Выставка фотопоэзии Александра Ершова.
В пятницу,6 сентября, редакция АТС побывала на открытии выставки члена фотоклуба «Позитив» Александра Ершова. Членство в клубе надо расценивать как рекомендацию: мол, человек из хорошего круга.
А выставки открылось одновременно две в одной: «Спазмы» и «Реминисценции». Отличаются они используемыми техническими приёмами, идеологией построения образного ряда и отношением к цвету. Объединяет их уникальное авторское видение мира. Замечательное, надо сказать, и очень свежее видение.
Во время пребывания в небольшом зале арт-галереи «21 век» всё более нарастало позитивное настроение. Хотелось улыбаться, общаться, делиться впечатлениями. Этому в немалой степени способствовал сам автор, который охотно отвечал на вопросы посетителей и подробно комментировал свои работы для желающих разобраться. Встреча с говорящим художником – редкость. Обычно они отвечают, что всё, мол, сказали своими работами. Или начинают рассказывать о технике. А тут шёл разговор о метафоре. Именно она царила над всеми остальными художественными и техническими приёмами, которые, разумеется, также в избытке присутствуют в работах Александра Ершова. В какой-то момент у нас сложилось впечатление, что автор свои снимки не ловит из окружающего мира, как подобает обычному фотографу, а, скорее, сочиняет, как поэт сочиняет стихи. Сочиняет, выстраивает, приводит к гармонии, а потом уже она, а не изначальный замысел автора, становится той клумбой, на которой расцветают волшебные цветы метафор.
Понравилось и то, что работ на выставке немного – не более 15. А это значит, что зрители имеют возможность не пробегать по залу с языком на плечах, чтобы увидеть всё, а медленно пройти несколько раз мимо ряда фотографий. И со второго раза увидеть те детали, которые пропущены были при первом взгляде. В частности, мы только со второго обхода обнаружили, что автор с нами играет: некоторые картины повторяются по два раза. Как мы поняли – это для того, чтобы человек сумел взглянуть на них под другим углом и увидел новые детали. Так часто бывает со стихами: читаешь – вроде не трогает. А завтра открываешь, и – о! – это же песня моей души! А на самом деле мы просто посмотрели на текст с другого ракурса своего бытия.
Некоторые провокационные фотокартины в итоге обернулись просто озорной игрой автора со зрителем. Это касается фотографии полуобнажённых дамских филейных частей в стиле картин Тулуз-Лотрека, которая при ближайшем рассмотрении является всего лишь изображением нескольких обычных штопоров, расположенных в как бы случайном беспорядке. И не менее остроумной провокации с повешенным, который сначала привёл публику в ужас, а потом оказался просто танцором, заснятым в момент прыжка.
И опять возвращаемся к метафорам, которые являются главным содержанием подавляющего большинство работ. Для творческого зрителя метафора – это старт для фантазийного мышления и раскручивания игры воображения. В какой-то момент начало назревать впечатление, что автору тесно в рамках жанра (этого или любого другого), потому что образов в его голове много больше, чем технических средств под рукой, хотя технический эксперимент тут тоже присутствует в избытке. Практически все фото или постановочные, или коллажированные, в союзе с графикой и даже изделиями из картона.
Одна из таких работ из цикла «Реминисценции» нас привлекла более прочих. На ней изображен некий явно плоский человечек, в котором при желании можно увидеть придворного, а при желании – лакея, что более соответствует тому, как он смотрит на вторую часть фотографии – туда, где тюрьма. Или свобода? Не понятно. Слишком мало информации. Как в жизни, когда мы, ломая то, что имеем, начинаем рваться к новому, о котором знаем только то, что сказали нам продавцы этого нового будущего.
Человечек на фотографии – плоский, а там, за решёткой, — пространство, кажущийся объём, которого ему так не хватает, и хотя он стоит спиной (лица точно не видно), по фигуре читается его жадное любопытство: а что там? Ему чудится, что там, за пределом разрешенного, существует другая, таинственно притягательная, объёмная жизнь, полная событий и неведомых переживаний. Вот он и рвётся туда – думая, что на свободу. Ну, например, как люди в СССР рвались к свободе слова и передвижения и, действительно получив её, попали в капиталистическое рабство материальной необходимости. Рвётся и не замечает, что с той стороны очень похожий на него плоский человечек, припав к решётке, с таким же вожделением смотрит в противоположную даль…
Вторая фоторабота, на которую само собой обратилось наше внимание – из цикла «Спазмы». Её можно назвать «Рука с печенькой». При взгляде на эту печеньку вспомнилась притча о луковке, рассказанная Достоевским устами Грушеньки в «Братьях Карамазовых»:
«Жила-была одна баба злющая-презлющая и померла. И не осталось после неё ни одной добродетели. Схватили её черти и кинули в огненное озеро. А ангел-хранитель её стоит да и думает: какую бы мне такую добродетель её припомнить, чтобы Богу сказать? Вспомнил и говорит Богу: она, говорит, в огороде луковку выдернула и нищенке подала. И отвечает ему Бог: возьми ж ты, говорит, эту самую луковку, протяни ей в озеро, пусть ухватится и тянется, и коли вытянешь её вон из озера, то пусть в рай идет, а оборвётся луковка – то там и оставаться бабе, где теперь. Побежал ангел к бабе, протянул ей луковку: на, говорит, баба, схватись и тянись. И стал он её осторожно тянуть, и уж всю было вытянул, да грешники прочие в озере как увидали, что её тянут вон, и стали все за неё хвататься, чтоб и их вместе с нею вытянули. А баба-то была злющая-презлющая, и начала она их ногами брыкать: «Меня тянут, а не вас, моя луковка, а не ваша». Только что она это выговорила, луковка-то и порвалась. И упала баба в озеро и горит по сей день. А ангел заплакал и отошёл».
Тут и добавить нечего – в рамках данной аллюзии, разумеется. А вот другие зрители в этой и прочих картинах автора наверняка увидели нечто своё, неповторимое, выстроили свой ряд ассоциаций и таким образом своим творчеством приобщились к творчеству фотохудожника, фантазёра и поэта Александра Ершова. Поэта, конечно – только такого, к которому поэзия приходит не в виде стихотворений, а в виде его прекрасных фотографий.
Фото Владимира Семерни и Ларисы Ильченко.
Источник: медиа портал АТС creativpodiya.com
Боже мой! Какое счастье, что у нас в городе есть думающие люди в лице симпатичных представителей » Агентства творческих событий», которые придя на вернисаж не хватаются судорожно за анонс, не припирает к стенке автора, пытая его: » А что, собственно говоря, вы хотели всем этим сказать?», а видят, слышат, размышляют… К тому же умудряются превратить открытие в потрясающую, незабываемую дискуссию. Ребята! Я вас обожаю!Саша Ершов( Alex Spazm)тоже на высоте! *IN LOVE* .
Та оно же когда есть о чём говорить, так и замолкать не хочется! Саша — великолепен, талантлив и уникален, как ты и предупреждала. Спасибо, тебе за это чудесное знакомство!