лет. Конечно, при этом они, с точки зрения состарившихся ровесников, порой выглядят сумасшедшими.

Особенно непросто поэтам в маленьких городах, где «своих» крайне мало и ощущение «белой вороны» приходит почти при каждом контакте с окружающими. Тем более важно и замечательно, что поэты в малых городах живут и, судя по белопольскому литературному объединению «Выр», имеют большие планы на будущее. В том числе и поэтические.

Литературный кружок в Белополье существовал ещё в тридцатые годы прошлого века. К восьмидесятым годам он вырос в серьёзное литературное объединение, давшее украинской поэзии, в частности, такие имена, как Юрий Назаренко, Александр Вертиль, Наталья Белоцерковец, Иван Низовой…

Затем наступила небольшая пауза, а в 2006 году литературное сообщество белопольских поэтов возродилось и, не забывая о своих корнях, обрело новую, интересную жизнь. О том, чем и как живут сегодня поэты в Белополье, мы беседуем с руководителем литературного объединения «Выр» Людмилой Калиновской.

 — По традиции начнём с вопроса о том, как ты пришла в поэзию…

icOKJTSn9os — Писать стихи я начала в школьные годы, когда  существовал предыдущий «Выр» под руководством Николая Теницкого. Но тогда я по возрасту еще не проходила в члены взрослого литобъединения, а это было действительно мощное собрание писателей, поэтов и журналистов.

Меня никто не учил… Это как бы само пришло.

…Я не разговаривала до 4-х лет. Меня воспитывала глухонемая прабабушка, она общалась со мной на языке жестов… Я и сейчас испытываю проблемы, когда хочу быстро сказать что-то важное в личной беседе, выступая перед залом или сталкиваясь со слишком красноречивым собеседником, теряюсь, перехватывает горло, мысли путаются… Поэтому к выступлениям готовлюсь, продумываю их заранее.

А вот в стихах, в отличие от разговорной  речи, я имею возможность выразить себя, говорить о волнующем не спеша. В процессе сочинения есть время подумать и прийти к самой точной, краткой и ёмкой форме выражения мысли или чувства.

Я с отличием закончила библиотечный факультет Сумского училища культуры; естественно, читала много книг. Потом был Институт культуры в Харькове… Я фактически росла среди книг, читала уже в 6 лет и ходила с отцом во «взрослую» библиотеку. Знакомство со стихами началось со сказок Чуковского, Пушкина…Плюс в те годы, когда я уже начала работать в библиотеке, в читальный зал поступали по подписке разнообразные журналы с подборками стихотворений разных авторов. И я, придя на работу, могла открыть любую книгу или журнал и – читать, читать, читать.. Один раз посчастливилось побывать на заседании литстудии Василия Чубура, которая работала при газете «Червоний промінь»…

Вскоре я начала печататься в газете «Білопільщина». После первой публикации стихи уже начали жить своей жизнью. А потом мы познакомились с Ольгой Бражник и Натальей Пащенко. Собственно, решение восстановить объединение в Белополье пришло не само собой. Подсказка пришла извне, от Ивана Головченко. Он человек неординарный и талантливый, как говорится, во всех отношениях. Организатор и идейный вдохновитель, создатель трёх народных хоровых коллективов в Белополье, чудесный поэт-песенник, композитор, исполнитель… Сегодня его знают как автора 10-ти (!) романов, лауреата литературной премии им. Андрея Головко за лучший роман года, члена Союза писателей Украины, Союза журналистов Украины, музыкального Союза…

Так вот, он первым высказал мысль воссоздать объединение, сделать его со временем художественным… Чтобы там были и поэты, и писатели, и художники, и журналисты. Именно знакомство в Иваном Головченко стало первым «колышком» в идее восстановления объединения. Воплощать в жизнь эту идею пришлось трём начинающим поэтессам smile

Мы поставили перед собой цель: создать такое место, где творческие люди могли бы встречаться, общаться и издавать свои произведения. Так возникла новая генерация литературного объединения «Выр». Пока, правда, нам не везет с художниками, исполнителями-бардами… Но всё это –  в планах и поисках.

— Что тебя мотивирует на занятия поэзией? Это же труд… 

 fs4RiZg6Ly4— Я не люблю шумных компаний, слишком громкой музыки, мне уютнее в одиночестве. Я могу выйти из дому и просто гулять, по пути общаясь с тем, что вижу, и с тем, что в это время рождается в воображении. Самый интересные для меня существа, которых я встречала в таких своих путешествиях –  я и мой кот. 

Мне очень нравится наблюдать за другими людьми, но отстраненно: в толпе, на улице… Я не хочу с ними общаться – я за ними наблюдаю, и ( может, это прозвучит странно) мне кажется, что люди только внешне отличаются друг от друга, а внутри все очень похожи… И замечаю, что моя интуиция меня не подводит smile

 — Можно, понаблюдав за человеком со стороны, узнать, кто он и что собой представляет?

 — К нам недавно присоединилась местная журналистка Наташа. Мне за ней было интересно наблюдать, пока у нас было обычное «шапочное» знакомство, у меня была возможность читать её стихи –  иными словами, общались мы заочно, а тут вдруг она сама к нам пришла в литобъединение. Хотя, конечно, мы её звали и, как теперь стало понятно, не ошиблись…

— Ты верующий человек? 

Да, в Бога верю, конечно, но живу светской жизнью, церковные посты и прочие ритуалы не соблюдаю. По моим личным ощущениям, дальше не будет ничего. И это хорошо, как хорошо уснуть вечером и на этом закончить со всеми проблемами дня.

— А проснуться утром? 

 Проснуться, конечно, хотелось бы, но надежды, по большому счёту, нет. Оптимизм кажется мне признаком недалёкости… ну, как может здравомыслящий человек быть оптимистом после всех этих похорон, эксгумаций и прочего…

— Но есть же что-то прекрасное, что тебя мотивирует проснуться утром? 

 — Солнце… Весь антураж утра: кофе, сигарета и первый момент растворения в только что проснувшемся, тихом, ещё не успевшем разволноваться, мире. Горы люблю, небо – всё высокое. И, конечно, прекрасны моменты озарения, когда строчки хорошие приходят… я просто чувствую это. Для нормального человека – это будто ком к горлу подступает и дыхание перехватывает до головокружения…

— А тебе нужен другой? Тебе не страшно одной?

 У меня есть другой – моё отражение в зеркале, я как-то сама с собой умудряюсь договариваться. Слушаю всех, а договариваюсь сама с собой. Я же Близнец по гороскопу, мне позволено. И когда одной моей половинке грустно или не получается что-то, то вторая поддерживает: не сдавайся, мол, иди действуй, работай…

— У меня есть ощущение, что ты к человеку, как к явлению природы, относишься с иронией. 

 — Опыт показывает, что я часто поступаю, как все, и при этом – не так, как хотелось бы. То есть ирония по отношению к окружающим – это следствие самоиронии. Я же вижу постоянные ошибки и свои, и других…

— И при этом люди тебя любят! Я видел, как искренне многочисленные друзья поздравляли тебя на юбилейном вечере, литобъединение активно работает… В чём фокус?

— Не знаю… Вы лучше спросите у людей. Видимо, что-то притягивает их… Может, имя Людмила, его значение, может быть, что-то другое. Говорят, что во мне много искренности и какой-то непонятной наивности. Иногда даже ругают за это! Но… один Бог знает, что это…

Может, это и есть основная причина. Фактически литобъединение  начиналось как женский поэтический клуб. А сейчас у нас уже 14 человек, много мужчин, причём не только из Белополья – многие специально приезжают на наши собрания из окрестных сёл.

 — Как возникла идея проведения таких креативных дней поэзии в Белополье? 

—  y_58cabe22Раньше подобного не было, не считая, разумеется, мероприятий, проводимых «для галочки». А тут нам захотелось людей расшевелить, к тому же появился зал, где это можно провести:  в Центре культуры и отдыха «Украина». Мы хотели  заявить о том, что мы есть, и показать, что мы умеем. В прошлом году праздник назывался «На дне поэзии». В этом – «Геометрия слова». Провели презентацию «Відчуваючи місто», где были представлены  две поэтические книги  – моя и Людмилы Лукьянец…

Мы долго готовимся к таким событиям, собираемся каждую неделю, сценарий обдумываем, прикидываем, как сцена будет выглядеть. Ведь все должно быть неординарно! Процесс подготовки не менее интересен, чем само мероприятие, тут много творчества, фантазии, общения. Праздники прибавляют сил, особенно когда много людей приходит. В этом году снегопад был невиданный, а люди всё равно пришли к нам…

Надо сказать, что интерес к поэзии пробуждается, и мы уже позволяем себе устраивать, например, публичные чтения в центре города. В прошлом году мы провели акцию по сбору средств на памятник Ивану Низовому – читали стихи прямо на площади…

— И как прохожие реагировали?

 — Нормально реагировали. Кто-то останавливался, кто-то мимо проходил, кто-то улыбался, кто-то вообще не замечал. В целом было легко и просто. Первый опыт общественных чтений оказался, очевидно, позитивным, и мы планируем продолжать в этом направлении.

Ныне деньги на памятник собраны с помощью акции, реализованной в интернете. В этом, наверное, и состоит главный смысл  всемирной сети – помогать людям с разных стран, городов и весей делать совместные добрые дела.

И тем  более приятно, что первая ласточка «полетела» из Белополья, из объединения «Выр», нового, реорганизованного. Из «малої батьківщини» Ивана Низового… 

— С кем дружите студиями? 

 — С конотопчанами – литературной студией «Джерела» и ее замечательным руководителем Ириной Козловой. С литературной студией «Орфей» Сергея Пятаченко последнее время у нас наладились плодотворные взаимоотношения… Виртуальные + «развиртуаленные» завязались с Викторией Осташ и киевской поэтической студией «Перехрестя».

— Насколько я в курсе, вы планируете издавать уже второй коллективный сборник. В чём его смысл?

 — Если у человека есть деньги – он издает свою книгу самостоятельно. А если средств нет? Или стихотворений на полный сборник не набирается, а те, что уже написаны, просятся к читателю? Мое мнение: коллективный сборник – это общее лицо группы (в данном случае –  литобъединения), глядя на которое, видишь, какие мы все разные… Талантливые более или менее, своеобразные, неповторимые – неважно. Главное – есть группа людей с общим интересом…

Мы хотим представить членов нашего объединения и Белополью, и другим городам, показать, что тут бурлит поэтическая жизнь и происходят связанные с ней события.

Даже старый «Выр» издал всего один маленький сборник, а у нас уже собраны материалы на второй.

Очень хотелось бы как-то узаконить издание ежегодного альманаха литобъединения «Выр», но над этим еще надо работать. Мы могли бы печатать там свои новые произведения – поэзию, прозу, эссе журналистские – плюс произведения победителей ежегодного литературно-художественного конкурса им. Олеся «І розітнувсь мій перший спів…». Но…

На это ежегодно нужны  средства. Спонсоры  или программа какая-то – принятая и утвержденная в районе… Пока это только планы, но идея уже вырисовывается. Следующий этап – доказать, что это необходимо, и вложить в умы тех, кто болеет за свой район, за его лицо, а также найти того, кто  в этом смыслит.

Но обычно тот, кто «смыслит…» – не материально достаточен… А материально достаточным –  нужно доказывать smile

 — Как этот сборник найдёт путь к читателям?

Во-первых, обязательно будет большая презентация, на которую мы пригласим много людей. Затем мы будем представлять его в школах и библиотеках города и окрестных сёл. К слову, у нас в Белополье, в центральной районной библиотеке, есть отдельная полочка «Литературное объединение «Выр»: там все наши издания – они уже зачитаны до дыр, многие в «ремонте» нуждаются, то есть люди берут, читают… 

 — Что даёт тебе силы собирать вокруг себя таких разных людей?

 Не знаю, не знаю. Никто за это не платит, сильно не хвалят, просто иначе не могу, тут мотивация на иррациональном уровне… Я думаю, что если бы «Выра» не было, то на его месте образовалась бы пустота. Поэтому я все время пытаюсь что-то менять, чтобы людям было интересно. Они мне очень много дают, и я их люблю со всеми их  «тараканами в голове»    smile

— Когда ты начинаешь продвигать новую идею, к кому апеллируешь:  к себе или к людям?

7X5HxRW91Gc— Процентов на 50 (плюс-минус) – к людям. А как иначе? Конечно, ведь поддержка нужна и корректировка обязательно…Я прихожу и говорю: надо! А далее – одни отвечают: «Да, давай вместе» —  и действительно двигают проект со мной, другие  по ходу дела присоединяются.

 Я  не представляю себе «Выр» без Оли Бражник, например – она у нас наиболее креативный человечек, она готова тратить своё время на общее дело, и это бесценно, ведь многие говорят: вы делайте, то есть придумывайте, а мы поддержим. А она –  генератор идей! И ведущая, и сценарист, и режиссер… Да, всё: идейный вдохновитель и преобразователь!

…Но никогда в жизни я не «пожертвую» кем-то из людей. Каждый интересен по-своему…

— Что хорошего есть в людях?

 – Наверное, умение спорить до хрипоты и умение прощать и находить компромиссы – согласиться, принять или не принять.  Но главное во всем этом –  если рядом есть такие люди,  значит, и будущее есть…

P.S.

Мы уже неоднократно подчёркивали, что редакция АТС питает особую симпатию к людям, способным создавать вокруг себя культурное пространство. Тут ситуация, как с добром и злом. Добро нужно творить. Непрерывно и неустанно. А зло размножается и распространяется само по себе.

С культурой – аналогично. Её территорию можно только отвоёвывать у хамства и пошлости. И там, где людей, способных на это, нет, само по себе культурное пространство не возникнет никогда. В отличие от пространства пошлости и хамства.

Именно поэтому человеческое общество, следуя инстинкту самосохранения, обязано культивировать и максимально оберегать таких своих представителей, какими, несомненно, являются все герои этой истории…

Источник: медиа портал АТС creativpodiya.com

1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (3 голос, оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Читайте ещё по теме:


комментариев 12

  1. Встречный:

    » …Я не разговаривала до 4-х лет. Меня воспитывала глухонемая прабабушка, она общалась со мной на языке жестов…» — Эйнштейн тоже до 4-х лет не разговаривал http://creativpodiya.com/?p=4577

    может это и правильно? а то как начнут говорить — уж и не слушают…. smile

  2. Ирина:

    Какая она замечательная — умная, талантливая, деятельная…. прекрасный собеседник, удивительная поэтесса.

  3. Оксана:

    Я в дитинстві мало говорила. Хто би нині повірив )
    Гарна розповідь. Відверта.
    Sevama

  4. все це завдяки АТС і Ігорю Кас’яненко smile smile smile smile smile smile

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


3 + 2 =