В Сумах звучала музыка небесных сфер
В Сумах продолжается фестиваль органной, камерной и джазовой музыки «Organum 2015».
После концерта-открытия, где публику очередной раз покорил своим мастерством гитарист Юрий Фомин, сумчанам представилась возможность окунуться в эпоху барокко.
18 апреля в костёле пела Татьяна Ластовецкая (Середина) в сопровождении ансамбля «Organum» под управлением Ореста Коваля. Основу программы составили произведения И.С. Баха и Г.Ф Генделя. Событие оказалось знаковым. И тому несколько причин.
Творческое содружество
Идея сотрудничества Татьяны Ластовецкой с Орестом Ковалём возникла во времена пребывания певицы в Швейцарии, где она училась в консерватории. Там музыка барокко звучит везде, потому что является частью современной европейской культуры.
Однако и в Украине есть город, где не только любят, но и умеют играть барокко, ведь тут этой осенью прошёл уже XIX фестиваль «Бах–фест», организованный Орестом Ковалём — музыкантом, влюблённым в барокко и знающим толк в исполнении этой непростой музыки.
Дальше им осталось только созвониться, и вот уже новый музыкальный проект дебютировал на «Органуме».
Солистка
Татьяна Ластовецкая хорошо известна сумской публике по работе в областной филармонии и совместным выступлениям с ансамблем камерной и современной музыки «Ренессанс». У неё прекрасный голос (сопрано), отличная вокальная школа и при всём этом ещё и весьма привлекательная и нескучная внешность (а в природе, как известно, встречается и скучная – застывшая пустая кукольная красота).
Выступление в костёле было уже третьим в этом году для нового коллектива, но впервые музыканты и певица располагались не на хорах, а на сцене перед публикой. Собственно, поэтому мы и обратили внимание на актёрские данные Татьяны Ластовецкой. Поёт она мастерски, основной акцент делая на звуке и на донесении музыки к зрителю, а не на демонстрации своего вокального диапазона, поэтому её пение кажется естественным, вызывает доверие и душевный отклик. Сидя в зале, веришь, что певица не изображает передаваемые в произведении чувства, а действительно проживает их. И при этом умудряется наблюдать за собой и реагировать на собственное исполнение как бы со стороны, ещё и таким образом подключая зрителей к своему сценическому существованию.
Музыканты
Руководитель ансамбля «Organun» Орест Коваль органично сочетает в себе две сценические роли, в которых он выглядит удивительно разным. В роли ведущего Орест Романович красноречив, обаятелен, общителен и всем видом показывает, что он весь тут во внешнем мире, где происходит концерт.
А затем он садится за клавесин или орган и вдруг… будто появляется другой человек – закрытый, отрешенный, одухотворенный и полностью погруженный в музыку.
Орест Коваль является издателем первого перевода на русский язык книги Николауса Арнонкура «Музыка языком звуков», считающейся азбукой и толковым словарём для всех музыкантов, играющих музыку барокко. Он давно занимается изучением теории этого музыкального явления, общается со множеством украинских и зарубежных музыкантов, играющих барокко. Поэтому звучание ансамбля под его руководством максимально приближенно к канонам правильного аутентичного исполнения. И это ещё один из факторов, делающих данный коллектив уникальным.
Из других музыкантов отметим тактичную, то есть очень аккуратную, ансамблевую работу виолончелистки Ларисы Ивановой и яркую и, в то же время, очень правильную, барокковую игру скрипачки Татьяны Сурган.
В какие-то моменты даже создавалось впечатление, что именно она солистка на сцене, а другие ей аккомпанируют. И если во время сольного номера это было не только уместно, но и восхитительно, то при игре в ансамбле порой возникало ощущение некоего подспудного соревнования между вокалисткой и скрипачкой, что впрочем, только добавляло шарма действию – ведь обе они талантливы и очаровательны. И обе во время пребывания в состоянии музыки презентуют собой высокую космическую красоту женской половины мироздания.
Впрочем, безусловно хороши были и два других скрипача — Ярослав Калиниченко и Екатерина Устинова, которая в некоторых произведениях брала на себя партию альта.
Музыка
Музыка Баха и других композиторов его эпохи – особая, неземная. В ней одновременно сочетаются дух и интеллект, «алгебра и гармония». Но главным является внутреннее проживание и пробуждение высоких (или глубоких) чувств, а не кратковременных эмоций. Вероятно поэтому музыканты просят публику не аплодировать, то есть не выражать свои сиюминутные эмоциональные реакции, в паузах между частями одного произведения, а попытаться сохранить в себе состояние, создаваемое музыкой. А аплодировать хотелось, потому что концерт явно получился, и главной героиней его стала именно музыка.
Продолжение следует
Следующий фестивальный концерт пройдёт в понедельнике 20 апреля в сумской областной филармонии. Играют два юных, но уже получивших международное признание сумских пианиста — Дмитрий Семикрас и Валентин Кисиленко.
Источник: медиа портал АТС creativpodiya.com
комментарии