Портрет жены поэта
Будете в Эдинбурге, не забудьте заглянуть в Национальную галерею Шотландии и передать одной Мадонне привет от… Пушкина. В этой галерее много Мадонн с младенцем Иисусом, но привет от Пушкина нужно передать «Бриджуотерской Мадонне» Рафаэля…
Две Мадонны
Летом 1830 года светское общество двух столиц бурлило: обсуждалась помолвка и предстоящая свадьба «первого романтического поэта нашего времени на первой романтической красавице». А сам Пушкин в это время пишет невесте из Петербурга в Москву.
«Я мало бываю в свете. Вас ждут там с нетерпением. Прекрасные дамы просят меня показать ваш портрет и не могут простить мне, что его у меня нет. Я утешаюсь тем, что часами простаиваю перед белокурой мадонной, похожей на вас как две капли воды; я бы купил её, если бы она не стоила 40000 рублей».
Дотошные пушкинисты раскопали, что картина, о которой идёт речь в письме, была выставлена в книжном магазине на Невском проспекте, куда Пушкин заходил часто. И была это старинная копия картины Рафаэля, которая выдавалась за подлинник. Баснословных денег на покупку портрета, похожего на его невесту «как две капли воды», у Пушкина не было. Зато, благодаря этой картине, появился сонет «Мадонна», посвящённый Наталье Николаевне: «Не множеством картин старинных мастеров/ Украсить я всегда желал свою обитель…»
Оригинал рафаэлевский «Мадонны с младенцем» много странствовал по свету, пока его не купил герцог Бриджуотер (Duke of Bridgewater, 1756 — 1829). С тех пор картина стала называться по имени владельца — «Madonna Bridgewater». После смерти герцога картина больше века хранилась в лондонской галерее «Дом Бриджуотеров».
Так что, был бы Александр Сергеевич выездным, побывал бы в Лондоне, да ещё бы вместе с женой. Тогда и сравнил бы воочию двух своих любимых Мадонн…
В начале Второй Мировой войны, когда начались ожесточённые бомбардировки Лондона, «Бриджуотерская Мадонна» наряду с другими бесценными картинами была отправлена подальше от британской столицы, в Шотландию, в Национальную галерею, которая не прекращала своей работы даже во время войны. После окончания войны картину решено было оставить в Эдинбурге.
«Царствуй, потому что ты прекрасна!»
Пушкин не забыл упрёки петербургских дам и в первый же год их семейной жизни заказал А.П. Брюллову портрет своей милой «жёнки». Александр Павлович Брюллов (не путать с его младшим братом, Карлом, автором «Последнего дня Помпеи»!) прославился в Европе своими акварельными портретами. Пушкин познакомился с ним в 1830 году в Петербурге, почти сразу после возвращения А.П. Брюллова из Европы. Неудивительно, что поэт захотел, чтобы акварельный портрет Натальи Николаевны писал именно он. Жена его уже была представлена в свете и имела ослепительный успех в обществе, где горячо обсуждалась не только её поэтическая красота, но и её всегдашняя немногословность и меланхоличность. Графиня Дарья Фикельмон пишет как раз в дни написания портрета «Жена его хороша, хороша, хороша! Но страдальческое выражение её лба заставляет меня трепетать за её будущность».
Брюллов начинает портрет в декабре 1831 года. Н. Н. на четвёртом месяце беременности, пока незаметной. На этом портрете ей 19 лет. Она в светло — розовом бальном платье с двумя рядами пышных кружев вокруг декольте. Длинные бриллиантовые серьги и большая ферроньера на лбу придают портрету парадность. Возможно, при заказе такого портрета, поэтом отчасти двигало тщеславие, о котором говорил кн. П.А. Вяземский — «в Петербурге Пушкину нельзя будет за всеми тянуться, в любви его к жене будет много тщеславия». Но поэт искренне гордился своей «жёнкой», когда писал ей «будь молода, потому что ты молода и царствуй, потому что ты прекрасна!».
Несмотря на парадность портрета, образ получился необычайно трогательным и воздушным. Это единственный анфасный портрет, на котором Н. Н. смотрит прямо на художника и на зрителей. На всех других известных портретах, она нарисована либо в профиль, либо, хоть чуть-чуть, но смотрящей в сторону. Здесь заметна её «неопределённость во взгляде», о которой упоминали многочисленные составители словесных портретов жены поэта.
«Лицо её было чрезвычайно красиво, и черты его были удивительно правильны, но глаза, очень выразительные и большие, были размещены так близко друг от друга, что противоречило рисовальному правилу «один глаз должен быть отделён от другого на меру целого глаза»».
К тому же, Н. Н. слегка косила одним глазом, что и придавало взгляду неопределённость, а Пушкин за это шутливо звал её в обиходе «моя косая Мадонна»…
Этот портрет так и остался единственным портретом Н. Н., сделанным при жизни поэта. В мае 1836 года Пушкин хотел заказать ещё один портрет жены – теперь у прославленного Карла Брюллова. Но Карлу Брюллову красавица-жена поэта … не понравилась, и он наотрез отказался писать её портрет! А когда этому своенравному живописцу не нравилась модель, никто и ничто не могло заставить его писать. Да что Пушкин, когда он смог отказать в заказе на портрет самому Николаю I! Поговаривали, что именно «косинка» во взоре Н. Н. так не понравилась художнику. Но, скорее всего, сам тип красоты Н. Н. был не в его вкусе. Карл Брюллов любил писать женщин рубенсовского типа, а тут Натали, с её осиной талией…
«Смотрите и восхищайтесь!»
«Ступай в деревню, носи по мне траур два года. Постарайся, чтобы забыли про тебя. Потом выходи опять замуж, но не за пустозвона», — сказал Пушкин жене перед смертью. Вскоре Н. Н. Пушкина с детьми, с сестрой Александриною и в сопровождении тётки Загряжской покидает Петербург, следуя в Калужскую область, в Полотняный Завод — имение старшего брата Дмитрия, где она прожила больше двух лет.
Добровольное изгнание не принесло Н.Н. отрады в её тяжком горе. Она понимала, что она стала для семьи брата невольной обузой, и по настоянию тётки Е. И. Загряжской, возвратилась в 1839 году в Петербург. Здесь она с детьми поселилась в съёмной квартире и долгое время вела очень уединённую жизнь. Только самые близкие друзья Пушкина навещали её, при этом в январе она переставала принимать даже друзей, постилась и выходила только в церковь
Когда при жизни поэта кое-кто из друзей упрекал Н. Н. в её увлечении балами и дорогими нарядами, она не отрицала этого. Но всегда категорически отвергала все обвинения в личных тратах. Все её выездные туалеты, всё, что у неё оказывалось роскошного и ценного — было подарками тётки Е. И. Загряжской, фрейлины царицы. Бездетная Загряжская безумно гордилась красотою племянницы, и богатую тётку тешило, что при её средствах племянница может поспорить изяществом дорогих нарядов с первыми щеголихами двора.
Так что когда в конце 1841 года в Аничковом дворце готовился костюмированный бал, на который Н. Н. получила личное приглашение царя, тётка опять не поскупилась и подарила «своей отшельнице» чудное одеяние в древнееврейском стиле, по известной картине на библейский сюжет, изображавшей Ребекку. Длинный фиолетовый бархатный кафтан, почти закрывая широкие палевые шальвары, плотно облегал стройный, почти девичий, стан; яркий национальный головной убор, одним концом наброшенный на плечо, добавлял выразительности прекрасному лицу. Появление такой «Ребекки» во дворце было настоящим триумфом и вызвало общую волну восхищения. Как только начались танцы, император Николай Павлович направился к Н. Н. и за руку подвёл к императрице, сказав во всеуслышание: «Смотрите и восхищайтесь!». Императрица Александра Федоровна навела на неё лорнет и ответила с благодушной улыбкой: — «Да, прекрасна, в самом деле, прекрасна! Ваше изображение таким должно бы перейти к потомству».
Сказано сделано. Придворный живописец (предположительно В.И.Гау) написал портрет
Известны ещё два портрета Н. Н. Пушкиной, относящихся к периоду 1841-1843 годов, которые точно принадлежат кисти В.И. Гау. Они были заказаны тёткой Загряжской к 30-тилетию любимой племянницы.
Один портрет представляет её в скромном закрытом платье, причёсанной по моде того времени с локонами вдоль щёк. Это уже не «воздушное создание» с брюлловского портрета 1831 года. Но всё в её облике напоминает пушкинское «чистейшей прелести чистейший образец» и она по-прежнему так похожа на Мадонну Рафаэля!
Как и на самом известном портрете кисти В.И. Гау, где Н.Н. Пушкина — в ослепительном бальном туалете и шляпе со страусовым пером, ниспадающим на обнажённое плечо.
Через семь лет после смерти Пушкина, Н.Н. приняла предложение генерала Ланского и вышла за него замуж. Есть портреты Пушкиной-Ланской. Но это уже другая история…
От: ИРА
Интересные детали в статье.
А вот:
«…К тому же, Н. Н. слегка косила одним глазом, что и придавало взгляду неопределённость, а Пушкин за это шутливо звал её в обиходе «моя косая Мадонна»… Какая прелесть O
И вот))) «..страдальческое ВЫРАЖЕНИЕ ЕЁ ЛБА заставляет меня трепетать за её будущность». O
Лоб выражает?
А что, Пушкин правда был невыездным? Как это?
МАДОННА
Сонет
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель —
Она с величием, он с разумом в очах —
Взирали кроткие, во славе и лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания.
Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
(Пушкин написал 8 июля 1830 )
У вас допущена ошибка — бал в Аничковом дворце не был в 1841 году. Наталья Николаевна стала выезжать ко двору только в 1843 году. Следовательно, этот портрет не претендует на описание костюмированного бала, тем паче, что костюм Ревекки не похож по описанию на платье,в котором изображена на данном портрете Пушкина. Это первый портрет, выполненный В.Гау. А тот, на котором Пушкина в костюме Ревекки, писал другой художник, приглашённый Её Величеством, и этот портрет утерян.
«Тотчас после бала придворный живописец написал акварелью портрет Натальи Николаевны в библейском костюме для личного альбома императрицы. По ее словам, это вышло самое удачное изображение из всех тех, которые с нее снимали. Вероятно, альбом этот сохраняется и теперь в архиве Аничковского дворца, но никому из детей не привелось его видеть.»