В Сумах звучала мировая гитарная классика

В Сумах прошёл первый концерт 22-го фестиваля органной, камерной и джазовой музыки «Organum».

Юрий Фомин на концерте фестиваля «Organum» 2015Событие состоялось 13 апреля в костёле. Музыкантом, которому выпало дать старт одному из самых знаковых и любимых сумских музыкальных форумов, стал гитарист Юрий Фомин. Это было не первое сумское выступление уроженца Конотопа, ныне проживающего и успешно работающего в Киеве. Поэтому зал был полон. Многие были с детьми и, в общем, эту публику уже не надо было завоевывать. Она пришла на концерт любимого артиста.

Вечер получился

Звучали известные произведения: от барокковых — авторства Баха и Телемана до классических – знаменитого вальса Иванова–Крамского и великолепных джазовых «Облаков» Джанго Рейнхарда. Не обошлось, разумеется, и без испанских гитарных переборов. Юрий Фомин играл как всегда великолепно. И это несмотря на то, что перед концертом он жаловался на проблемы с руками. По его словам причиной их стали занятия на тренажёрах, которые недавно установили в киевском офисе музыканта. Впрочем, судя по тому, как звучала гитара Юрия Фомина, можно смело предположить, что положительная энергетика публики стала в данном случае идеальным обезболивающим.

В конце концерта организатор фестиваля Орест Коваль метко подметил, что хотя перед выступлением Юрий Фомин опасался, что будет плакать от боли в руках, в итоге получилось, что слёзы были на глазах у публики. И это были слёзы радости и восхищения.

Особенности игры на гитаре

С одной стороны, гитара демократична, как велосипед и практически любой способен освоить на ней 3- 5 аккордов, чтобы аккомпанировать себе в домашней компании или у костра.

Но когда начинается разговор о профессиональном исполнении, гитара становится одним из самых сложных музыкальных инструментов. При игре на ней необходимо очень точно и сразу попадать пальцами на нужную ноту без всякий «подъездов» как на смычковых. И не просто попадать на ноты, как на клавишных или кнопочных. Кроме того, струну нужно ещё правильно прижать, чтобы она звучала не глухо и без дребезжания.

Образно говоря, гитара похожа на строптивую красавицу, с которой пытаются танцевать. Любому, кто попробует это сделать нужно будет решать одновременно две задачи: укрощать партнёршу и в это же время – танцевать с ней.

Так и с гитарой. Автору этих строк довелось видеть и слышать немало высокопрофессиональных гитаристов и у всех у них во время публичных выступлений случались непопадания на ноты или моменты глухого звучания – то чего нет в студийной записи. Это нормально для гитары. Потому что, возвращаясь к нашей метафоре, красавицу гитару приходится не только танцевать, но ещё и укрощать, одновременно! То есть от исполнителя требуется не просто владение инструментом и умение поражать публику быстротой движения пальцев. Параллельно с этим ещё нужно играть музыку. И вот тут  возникает главная сложность, которая часто делает скучными выступления гитарных «технарей», когда вроде и техника есть, а музыки, души — нет.

Исполнитель, инструмент и публика

Сравнение игры на гитаре именно с танцем не случайно. Гитара — один из немногих инструментов, который развёрнут к публике и слушатели имеют возможность видеть каждый момент соприкосновения пальцев со струнами, в результате которого и рождается музыка. И, конечно, эти танцы пальцев в сумме с самой позой музыканта, который располагается как бы держа инструмент в объятиях, являют собой отдельное зрелище, исполненное трогательной чувственной эстетики.

В этой связи отметим важный момент в игре Юрия Фомина. Когда закрываешь глаза и отвлекаешься таким образом от визуальной части, вдруг выясняется, что со сцены льется прекрасная музыка и его гитара вполне комфортно существует без оркестрового аккомпанемента, органично сочетая форте и пиано, передавая не только мастерство музыканта, но и мельчайшие оттенки его чувств..

В такие моменты ещё раз подтверждается истина о том, как важна личность исполнителя и богатство его внутреннего мира. Юрий Фомин — светлый и интересный человек, ему и в обычной разговоре есть что сказать людям. А когда он берёт в руки инструмент, с помощью которого ему дано связываться с небесными сферами, то тут начинается нечто феноменальное.

Так открылся «Organum-2015».

Следующий концерт фестиваля состоится в костёле18 апреля. Начало в 17.00. Поёт Татьяна Ластовецкая в сопровождении камерного ансамбля «Organum» под управлением Ореста Коваля. В программе – классика барокко — вокальные произведения Баха и Генделя.

Ранее мы писали: В Сумах начинается фестиваль «Organum-2015» 

P.S. На пресс-конференции перед концертом мы спросили Юрия Фомина, как ему удаётся так мастерски играть сложные музыкальные пассажи с очень быстрым чередованием нот. Он ответил, что, готовя произведение, находит среди нот главные и выстраивает относительно них иерархию остальных. И что этому его в своё время научил Орест Коваль, знающий толк в барокко, где именно так и подходят к исполнению музыки.

Источник: медиа портал АТС creativpodiya.com

1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (3 голос, оценка: 4,67 из 5)
Загрузка...

Читайте ещё по теме:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


4 + 3 =