«Чужаси янь»
Клуб авторской песни «Булат» в содружестве с отделом литературы по искусству сумской городской библиотеки им. Т.Г. Шевченко организовали ещё одно тёплое творческое событие. На этот раз нас радовали Михаил Паламаренко и Александр Сорокин. Они, как известно, составляют и представляют мужскую часть, то есть — янь, известного квартета «Чужаси».
В квартете «группа янь» обычно берёт на себя самую тяжёлую мужскую функцию – играть на музыкальных инструментах и создавать вокально-визуальный фон, на котором поют, диджеят, танцуют, блещут и всячески очаровывают публику представительницы чужасевской «стороны инь»: Наталья Ухина (Смертяк), Евгения Торопова и Валерия Олейникова (ныне – «экс-Чужаси»)
Но в этот раз мужская часть квартета пела и общалась с публикой без отвлечений на прекрасную половину.
Михаил и Александр являются редкими нынче носителями духа настоящей, я бы даже сказал: аутентичной авторской песни. Жанр–то огромный и востребованный. В годы коммерциализации всего и вся в него пришло много нереализовавшихся на эстраде профессиональных музыкантов, которые конечно внесли мастерство, но затмили своими фейерверками что-то очень важное, главное, настоящее, тихое, что сделало авторскую песню популярной во всём русскоязычном мире. Интересно, что именно в русскоязычном. Несмотря на то, что и в Украине и в Беларуси есть талантливые авторы, пишущие на национальных языках, всё равно лучшие образцы народных авторских песен — на русском. Вероятно, молодой украинской культуре авторской песни ещё предстоит себя найти.
А пока в исполнении дуэта «Чужаси янь» звучали песни, которые без преувеличения поют от Курил до Нью-Йорка. Михаил и Александр — не авторы. Они исполнители или, как сами они себя назвали, — «разносчики песен». Они ловят песни на фестивалях (причём «ловят» в буквальном смысле слова — цепляя к удочке микрофон, чтобы дотянуться поближе к сцене), а потом готовят по-своему, часто даже интереснее, чем сами авторы и угощают всех, кому повезёт оказаться рядом, когда Михаил и Александр берут в руки гитары.
Многие из прозвучавших песен — туристические и костровые. А возле костров выживают и приживаются далеко не все песни. Как и люди, кстати. Употребление в тексте слов: «дорога», «рюкзак», «костёр» и «звёзды» — вовсе не гарантия того, что песенку запоют везде. В народных туристских песнях есть что-то неуловимое: запах пути, похода, свободы, первобытность и объединенность вокруг понятной позитивной цели, а ещё — отсутствие человеческих врагов, а значит — ненависти и других плохих чувств. Только дружба, доблесть и понимание красоты окружающего мира. Это очень созвучно с гомеровским, героическим восприятием мира. Думаю многие, как автор этих строк, вначале влюбились в туристические песни Визбора и Круппа, а потом только был Окуджава…
Я это всё философствую по ходу, потому что песни Михаил и Александр уже спели. Мне же лишь остаётся озвучить ряд мыслей и ассоциаций, которые возникли во время слушания.
«Чужаси» много раз были лауреатами разнообразных фестивалей авторской песни, о них много писали в прессе, но при этом они остались абсолютно простыми (в лучшем смысле этого слова). Может и поэтому тоже их любят и радуются, когда они устраивают концерты.
А завершилось всё неожиданно. Во время исполнения финальной песни на сцену была вызвана, случайно оказавшаяся в зале Валерия Олейникова, и это была удачная импровизация с пескариками, комариками, баржой и океаном позитивного настроения.
P.S. Сумы творческие второй день подряд одаривают событиями, вызывающими светлую радость и всплеск позитивных эмоций. За день до шоу «Чужаси янь» мы посетили художественный музей, и вышли с очень похожими эмоциями после знакомства с выставкой художника из Ахтырки Сергея Степанова.
P.P.S. И опять, — как прекрасно тесен мир! Со стен библиотеки во время выступления Михаила и Александра на нас смотрели фотографии и стихи совместного проекта «Осенние краски природы и поэзии» наших больших друзей Елены Мизиной и Андрея Катрича.
P.P.S. Не удержусь, чтобы не процитировать текст замечательной песенки из репертуара не менее замечательного авторского дуэта «Иваси», которой завершили своё выступление Михаил Поломаренко и Александр Сорокин:
Ах, как приятно протянуть свои конечности,
Свои конечности, свои конечности
И пораздумывать часок-другой о вечности,
Часок о вечности, другой о вечности.
Мигая мне фонариком, плывет баржа,
А следом — три пескарика и два моржа
А в двадцати пяти шагах водица плещется,
Водица плещется, водица плещется,
И в темноте не то кричат, не то мерещится,
Не то зовут меня, не то мерещится.
Комар летит на костерок полузатушенный,
Полузатушенный, полузадушенный,
А я лежу во все места уже укушенный:
И в глаз укушенный, и в нос укушенный.
И потихонечку глаза мои слипаются,
То разлипаются, то вновь слипаются,
А в это время с неба звезды осыпаются,
Все осыпаются, и осыпаются.
Давным-давно прошла баржа вдоль бережка реки,
Вдоль бережка реки, вдоль бережка реки.
И в теплом иле закемарили пескарики,
Мои пескарики, мои пескарики.
Пустую суету мою относит ввысь,
А я лежу и думаю простую мысль:
Покуда ноги есть, дорога не кончается,
Все не кончается, и не кончается.
Покуда попа есть, с ней что-то приключается,
Все приключается, и приключается.
Стареют парни. Да, в этой нише им равных нет, но нет уже и того безудержного восторга, которым они избалованы. Люблю и ценю их по прежнему. Огонь души ещё греет, но искры уже не сыплются. *IN LOVE*
Ну их лет на 20-30 ещё хватит, конечно…