В домике Чехова где-то посреди вечности
Февральский морозный день — 1 февраля. Домик Чехова на Луке утопает в снегу. Крыша и терраса, беседка и березовые пеньки, разбросанные по территории – всё округлилось снеговыми шапками, превратив мой обычный рабочий день в предвосхищение радости.
В дверь позвонили. На крыльце стоял человек в теплой куртке, с раскрасневшимся от мороза лицом. За плечами виднелась гитара.
— Ты кто? – спросила я.
— Я Игорь Касьяненко, — с недоумением ответил он.
— Ты … ты не он, – засмеялась я, — ты вспомни!
— Ну да, это я… Сегодня в музее Чехова, здесь на Луке участники литературного конкурса «Колибри», организованного на АТС будут читать свои миниатюры…
— А-а-а-а-а, – протянула я, продолжая притворяться.
Игорь разделся, расчехлил гитару и стал ее настраивать, а я смотрела на него и вспоминала слова Маленького принца и, казалось, что это говорит Игорь:
«Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь, — и ты услышишь, что все звезды смеются. У тебя будут звезды, которые умеют смеяться!»…
Опять хлопнула дверь и вошли двое – незнакомые мне супруги Даниленко. Но оказалось, что Наташа – талантливая журналистка УАБС. Следующей впорхнула в музей прекрасный ангел в облике редактора сайта АТС – Лариса Ильченко. Появился Лев Скрынник – рыцарь и воин нездешнего мира. А вот и Лена Чернова и Нина Мамедова. А вместе с ними – изысканность и тайна женской вселенной. Вскоре пришел Сережа Коровенко – чеховский интеллигент чистейшей пробы. О, пришел и Паша Парфин – тончайший психолог – из писательского далека своего глубокого профессионализма. А вот и наш заботливый Виктор Комаров – и.о. директора музея – человек с уникальной памятью и знанием миллиона стихов.
… На столе тихонько гудел самовар. Медленно приближался вечер и также неторопливо Игорь стал играть на гитаре, погружая нас в песню Юрия Левитанского: «Мне нужен этот снег. Мне сладок этот дым, / Встающий высоко над всем пережитым…». «И в замкнутом кругу сплетающихся трасс/ Вращение Земли перемещает нас». Я смотрела на лица и думала, что каждый сейчас, слушая Игоря, возвращается к себе лучшему. И какое наслаждение было видеть лицо Льва, светящееся такой глубиной и мудростью, что электрический свет был лишним. И потом, его молчаливое согласие или острые комментарии точно попадали в цель.
Песня закончилась, и было чувство, что нам взрослым в жизни уже все понятно – то, что необходима правда в себе и преданность своему делу…. Но вот Нина Мамедова начала читать свои миниатюры про детей. И оказалось, что проблемы ее маленьких героев – наши проблемы. Стало жаль детдомовцев – Сашку и Митьку, так и не уехавших в Америку… И невозможно было не восхититься мудростью «капухи», которая своей чистой душой понимает, что плохие слова хотя и существуют, но их нельзя произносить… А маленькая Ника, не утонувшая в люке, всегда будет помнить свое чудное спасение… Слушая Нину, каждый вспомнил свое детство, и появилось сожаление о том, что у нас, взрослых уже нет той сладкой тайны, судьбиной загадки со многими неизвестными. Я сидела рядом с Ларисой Ильченко и чувствовала, как ее сердечко трепещет от радости и сопереживания, излучая огромную материнскую энергию, способную согреть бескорыстно и преданно.
Однако на столе самовар уже начал остывать, а потому решили отдохнуть от чтения. И после небольшой паузы Сережа Коровенко прочитал свое произведение «Горобина ніч». Вот она – страшная реальность грозовых стихий! Какая мощь! Как стонет и изнывает земля от жары! И какое освобождение приносит буря, гроза и дождь! И подумалось о том, что так же как природная стихия меняет свои настроения – буйство на кротость, также в человеческой скоротечной жизни – юность, полная надежд на творчество, проходя через житейские жернова разочарований, сменяется реальностью одинокой старости. Об этом и были написаны миниатюры: «Девочка и художник», «Рубеж».
А когда Игорь начал петь песню Давида Самойлова «За городом» — так сокровенно и с таким сожалением: «Не лги, не лги, считая дни/ Кукушка, — мы живем часами… / Певец разлук, повремени! / Мы скоро разойдемся сами», то во мне запрыгал протест. О нет, Давид Самойлов! Только не сейчас! Разве можно разойтись, когда окунувшись в сотворчество – мы все здесь и сейчас находимся в такой полноте чувств и мыслей, что знаем, что каждый в своей любви к другому – равен, а если – ранен, то только невозможностью мгновение превратить в вечность?! Только не сейчас!
Так и случилось. Никто не расходился, и даже не думал. Тем более, что Павел Парфин начал читать свою великолепную прозу «Бабочка Дика», написанную совершенным профессиональным языком, с неожиданными, острыми сюжетными поворотами, превращениями Бабочки в женщину, а Женщины в бабочку…
И хотя за окнами уже совсем стемнело, и была спета песня Б.Окуджавы «Прощание с Новогодней елкой», однако прощаться с домом Чехова никто не собирался, т.к. встреча не была бы полной без юмористического рассказа Наташи Даниленко «Про обезьяну и очки». И мы пошутили о том, что своевременно и актуально было ее предостережение – «не подходите близко к тем, о ком пишите».
…Я с грустью закрывала музей и думала, что хорошо, когда не иссякает родник поэзии и прозы, мыслей, чувств у тех, кто дорог и любим, и что мы так давно знаем друг друга, что если бы даже мы просто молчали в течении этих трех часов общения, то и тогда энергия любви, переливаясь через край заполнила бы Дом-музей, ведь в этом был смысл удивительной жизни Чехова и вообще – каждой человеческой жизни в прошлом, настоящем и будущем.
Источник: медиа портал АТС creativpodiya.com
Аня! Спасибо! Замечательно написала. Только так и можно передать это удивительно возвышенное состояние, которое там накрыло как мне кажется всех. Четыре часа пролетели будто миг и я вернулся домой полный сил, энергии и вдохновения. Чудесная получилась встреча…
1. Лев Скрынник – рыцарь и воин нездешнего мира.
лицо Льва, светящееся такой глубиной и мудростью, что электрический свет был лишним.
его молчаливое согласие или острые комментарии точно попадали в цель.
2. прекрасный ангел – Лариса Ильченко.
Я сидела рядом с Ларисой Ильченко и чувствовала, как ее сердечко трепещет от радости и сопереживания, излучая огромную материнскую энергию, способную согреть бескорыстно и преданно.
3. Сережа Коровенко – чеховский интеллигент чистейшей пробы.
Вот она – страшная реальность грозовых стихий! Какая мощь!
4. Паша Парфин – тончайший психолог – из писательского далека своего глубокого профессионализма.
великолепную прозу …, написанную совершенным профессиональным языком.
5. Виктор Комаров – человек с уникальной памятью и знанием миллиона стихов.
Аня, за что ты так с людьми? Наташа, Лена и Нина еле-еле уцелели на грани.
Неужели издеваешься?!
Потому что это же Человек! А тот, который он, это он, он тоже человек, невчёный, но… зачем же?! Это ж ведь очень и очень! Да! Да! Но нет! (Свирид Петрович Голохвостый)
Всё так и было, Евгений. Это тебе из банальной реальности кажется, что нескладушки на непонятки налазят. А там было нереально в тот вечер. Так нереально, что я понял вдруг, что своим бедным языком мне не описать это ощущение.Тут нужна Анина палитра. Особый — живой, красочный, сочный, образный,восхищённый гиперболизированный слог нужен тут. Так только Аня умеет…
Аня! — замечательно! *THUMBS UP*
Ох, не верю, брат Игорь. Думаю, по эпитетам перебор до неловкости.
Так отож. Я бы и сам не поверил. Чудо же…
Мне в какой-то момент вообще казалось, что сейчас сам Чехов войдёт и скажет, что, мол, давайте я тоже что-нибудь почитаю….
Женя, все эти эпитеты – не гипербола. Это преодоление земного притяжения. Это любовь! Диагноз? А вообще-то — это ты издеваешься, собрав эпитеты в кучу. Ох, надоело мне жить придурком. Пора уходить на пенсию.
В ветке «К 154-ой годовщине со дня рождения А.П.ЧЕХОВА» писать страшно, там женские разборки. Неудачно встрянешь — мокрой тряпкой с двух сторон отхлестают. Хотя я все равно на стороне Ани. Априори, так сказать. Их я не знаю, а с Аней 100 лет знаком и все ладно было.
Так я здесь напишу.
Значит, впервые Чехов. Я взял рассказ «Три года», потому что он первым был упомянут в статье Ани.
Первое же предложение меня нокаутировало: «Было еще темно, но кое-где в домах уже засветились огни и в конце улицы из-за казармы стала подниматься бледная луна».
Я ничего не понял. Почему частица «но»? «Было еще светло, но засветились огни» — это логически мне понятно. «Было темно, но засветились» – это мне не понятно.
Теперь «бледная луна». Бледную луну я видел миллион раз, но не в темноте на подъеме. В этой позиции луна отдает желтизной. Хотя, может, речь идет о бледности желтизны? А так разве может быть?
ранним утром, когда начинают загораться окна, бывает ещё темно.
ранним утром месяц не садится, а поднимается..
Если бы раннее утро! Я тоже думал об этом, когда читал про всенощную. Но там главный герой мечтает провести с возлюбленной вечер.
«Было еще темно, но кое-где в домах уже засветились огни » — часто гуляя по вечерам в парке зимой я жду момента, когда зажигаются фонари. Вот так всё и получается — сначала ещё темно, а потом зажглись фонари и светло.
То есть ещё темно, но уже начинает включаться освещение.
Для себя открыл…Анна Кожевникова не только великолепный, чувственный рассказчик и чтец, но и превосходный писатель…Читаешь-и окунаешься в атмосферу происходящего.
Да, все происходящее рассматривается через розовые стекла. А разве это плохо? В этом циничном, прагматичном и жестком мире?
Замечательно сказал, Сергей. Обвинять Аню в искажении реальности, это как упрекать Ван Гога в отсутствии фотографичности….
Не была, но Ане верю-там так и было. Аня из тех редких людей, которые не боятся публично обнажить свою духовную чувственность словами… такой вот оксюморон…
Мне, например, легче отшутиться, чем при людно написать своё-сиюминутное: Господи, помоги.
А ведь произношу часто, но не вслух
Я тоже часто трушу… И тоже за шуточки прячусь…..