Сегодня я беседовала с режиссером, актером, продюссером, сценаристом, оператором звука, редактором, композитором, — одним словом, художником.

Даниель Котар (Daniel Cotard) в кино испробовал все. Снимал как документальные фильмы, так и художественныe. Этим летом он собирается посетить Россию, фестиваль кино, где художники и производители русского кино, западного и стран бывшего союза смогут друг друга встретить для дальнейшего сотрудничества. Он очень интересный собеседник, интересный человек, обожает Россию и русских женщин ☺. На следующей неделе он едет в Канны, куда приглашен дирекцией фестиваля.

И — Даниель, скажите, у нас принято считать, что художник, чтобы творить должен быть голодным. Как вы считаете, больше бедных или богатых художников?

D — Я бедный( смеется). Да, конечно, много художников бедных. Возьмем, Ван Гога.

И — Но как раз Ван Гогу всю его жизнь помогал его брат и он не умирал с голоду, многим и братья не помогали.

Д — Может быть, но его картины не продавались, на нем, как бы сказать, было проклятие. Его брат продал буквально несколько картин за всю его жизнь. Может, он даже и приплачивал, лишь бы доставить удовольствие брату, так как Ван Гог жил только своей живописью, он говорил и писал только об этом, что можно прочитать в его письмах брату.

И — Но Пикассо, Дали, даже, Микеланджело, они уже при жизни имели успех.

Д — это правда, хотя, в ту эпоху художники не создавали полностью свое произведение, Кто-то писал руки, другой глаза… А потом мастер ставил свою подпись.

И — т.е. они больше были коммерсантами?

Д — выходит, что так, художник получал заказ, руководил своим предприятием и сам все продавал, оплачивая своих ассистентов.

И -Так художник должен уметь продавать?

Д — Очень важная вещь. Художник один на вряд ли сможет прославится. Обычно, это пары или друзья. Часто один творит, другой продает. Наверное, художник для успеха должен встретить обожателя, человека, который влюблен в его искусство, человек, который его и продвинет, прославит, продаст.

И — ну так было и с итальянским художником Энзо Кукки, о котором я писала недавно. Он никогда не учился живописи, а потом встретил галериста, который увидел его талант и начал его продавать, потому что именно он верил, что это талант.

Д — Ну да искусство на снегу, которое вскоре исчезнет, это тоже искусство и его не надо продавать.

И — ну тогда можно рисовать на песке? Зачем мы создаем музеи, фильмы?

Д — Здесь вы правы. Хотя любое произведение искусства когда нибудь исчезнет. Мы даже не знаем как поведет себя акрилл. Это молодой материал и сколько лет он будет хранится никто не знает. Даже, Джоконда когда-нибудь исчезнет, как бы мы ее не охраняли, не реставрировали. Рисунок на песке исчезнет быстрее и его, даже не надо продавать, а на некоторых произведениях мы успеваем сделать бизнес, успеваем их показать нескольким поколениям.

И — Ну, например, кино, искусство, которое очень тесно связано с коммерцией.

Д – действительно, но для создания картины нам надо порой бумага и краски, для создания кино надо много людей, техники, костюмы, декораторы, — много специалистов в разных областях.

И — это тоже зависит от уровня художника…

Д — Действительно, если вы делаете скульптуру, то сперва потребуется много финансовых вложений. Хотя, все таки, для живописца или писателя, например, не надо много вложений. А кино — это как война, надо выжить прежде чем создать произведение искусства. А потом надо чтобы его признали. У кино более короткая жизнь, но оно в начале более дорогостоящее. Сценарист тоже с бумагой и карандашом может написать сценарий, но это же не произведение искусства.

И — Художник тоже, если нарисует что то дома и никому не покажет, это тоже не будет произведением искусства. Может для создания кино тоже нужна только камера, например скрытая камера, как в вашем фильме «Зацепить!» (Décroche ! (1997))

Д — А это! )))) Ну это не настоящий фильм со скрытой камерой, там все-таки снималась актриса… Для художника надо найти мецената, галерею, вдохновение, продавца, публику. Это большие вложения и это может пойти или и не пойти. Так же как и в кино. Мне, например, более просто написать роман, это не требует вложений. Например, Джек Керуак (Jack Kerouac), его роман « На дороге » (On the road), в 60-х годах, когда было модно путешествовать с пустыми руками, пересекая Америку вдоль и поперек, написал роман на туалетной бумаге, которую он воровал на заправках. Его издатель перепечатывал прямо с рулончиков, которые он ему принес. Немного позднее он создал фильм, который и стал произведением искусства.

И — Ну его рукопись тоже можно назвать произведением искусства, если она так оригинальна!

Д — (Смеется!)) конечно, но только после того как он прославился. Рукописи известных людей, их письма, эскизы, — продается все! И — т.е. людям нужна сенсация, тогда они прославятся, а потом можно продать все!

Д — Художник вообще может работать все время над одним и тем же сюжетом. Например, можно снять как растет и расцветает цветок, параллельно жизнь червяка, который к нему пробирается, сюжет один, но снято с разных сторон. Например, Мане, писал одну и ту же церковь много раз при разных освещениях и в разные времена года. И это интересно, он показывает и свою эволюцию и церковь, вроде, одна и та же, но она на всех его работах разная. Представьте, если это человек? К свету еще добавиться настроение, эмоции, разные гримассы…

И — В общем, одним словом, ничего изобретать не надо, надо поверить в свой талант?

Д -Поверить в свой талант, и датъ возможность другим в него поверить. А богатым можно быть не только в плане денег.

До встречи!

Irina Bellaye