Вячеслав Ходасевич, Нина Мамедова и Валентина Макарова в «Саду сходящихся тропок»
В воскресенье 18 мая в Сумах в «Саду сходящихся тропок» Ирины Проценко происходило очередное необычное творческое событие.
Формально, вечер был посвящён жизни и творчеству одного из самых ярких и оригинальных поэтов первой волны русской эмиграции Вячеслава Ходасевича. А неформально — это было, в известном смысле, продолжение предыдущего вечера джаза, когда тут же в «Саду» гостили музыканты из Dr Jazz.
Только в это раз вместо мировых джазовых стандартов звучали стихи и фрагменты биографии поэта с мировым именем, на тему которых импровизировали: Нина Мамедова, выступавшая в роли чтеца-солиста и Валентина Макарова (скрипка).
В идеале, для того, чтобы пересказать жизнь человека нужно время равное времени его жизни. А если ещё и творчество добавить… Поэтому, разумеется, это была не лекция по русской литературе и не биографическое исследование, а попытка рассказать о жизни поэта с точки зрения человека — Нины Мамедовой, — который: во-первых, сам пишет стихи и прозу, а во-вторых, находит в биографии и творчестве любимого поэта то, что близко и актуально для него. Как джазист, отталкиваясь от состояния своего внутреннего мира, вставляет именно ту, а не иную музыкальную фразу в свою импровизацию, так и наши литературные джаз-леди выбирали из жизни поэта самые интересные для них моменты творчества и биографии.
Ну и, естественно, тема так или иначе вертелась вокруг околоженских фактов жизни Ходасевича, который хотя и был перманентно несчастен и финансово непризнан, но успел за свою достаточно недолгую жизнь (53 года ) посостоять в браке с Мариной Рындиной, Анной Чулковой-Гренцион, Ниной Берберовой и Ольгой Марголиной.
А в паузах поэт болел, нуждался в деньгах и, опять-таки, переживал любовные драмы. Облик его был одновременно франтоват и трагичен. Сложность его характера определялась не только трудным эмиграционным бытом, но тем фактом, что Ходасевич был одним из самых авторитетных литературных критиков русского зарубежья…
Но вот что-то было в нём манящее. А что – ответ мы получили на вечере. Талант в нём был недюжинный, и стихи он писал замечательные.
Именно об этом, если отвлечься от деталей, и вела речь Нина Мамедова, очень тонко умеющая чувствовать истинно талантливое. Все прозвучавшие стихи каждый раз возникали как подтверждение мысли о том, что хороший поэт только озвучивает уже существующие внутри нас, но не сформулированные в словах, тексты. Так же, кстати, поступает и автор музыки. Именно поэтому великие мелодии нам кажутся знакомыми уже с первого раза. Они же, по сути, наши.
И ещё о музыке. Скрипки Валентины Макаровой, которая со своими музыкальными отступлениями прекрасно вплеталась в канву рассказа Нины Мамедовой, в итоге, оказалось мало. По мере развития, разговор всё более переходил от лекции к поэтическим чтениям, то есть — к музыке, и зрителям, как потом выяснилось в кулуарных обсуждениях, захотелось её и в качестве завершения и послевкусия.
Вечер, как обычно, завершился общением. Народ чаёвничал на веранде, по «Саду» бродили огромные ежи, а с неба на всё это взирали их звёздные братья и сёстры. Ведь среди звёзд обязательно должны быть мужские и женские. И общаются они между собой, как и положено звёздам, исключительно стихами великих поэтов. Наверное. Впрочем, это уже тема отдельного исследования.
P.S. На входе в «Сад» гостей, уже по-традиции, встречала чудесная фотовыставка-открытие известного человека и неизвестного фотохудожника. На этот раз это был Владимир Сурков…
Ещё о событиях в «Саду сходящихся тропок» Ирины Проценко
Этот разговор не о женах — о чувстве вины. О женах, конечно, наверное кому-то и интересно было бы узнать, но для этого ведь и Википедия есть. Мне вот сегодня на работе сообщили, что я читала лекцию про «Ходокевича». Так что просвещение труд благодарный. Спасибо всем за внимание, а Игорю и Ире — особенное спасибо за предложение выступить с такой трудной темой — творчество Ходасевича и за атмосферу в Доме, который уже люблю.
И большое спасибо Валентине Макаровой за Музыку и отклик украсить сложный текст. Эту музыку, конечно, нужно слушать отдельно и долго. Спасибо.
Конечно, это был разговор о поэте и поэзии. А такие разговоры без муз невозможны…
идея объединения музыки и поэзии не нова, но в «Саду сходящихся тропок» под звёздным небом, тихим вечером, и музыка, и поэзия звучали особенно романтично и трогательно. спасибо организаторам и авторам.
Нину Мамедову и созерцать, и слушать — праздник души, Обаяние и Гармония. Валентина Андреевна легкой музыкальной каймой обрамила стихи Ходасевича, все получилось чудесно.
Главная мысль, которая красной ниться прошла через весь вечер и сопровождалась стихами В.Ходасевича — духовно богатый должен делиться с духовными Лазарями, иначе не избежать им (нам) потусторонней судьбы богача из евангельской притчи. Ходасевич в своем творчестве мучительно пытался понять, кто же он, нищий духом или богатый… Не нам судить, понял или нет, но попытки (пытки) понимания этого о самом себе, для самого себя лучше не избегать. От себя ведь и впрямь не убежишь… Спасибо, Нине и Валентине Андрееевне, тонко, ненавязчиво проилюстрировавшей главную мысль вечера неповторимым голосом скрипки!
Прекрасно то, что Нина с глубокой деликатностью, и в тоне, и в манере своего повествования, прикоснулась к жизни талантливого поэта Ходасевича. Спасибо.
А где подробности, про фотовыставку? :-/
Фотовыставка — пройти мимо было невозможно — все работы о нас! Ну, как такое не рассматривать?! Для фото Володи Суркова нужно отдельное время, нужна выставка! Как понравилась бабулька с иконкой на дождевике против сердца, сколько в ее взгляде еще не потухшего интереса ко всему на свете, желания приобщить. И этот голубой ее плащ, как небо, и иконка с Богородицей в «небе». Это фото тянет на центральное. Но и другие работы хороши — трава -больше похожая на акварель, чем на фото , осенние деревья , скрывающие за своей листвой что-то тайное, неясное; вроде как забытая розовая майка на фоне желтой осени -отлично. Большинство работ — неожиданные, особенные, выставку требующие…
Мне больше понравилась фотография ветерана, она очень глубокая. Вообще то, каждая его фотография имеет отдельную историю и если внимательно смотреть, то вырисовывается удивительный сюжет. Все кто попал в кадр, от человека до птички сняты со смыслом. У него еще много работ которые никто не видел.
Поймать объективом и остановить мгновение именно тогда, когда оно вмещает целую жизнь человека, а то и целые века человечества, нечасто удается фотохудожникам. В. Суркову, на мой взгляд, это удалось на десятках фотоснимков. Дело тут не в мастерстве, а в мировоззрении, способном разглядеть в самом малом самое неохватное. Спасибо!
Я рада, что фотовыставка приглянулась нашим философам и поэтам Да и встреча удалась- прошла по-домашнему. Выступали не риторики ради