Сергей Шепилов: «Как я придумал радио»
Первая сумская FM-радиостанция «Топ-радио» — несомненно, одно из самых ярких творческих событий в новой истории нашего города. Через неё прошли многие творческие люди Сум. Прошли и открыли себя в профессии радиоведущего, журналиста, звукорежиссёра или рекламиста.
«Топ-радио» было творческой лабораторией, где порой рождались проекты, далеко выходящие за пределы сугубо радийного формата. Именно «Топ-радио» стало инициатором проведения первых общегородских неформальных мероприятий: «Песни нашего двора», «Золотой микрофон» и других. Ну и вообще, это всё было креативно, молодо, необычно и немножко волшебно.
А придумал «Топ-радио» Сергей Шепилов. Ему и слово.
— 1991 . Этот год был первым и, наверное, главным в истории современной Украины. И понятно почему. Но я, будучи в этот судьбоносный период в служебной командировке в Германии, этого не осознавал. Меня, как и всех служащих и военнослужащих Западной группы войск, захватила «золотая лихорадка», ну в смысле — утробная зависимость от западной марки. Посудите сами: впервые за свою жизнь, не спекулируя и не воруя, я как директор школы получал 1800 западных марок в месяц. Плюс 1200 – жена, учитель математики. Итого — 3000!!! Это в то время, когда на Украине мои коллеги-учителя умудрялись выживать на 60$US, выполняя тот же объём работы. Но я этого не знал. Или, если честно, приезжая в отпуск, делал вид, что не знал. Мои друзья буквально выживали, еле сводя концы с концами. Кто-то кинулся в коммерцию… Как оказалось впоследствии, только у единиц был дар «торгаша». У меня его тоже не было. Я не скупал, как офицеры и прапорщики, КамАЗы, Икарусы и прочую не нужную объединенной Германии технику, или дешевую косметику, или женские трусики по 1 марке. Кто-то скажет: «А зря». Я-то точно теперь знаю, что не зря. У меня был другой путь.
1992. Лето. Я с семьёй: жена и две дочурки, раздав положенные подарки – укатили в Крым на собственной 12-летней иномарке, «пежушке» представительского класса. Мягкой, просторной и, конечно, с магнитолой. Кассет было много, с разной музыкой: с Наташей Королёвой для дочурок, с Аллегровой — для жены и с роком — для себя. Радио с западным FM- диапазоном было без надобности. Это я так думал. Пока ехали через всю Украину – с севера на юг. В первый же вечер, по прибытии, протирая в машине пыль после переезда, неосознанно включил FM на сканирование. Буквально через 5 секунд я услышал «Deep Purple» — Speed King. Я просто обалдел! Я ничего не понимал. «Дипы» на FM- частоте?! Я дослушал песню до конца и – о чудо! – услышал голос ведущего. Это была станция «Радио Рокс».
Теперь каждую свободную минуту я садился в салон и слушал РАДИО. Неужели я дождался, я дожил до тех времён, когда моя любимая музыка звучала по радио! А между песнями слышались голоса ведущих. Их манера, их «фишки», их рассказы о песнях и исполнителях – всё это меня просто потрясло. В Германии я много слушал радио, но всё это было чужое, на немецком. Чужие шутки, чужой смех, какие-то радио-шоу со звонками в студию. Это было для них, не для меня. А здесь, на русском языке, только рок – это было что-то. И тогда у меня возникло чувство, что я что-то теряю. Здесь, на Украине, начинается новая жизнь. Где всё, что раньше было запрещено – теперь открыто. И такие же ребята, как я, делают это. А мне снова возвращаться ещё на год – по контракту. Мне казалось, что за этот год у меня в родном городе кто-то откроет радиостанцию, а я опоздаю. Весь следующий год я жил с мечтой. Я купил смокинг – чтобы было в чём презентовать радиостанцию. Я покупал диски, чтобы создать хоть какую-то базу. Естественно, я искал только рок – для формата «Радио Рокс Сумы».
К слову сказать, тогда ещё я не знал значения слова «формат» для радиостанций. В Потсдаме, где я в тот момент работал замдиректора по воспитательной работе, музыкального магазина с пластинками и дисками (я имею в виду — специализированного) не было, или я не нашёл. Поэтому музыку искал в супермаркетах. Рока было мало. Иногда встречались сборники с рок-балладами. Цена диска варьировалась от 10 до 16 марок. Не очень много. Но если учесть то, что у меня две дочки и очень практичная жена, которая хотела многое накупить впрок, пока есть возможность – деньги немалые. Иногда мне удавалось потратить деньги на диск, мотивируя это тем, что когда мы вернёмся – я открою радиостанцию, поэтому у меня должна быть своя фонотека.
1993. Рождество. В Германии, начиная с первых чисел декабря, наступает ощущение праздника. Всюду скидки. Мы мотаемся от магазина к магазину, пытаясь подешевле купить качественные вещи, понимая, что в Украине сейчас нет ничего. В очередной такой гонке мы попадаем в только что открывшийся огромный супермаркет (я по традиции назвал его универмагом) рядом с железнодорожным вокзалом в Берлине. И вот, поднимаясь на четвёртый этаж, я вижу, что весь огромный зал в стеллажах, на которых диски и пластинки, и всё по жанрам, как в библиотеке. Для меня это был просто последний, завершающий, нокаутирующий удар капитализма. Найдя букву «В», я увидел все «битловские» издания в пластинках, отдельно в CD- дисках и отдельно на кассетах. Всё — с фирменными лейблами. Цена диска — 30 марок и выше (на пластинки я уже не смотрел, понимая, что в студии удобнее будет работать с дисками). Дальше — хуже (в смысле душевного состояния). Какую бы рок группу я ни вспомнил, всё было в наличии. С первого сингла и так далее, по дискографии. Не радость, а холодная пустота заполнила моё сердце. Я понял, что моих денег на рок-фонотеку для студии не хватит, да и не заработать. С поникшей головой я покинул этот зал, не купив ни единого диска.
Но мечтать о радиостанции я не перестал, хотя все вокруг: и учителя-коллеги, и сослуживцы – снисходительно улыбались, слушая мои прожекты. Да что – свои: даже немцы, с которыми я работал на стройке, прорвавшись по старому советскому паспорту, без визы, как служащий (хотя советских войск в Германии уже не было), качали головами и говорили, что для организации такого дела нужно иметь очень, очень много денег. Я понимал, что они правы, но мечтать не переставал.
1994. Осень. Я уже на Украине. Ничего не понимаю. Вся страна торгует. Все что-то продают, при том, что практически никто не покупает. Понятное дело, что все были в поисках реального покупателя. Считалось, главное: найти того, кто купит у тебя вагон сахара, а уж вагон сахара найти – не проблема. На этом многие и погорели. Кто-то убегал из города, понимая, что не сможет отдать долги, кто-то начинал пить горькую. Мне повезло. Я встретил Сергея Алещенко, который в тот момент работал в модной газете «Уикенд». Оказалось, что там же Сергей Пятаченко, которого я знал по театральной тусовке в СГПИ им. Макаренко, и Евгений Положий. Я начал помогать Алещенко и Толику Поляченко развозить газеты и потихоньку въезжать в тему газеты. Через неделю была опубликована моя первая заметка. А ещё через 2 недели я уже присутствовал на редколлегии по обсуждению очередного номера. Но надолго я в газете не задержался. Там назревал какой-то конфликт по учредительству, а уж туда я точно влезать не хотел. К слову сказать, Положий тогда победил всех и стал основным учредителем. Как тогда говорили – просто кинул соратников. Ну, да Бог ему судья – я не об этом.
Потусовавшись в журналистской среде, я узнал про ТРК «Видикон» и отправился прямо к В.И.Скибе с предложением открыть ещё и радио. Эту идею он встретил без энтузиазма. Просто сказал: «Хочеш робити телебачення – іди працюй.» Так я оказался на ТВ. Это было интересное время становления «Видикона». Денег платили мало, но в то время вообще было трудно найти работу с приличным заработком. Работали, пытаясь реализовать свои идеи, свои амбиции. Это дало свои результаты. Канал стал смотрибельным и авторитетным. А я мечтал открыть радио. Вместе с Сашей Папусем зарегистрировали фирму «3СН эфир». От неё же подали заявку в Национальный совет по телевидению и радиовещанию на получение лицензии. Прошло 4 года. От Нацсовета ни ответа, ни привета. Но я упорно рассказывал всем знакомым про открытие радио.
Со временем меня начали встречать дежурной фразой про дату открытия радио. Я отвечал, что скоро, и сам в это свято верил. И вот однажды на меня вышел Николай Гриценко, который стал к тому времени представителем Нацсовета по Сумской области. Он попросил по новой составить заявку, и буквально через два месяца я поехал в Киев, в Нацсовет, где и получил столь желанную лицензию на вещание на частоте 106,4. И 31 марта в Сумском эфире впервые зазвучали позывные «Топ-радио». Что мы крутили и о чём рассказывали — вы, сумчане, знаете. Честно скажу – моего любимого рока в плэй-листе «Топ-радио» было мало. Мы были единственной на то время FM-станцией в Сумах. До конкретного формата было ещё очень далеко. Тем не менее – радио- аудитория моего города нас признала. А рок зазвучал в сумском эфире только в 2011 году на «Радио Рокс Украина». И это прекрасно.
Все фото взяты из фирменного буклета «Топ-радио», выпущенного в 2002 году.
Фотографировала Наталья Кармазина
Источник: медиа портал АТС creativpodiya.com
Тут даже фишка не в том, что радиостанция «Топ-радио» — это было нЕчто! Это было радио молодости и таланта для всех в городе, от мала до велика, и звучала радиоволна со всех окон! А главная фишка интервью, — как вкусно и ярко рассказано о ТОм времени-коротко и обо всём *THUMBS UP*
Со стороны казалось, что на Топ -радио работают небожители. Они все были такие талантливые, так ловко и остроумно общались со слушателями и умели музыку ставить на весь город… *DANCE*
В то время у меня была небольшая стройка и некий Боря, симпатичный и стеснительный блондин, по совету друзей, пришёл выкладывать кирпичную трубу. Он это сделал быстро, легко и идеально И какое же было моё удивление, когда я узнала, что этот парень ни кто иной как Сам Артём Фонарёв-один из ведущих, от голоса которого трепетали девичьи сердца
забыла дописать: вот так жили тогда-мужчины подрабатывали, брались за любую работу… даже с бархатным тенором
Боря? Трубу? Вау….. ( вау — это коммерческое восклицание, сочетающее в себе вАсторг и Удивление).Да.. умеешь ты заставить гуманитариев заняться настоящим делом…
Тогда он ещё не был светским львом
Впрочем, что это я удивляюсь? А Чиж машины ремонтировал….
Блондин Артём Фонарёв на фото с блондинкой.
И он-каменщик?
причём, первоклассный
огромная благодарность всем создателям, вдохновителяи и ведущим ТОП-радио! до сих пор в голове висит пометочка что 106,4 — это Топ радио, с лучшей музыкой и ведущими.. с программами поздравлений и приветов, куда хочется первым дозвониться в прямой эфир! СПАСИБО за вашу инициативу и прекрасные воспоминания!
Самым ценным на этом радио были сиськи Насти Запорожченко, они просто таки вываливались из формата!
Таким сиськам нужно было, по меньшей мере, телевидение. Причем без звука. Потому как провинциальность в разговорах перла из всех щелей. В народе так его и называли: «Треп радио».
Но каков кюре, такова и паства. Всякий народ заслуживает того радио, которое слушает. Примерно к концу 90-х в Сумах появилась радиостанция «Довіра». Жаль, что ненадолго. Потому как шутки и реплики сумских начинающих Петросянов, мне, как рабочему человеку, были глубоко неприятны.