В Сумах выставка на миллион долларов
В сумском областном художественном музее им. Н.Онацкого открылась выставка «Природи пісня кольорова».
Поводом стало несколько событий. Во-первых, продолжается празднование 100-летия первой художественной выставки в Сумах. Во-вторых, в воскресенье 18 мая весь мир отмечает День музеев. В этот день во многих музеях открывают выставки, новые экспозиции, музейные работники проводят лекции и экскурсии.
Благодаря совпадению двух таких значимых причин, в сумском художественном музее организована экспозиция картин из фондов музея. Её составили работы художников конца XIX начала XX века. Большинство из этих работ является частью собрания известного коллекционера Оскара Гансена. Немалый вклад в пополнение фондов музея внёс и его основатель — художник и, как бы сейчас сказали, арт-менеджер топ уровня Никанор Онацкий.
На выставке зрители могут увидеть автопортрет 35-летнего Никанора Онацкого и чудесный натюрморт «Сирень» его же авторства. К слову, Онацкий был человеком очень скромным. Хотя сам являлся прекрасным художником, но в созданном им музее его работ при жизни не было.
Редакция АТС, вследствие своих профессиональных интересов, посещает большое количество разнообразных художественных выставок. Но эта показалась нам одной из самых ярких. Практически каждая работа радует взгляд и подымает в душе тёплую волну личных ассоциаций и откликов.
Описывать картины — дело искусствоведов. А мы, отметив, что получили огромное эстетическое удовольствие от посещения выставки, поговорим вот чём.
Одним из центральных полотен экспозиции является «Парк в Нескучном». Автор работы — Иван Шультце. Картина с видом на один из прудов, расположенных в знаменитом тростянецком дендропарке прекрасна изображением живого солнечного света. Хотя самого солнца нет, но его присутствие ощущается буквально физически — на траве, на ветвях, стволах и листве деревьев.
Мы впервые услышали имя этого художника и поинтересовались примерной стоимостью его картины. Ну так, теоретически, если бы её выставили на аукцион. На что сотрудники музея ответили, что такой экспертизой они специально не занимались, потому что для них картины, принадлежащие музейному собранию, бесценны. Но если рассуждать теоретически, то Шультце — не такой известный художник, как выставленные на этой же выставке Иван Айвазовский, Пётр Левченко или Абрам Маневич. Так что вряд ли его работы стоят сегодня слишком дорого, в отличие от вышеназванных авторов. И тут нам стало интересно разобраться в стоимости всей экспозиции.
Вот, например, что говорит о сегодняшней цене картин Маневича известный украинский бизнесмен, меценат и коллекционер произведений современного искусства Геннадий Корбан: «… есть работы, которые покупались в 1998 году, а сегодня они выросли. Допустим, речь идет о работах Абрама Маневича. Когда-то я купил одну из его работ за $3,5 тысяч. Сегодня же эта работа будет стоить минимум $40 тысяч. Картину Айвазовского тоже когда-то давно мне удалось купить всего за $5 тысяч, а сейчас она может стоить минимум $60-70 тысяч».
Мы поинтересовались, сколько нынче дают за картины Петра Левченко, тоже участника обсуждаемой нами выставки. Оказалось, что на аукционе «КорНерс» (www.korners.kiev.ua) картины этого художника доходят в стартовой цене до $90 000.
А что же так очаровавший нас Шультце? Для начала мы ознакомились с его биографией и выяснили следующие факты о «скромном» участнике нынешней экспозиции в сумском художественном музее:
«Иван Фёдорович Шультце — выдающийся русский живописец, пейзажист. Художественное образование получил в Санкт-Петербурге. С 1920 года жил во Франции, работал также в Англии и США. Принимал участие в салоне Французских художников (1923 – 1924), провёл персональные выставки в Париже (1922, 1923), Лондоне (1927), Нью-Йорке (1928, 1931) и Чикаго. Мастер лирического пейзажа, прославился умением тонко передать солнечный и лунный свет. Работы художника хранятся в музеях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), Санкт-Петербурга (Государственный Русский музей) и многих других. London Times в статье о художнике обобщила эстетические достижения живописца, сказав: «Надо увидеть, чтобы поверить»»
Относительно же стоимость его полотен, то лотом 4 на русском аукционе в Нью-Йорке 22 апреля 2009 года был Иван Шультце за $54 тыс.
С живописью вообще удивительные вещи творятся. Музыка и поэзия – для всех. А картиной, принадлежащей кисти «раскрученного» автора, можно владеть индивидуально, то есть сделать её своей вещью. И тогда это тонкое эстетическое творение вдруг становится предметом роскоши. Таким же, как дорогой автомобиль, бриллиант или красивая женщина, обладание которыми престижно и как бы пропускает в круг избранных. Отсюда непрерывный рост цен на полотна талантливых живописцев.
И тут мы мысленно представили общую многомиллионную стоимость фондов сумского художественного музея. Фондов, которые хранятся в запасниках и годами не выставляются по причине отсутствия экспозиционных площадей. Фондов, от коих нынешняя выставка является лишь малой долей.
Представляете, какие народные сокровища хранятся в музее и лишь изредка, да и то не все, показываются народу! И тут мы поняли, почему на открытии каждой выставки сотрудники музея говорят об увеличении экспозиционных площадей музея. Это (я сейчас исключительно о денежной стоимости, а не эстетической) на языке людей, которые «решают вопросы», то же самое, что собрать коллекцию роскошных автомобилей и хранить её в чехлах в подвале без доступа для обозрения, выставляя во двор по одному. Можно, конечно, и так. Но как-то это неправильно.
Чтобы не заканчивать наш возвышенный разговор на материальном, процитируем отрывок из пресс-релиза к выставке:
«Экспонируемые произведения (всего около тридцати) отражают высокое мастерство авторов, имена которых вошли в золотой фонд изобразительного искусства, подчёркивают общий уровень искусства того времени и безусловную ценность музейного собрания».
Замечательно, я в восторге от статьи, столько узнала, особенно о Шультце! Умничка, нашел! Я уже стала сомневаться в своих способностях. Очень хорошее сравнение с автомобилями. Но, главное выставка «запала» в душу. Значит это гармония, значит, творческая личность! Я это ценю, особенно сейчас, на фоне нашей политической ситуации в стране, где люди убивают друг друга. Да, да, мне говорят, что это синдром страуса, это так, и я ничего не могу с этим поделать. Есть выражение: «скажи кто твой друг…», в данной ситуации, какая картина понравилась и я скажу какой ты. Тонкий, лиричный, эмоциональный, и в тоже время интроверт. Короче, все хорошо. Честно, Игорь, порадовал, в последнее время со мной это так редко бывает. *ROSE*
Спасибо ! *THUMBS UP* Выставка, правда, тронула как-то по-особому…
Подбор картин для этой экспозиции очень трогательный и созвучный моему внутреннему мироощущению. И, на самом деле, часа оказалось очень мало для посещения выставки. Многие картины просто манят. И чем дольше вглядываешься в полотно, тем больше нюансов открывается.
Спасибо. Такой для себя, душевный луч света получила…
Субьективное впечатление-это действительно МУЗЕЙНАЯ выставка. Выставок сейчас в Сумах проводится достаточно много и это -отлично. Но картины с налетом времени, настоящие старые багеты, устоявшиеся на культурном поприще художники- это выглядит солидно и интересно. Шультц-хорош, такая игра света необычная. И не свалился в фотографический реализм… Еще впечатляет букет сирени художника с польской фамилией. Казалось бы- писана-переписана тема букета сирени, а все-равно захватывает.