Пушкин. Моцарт и Сальери
Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет — и выше. Для меня
Так это ясно, как простая гамма.
Родился я с любовию к искусству;
Ребенком будучи, когда высоко
Звучал орган в старинной церкви нашей,
Я слушал и заслушивался — слезы
Невольные и сладкие текли.
Отверг я рано праздные забавы;
Науки, чуждые музыке, были
Постылы мне; упрямо и надменно
От них отрекся я и предался
Одной музыке. Труден первый шаг
И скучен первый путь. Преодолел
Я ранние невзгоды. Ремесло
Поставил я подножием искусству;
Я сделался ремесленник: перстам
Придал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию. Тогда
Уже дерзнул, в науке искушенный,
Предаться неге творческой мечты.
Я стал творить; но в тишине, но в тайне,
Не смея помышлять еще о славе.
Нередко, просидев в безмолвной келье
Два, три дня, позабыв и сон и пищу,
Вкусив восторг и слезы вдохновенья,
Я жег мой труд и холодно смотрел,
Как мысль моя и звуки, мной рожденны,
Пылая, с легким дымом исчезали.
Что говорю? Когда великий Глюк
Явился и открыл нам новы тайны
(Глубокие, пленительные тайны),
Не бросил ли я все, что прежде знал,
Что так любил, чему так жарко верил,
И не пошел ли бодро вслед за ним
Безропотно, как тот, кто заблуждался
И встречным послан в сторону иную?
Усильным, напряженным постоянством
Я наконец в искусстве безграничном
Достигнул степени высокой. Слава
Мне улыбнулась; я в сердцах людей
Нашел созвучия своим созданьям.
Я счастлив был: я наслаждался мирно
Своим трудом, успехом, славой; также
Трудами и успехами друзей,
Товарищей моих в искусстве дивном.
Нет! никогда я зависти не знал,
О, никогда! — нижe, когда Пиччини
Пленить умел слух диких парижан,
Нижѐ, когда услышал в первый раз
Я Ифигении начальны звуки.
Кто скажет, чтоб Сальери гордый был
Когда-нибудь завистником презренным,
Змеей, людьми растоптанною, вживе
Песок и пыль грызущею бессильно?
Никто!.. А ныне — сам скажу — я ныне
Завистник. Я завидую; глубоко,
Мучительно завидую. — О небо!
Где ж правота, когда священный дар,
Когда бессмертный гений — не в награду
Любви горящей, самоотверженья,
Трудов, усердия, молений послан —
А озаряет голову безумца,
Гуляки праздного?.. О Моцарт, Моцарт!
Как только я начал осознанно заниматься творчеством.у меня возни комплекс Сальери. Но я никого не отравил ( кажется
). Потому что я же не только завидую гениям. Я ими ещё и восхищаюсь.![smile](https://creativpodiya.com/wp-content/plugins/kama-wp-smile/packs/qip/smile.gif)
Оговорил Александр Серееч Сальери, конечно, оговорил…. Зато как талантливо
Моцарт великий композитор!!! Помнишь фильм «Сибирский цирюльник».
«Сибирский цирюльник?» Это про Меньшикова?
Я там только генерала Петренко похмеляющегося запомнил, если честно….
«Откупори шампанского бутылку иль перечти » Женитьбу Фигаро»….
Кроме земли и «выше», если вспомнить оси координат, существует еще один мир, а вдруг правда там?
Вася, конечно,- Там… Всё, что вдохновенно не даёт покоя и подбивает на реализацию является, в какой-то мере, одержимостью…(Ты учил *PARDON* ) Ведь никто не видел цвет крыльев этих Муз… и Музов.. Ясно одно-там, в выси царит покой и умиротворение… Чем выше, тем покойнее… Какой там Моцарт с Пушкиным… А вот оболганный Сальери-да, там, высоко![smile](https://creativpodiya.com/wp-content/plugins/kama-wp-smile/packs/qip/smile.gif)
Если искусства — уход от действительности, значит действительность сродни аду, в котором человек привыкает существовать. Не означает ли это, что в раю априори не может быть творцов? Означает. Ни творцов там нет, ни философов тем более. Одна всеобъемлющая любовь. Но без эмоций. Сложно мне, земной, представить такую статичную энергию![smile](https://creativpodiya.com/wp-content/plugins/kama-wp-smile/packs/qip/smile.gif)
Вася, ты меня слышишь?