О квантовой природе надежды

im21agesКаждый человек имеет потолок возможностей. Музыкант знает, где он не сыграет быстрее или ярче, чем может. Поэт понимает, как близко ему дано приблизиться к тому стихотворению, которое  звучит в нём. Бегун в какой-то момент осознаёт, что из своего рекорда ему не выбежать. Более того, свой потолок, предел имеют и, казалось бы, вселенские вещи, которые наблюдают люди: скорость света в вакууме, абсолютный ноль  температуры. Создатель как-то ограничил человеческие возможности. В известном смысле это знак, указующий на смирение. Как показывает опыт человечества, нам-то особо волю давать нельзя. Даже одному из нас. Любому. Впрочем, тема деформирования человеческого в нас при обретении какой-либо власти над другими – отдельный разговор.

А мы о том, что  люди неким загадочным образом умудряются создавать шедевры, совершать нечто уникальное, влюбляться до прекрасного безумия, то есть подниматься выше потолка собственных возможностей. Как это случается? Как получается, что, скажем, Пастернак или Заболоцкий после 50 лет пишут лучшие свои стихи-шедевры о любви. Почему они раньше их не написали в пору «буйства глаз и половодья чувств»?

В поисках ответа на этот вопрос, обратимся к квантовой физике, где существует задача об электроне,  находящемся в потенциальной яме. На бытовом языке макромира ситуацию можно представить так. Подходим к ямке с твёрдым дном и бросаем туда теннисный мячик. Если мячик бросить достаточно сильно, то есть сообщить ему достаточно большую энергию, то он отскочит выше края ямки и выпрыгнет из неё. А если бросить слабее — мячик попрыгает в ямке, попрыгает, да там и останется.

Вот, примерно, то же самое и в случае с электроном. Если сообщённая ему энергия меньше, чем высота энергетического барьера, то по законам макромира он не может этот барьер преодолеть. А по законам микромира – может! За счёт так называемого «туннельного эффекта». Но не всегда. Как говорит квантовая физика: существует вероятность выхода электрона за пределы  энергетического барьера. Она описывается известным уравнением Шрёдингера. Иными словами, её даже можно подсчитать!

Это я к тому, что у человека всегда есть шанс подняться выше своего потолка и создат  или совершить нечто шедевральное. Даже после 70-ти лет. И этот квантовый по своей природе шанс называется надеждой. Именно надежда держит художника (в широком смысле) в искусстве и убеждает его не идти в более выгодные профессии, потому что он теоретически всегда ещё может создать шедевр.

imagesКак люди, сочинившие народные песни. Авторы забыты, а поколение за поколением их поёт. Потому что шедевр. А шедевр  это творение автора, вследствие туннельного эффекта (или на языке гуманитариев  — озарения)  поднявшегося на миг над потолком своих возможностей. Когда это случится —  никому знать не дано. Тут мы, чтобы не перегружать данный текст подробностями и деталями, отсылаем  читателя  к знаменитому коту Шрёдингера.       

Нам важно другое. Между настоящим пределом человеческих возможностей и  кажущимся, а на самом деле преодолимым, существует пространство, зазор —  как между плёнкой  натяжного потолка у нас дома и реальным  потолком.  И вот все наши  шедевры, гениальные открытия и умопомрачительные достижения в этом пространстве и прячутся. Совсем недалеко от нас. В нашем же доме. Не снаружи, а внутри.

 Источник: медиа портал АТС creativpodiya.com

1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (оценок ещё нет)
Загрузка...

Читайте ещё по теме:


комментарий 41

  1. Ирина Проценко:

    … он рассматривал блики на потолке, упав ниже плинтуса. Подняться не было сил…

    Что-то свеженькое smile Надо бы утречком прочесть

    • Игорь Касьяненко:

      Хорошая идея

    • Ирина Проценко:

      — Ира, сколько можно говорить, не комментируй роман по первой строчке, не прочитав его полностью!
      -да, ты права… Но я вчера вечером так устала … хотелось пошутить sad

      Тема статьи МОЯ… Я её постоянно думаю… она со мной… она болит…
      Игорь, мне кажется, это ещё и тема для обсуждения.
      Осталось найти ведущего

      • Игорь Касьяненко:

        А что будет делать ведущий? Куда он должен повести? smile

        • Ирина Проценко:

          здесь писать о тропинках…..?
          ,боюсь, не сойдутся…
          Но я уже представляю, какая это будет интересная встреча и беседа..
          (расскажу по телефону?)

  2. Я:

    Наш потолок ограничен головой или — горе от ума, или — потолок — всему голова

  3. Я:

    Ой, вот здесь и есть самое интересное. … smile — сорвало крышу — мозги проветрились и идеи появились

  4. Я:

    p/s Следовательно, что нужно сделать, чтобы снесло крышу?

  5. Я:

    …., я думаю не просто жить,т.е. плыть по течению, а искать и тогда может и случиться прорыв сознания(

    • Игорь Касьяненко:

      Ну где бы так устроиться, чтобы жить, плывя по течению.Обычно против выгребать приходится… smile

  6. Я:

    Давайте. Начнем с того, что ее(крышу) нужно иметь … smile

  7. Евгений Фулеров:

    Одна из лучших ваших статей. Просто, естественно, образно. Реальный и натяжной потолок — лучшего сравнения не найти. И про мячик хорошо.
    То, что Пастернак и Заболоцкий вышли на новое понимание в пожилом возрасте — для меня не удивительно. Ну, что может понимать в любви человек в 30 лет? Мало что.
    Пушкин, к слову, то же не успел стать сильным в этом вопросе. Не успел дожить до погружения. Летел блестяще, но по волнам, в пространстве между водой и солнцем. Пространство между потолками — глубоко под водой.

  8. Игорь Касьяненко:

    Да, Евгений, спасибо!
    Я тоже думаю, что настоящая любовь ( не знаю как у дам у мужиков точно) только после сорока, когда ты одновременно проживаешь вечно юной душой все весенние страсти её и в то же время уже способен отслеживать осенним взглядом, какое чудо прекрасное и мимолётное с тобой происходит.
    Это похоже на бабье лето…..

    • Ирина Проценко:

      «….способен отслеживать осенним взглядом, какое чудо прекрасное и мимолётное с тобой происходит.»
      Именно так… И это чудо становится твоей личной тайной, незыблемым светом твоей же души, светом ни от кого не зависящим-ни от объекта, ни от тебя самого, ни от людей тем более smile

      Бабье лето общее и для женщин, и для мужчин

  9. Сергей Тихенко:

    Эрго:
    -никогда не теряем надежды;
    -всегда готовы встретить озарение и выдать шедевр (пусть — микрошедевр);
    -в любом возрасте своя прелесть и свои ожидания;
    -даже если падаешь с табурета-жизнь прекрасна.
    Касьяненко одним сачком поймал совершенно разных бабочек — квантовую и эфемерную.

  10. Игорь Касьяненко:

    «..поймал совершенно разных бабочек — квантовую и эфемерную.» — во строчка, любой поэт позавидует. Класс! *THUMBS UP*

    • Сергей Тихенко:

      Раз так, то это первая умная мысль, которую я высказал за последние 30 лет.

      • Игорь Касьяненко:

        А я и не сказал, что это умная мысль ))) Я сказал, что это талантливая мысль, это красивый поэтический образ….

  11. пожилая женщина:

    В 20 лет прочла у Анчарова, что женщина до 37 — это детский лепет и первые 10 лет думала об этом снисходительно. В последующее десятилетие вдруг поняла, что он прав и успокоилась. Лет после сорока мое отношение к словам писателя снова изменилось, а теперь я просто уверена: женщиеа до 50 — детский лепет.

    …Не забыть подумать об этом лет через 20…

    • Матвей:

      И мужики дети. У моего друга маме 65, пела здесь в народном хоре. Нашёлся одноклассник геолог с Перми, увёз её. Они стихов не пишут, но там такая любовь!

  12. Анна Кожевникова.:

    Позднее вдохновение любви приходит, наверное, к тем, кто сумел сохранить чистоту души, не опошлив ее цинизмом.

    Ф.Тютчев

    Последняя любовь

    О, как на склоне наших лет
    Нежней мы любим и суеверней…
    Сияй, сияй прощальный свет –
    Любви последней, зари вечерней!

    Полнеба обхватила тень,
    Лишь там, на западе, бродит сиянье, –
    Помедли, помедли вечерний день,
    Продлись, продлись очарованье.

    Пускай скудеет в жилах кровь,
    Но в сердце не скудеет нежность…
    О ты, последняя любовь!
    Ты и блаженство и безнадежность.

  13. Игорь Касьяненко:

    А цинизм, разве это не врождённое? Анечка, рад тебе! С окончанием ремонта!

  14. Анна Кожевникова.:

    Игорек, опять провоцируешь меня на без юморные размышления? Мне кажется, что цинизм порождается отсутствием веры в человека, в его духовность и благородное предназначение. Хотя, наверное, можно перепутать цинизм с возрастной объективностью и трезвостью ума… Но если трезвый ум, понимая природу человека, принимает его во всех его несовершенствах и не глумиться над ними, то цинизм, наоборот, понимая – не принимает и не прощает несовершенств. Но, согласишься ли ты, что именно цинизм допускает разгул страстей на всех уровнях – государственном, межличностном?… Причинно-следственная связь. Человек, ощущая себя только биологическим существом и руководствуясь данным ему природой инстинктом самосохранения, идет по жизни с хищническим сознанием своего права на власть. Что первично – гордость или цинизм? Разве у Ницше не из цинизма родилась идея о том, что Бог умер? И разве политики, торгующие своей душой ради денег, не являются циничными проповедниками того, во что сами не верят? А разве герои Пелевина не циничны? Как опустошается душа? От разочарования не способного прощать…Наверное, цинизм возникает в результате инфицирования гордыней. Цинизм и матерная лексика – едины. Но почему одни черпают энергию жизни в красоте поэзии и молитве, а другие в матерной лексике, а третьи — …? Как человек приходит к тому или иному камертону?

    • Аноним:

      Анечка, милая, подружка моя давняя, какая зараза тебя плохим словам научила:

      «благородное предназначение, возрастная объективность, на всех уровнях – государственном, межличностном, причинно-следственная связь,биологическое существо, хищническое сознание, что первично, Ницше, Пелевин…»

      А на «инфицированой гордыне» я чуть сознание не потерял.

      Вот послушай:

      В осенний сад зовут меня
      Воспоминания мои.
      Горит оранжевый наряд
      И воздух свеж,
      И журавли курлычат в небе.
      И кажется, что мы с тобой
      Не расставались никогда.
      Ты, словно солнце и вода,
      Живёшь со мной, не разлучаясь

  15. Игорь Касьяненко:

    «Мне кажется, что цинизм порождается отсутствием веры в человека, в его духовность и благородное предназначение»
    «Но почему одни черпают энергию жизни в красоте поэзии и молитве, а другие в матерной лексике, а третьи — …? Как человек приходит к тому или иному камертону?»

    Цинизм — это когда человек в мире видит только низкое. То есть это такой природный угол зрения? Их же наверное жалеть надо, циников-то?

  16. Анна Кожевникова.:

    Ах, Женечка, развеселил! Спасибо тебе за нежность в обращении. Я и правда глупа в своей сухой умственности. Однако… Философия — защита от стрессов

  17. Анна Кожевникова.:

    Игорь, на эту тему интересен рассказ Чехова «Циник».

Добавить комментарий для Ирина Проценко Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


3 + 6 =