В Сумах поставили спектакль о хрупкости и жестокости мира
В Сумском областном театре драмы и музыкальной комедии им. Щепкина — очередная премьера — «Стеклянный зверинец» (Скляний звіринець) по пьесе Теннеси Уильямса.
Уже по традиции новый театральный сезон в театре им. Щепкина начинается премьерой. Постановкой занимался новый главный режиссёр театра Артемий Анищенко. Он развил идею Антона Меженина и представил своё, несколько иное, видение пьесы «Стеклянный зверинец», написанной классиком мировой литературы XХ ст., американцем Теннесси Уильямсом.
Пьеса написана у 1944 году. Действие разворачивается в Америке, где на востоке идёт война. Семья Вингфилд (мать Аманда, её сын Том и дочь Лаура) стараются как-то выжить в это непростое время. Прямо скажем, есть перекличка с нынешним состоянием нашей страны.
Но, оговоримся, что постановка щепкинцев — юношеское воспоминание Тома Вингфилда о том, что же происходило. Причём не каждое воспоминание абсолютно достоверно: что-то смазано, а что-то гиперболизировано. Всё потому, что герой сам расставляет свои акценты, исследует себя, в буквальном смысле «роется» в своей голове, пытается найти ответы на вопросы: «Кто убивает в нём личность? Почему он не такой, каким хотел бы быть? Каков выход из всей этой ситуации?». Конечно же, всё начинается с пристального рассмотрения собственного окружения.
Мать Аманда (её великолепно играет Наталья Дехта) — жизнелюбивая, часто живущая прошлым и в тоже время всё контролирующая, пытается построить будущее собственных детей, при этом не спрашивая их мнения.
Сестра Тома — Лаура (очень вокальна в исполнении Евгении Анищенко) — хромающая на одну ногу и оттого при любом контакте с чужими людьми комплексующая до нервных срывов. Не окончила школу, несмотря на свои 24 года, и живет в собственном хрупком мире, как её коллекция — стеклянный зверинец — за которой она бережно ухаживает и находит в ней отдушину.
Друг Тома — Джим (в детализированном исполнении Юрия Оноприйко) — увлечённый собственной карьерой и неофициально, взявший некое шефство над Томом.
Отец Тома — 6 лет назад покинувший семью, нанявшись в корабельную компанию. Присутствует лишь в виде портрета.
Аманда желает, чтобы Том поднимался по карьерной лестнице, а его притягивает кино, он хочет красок, вместо серости, и жизненных приключений. Лауру же она мечтает выгодно выдать замуж, чтобы как-то обеспечить её будущее. И поэтому берёт с Тома обязательство, что тот приведёт в дом подходящего молодого человека.
Так закручивается детективная история личностного познания Тома Вингфилда самим собой. Очень органично и пластично его играет Владислав Писарев, раскрывая своего героя и проживая личностную сложную историю. И хотя здесь не всегда понятно, что в этих воспоминания реально, а что нет, но для Тома это активное путешествие в глубины себя, которое он доводит до крайней точки.
Отдельно хочется отметить декорации Александра Абманова. Чтобы одновременно вместить на сцене внутренние миры всех героев, он снимает одну из кулис, и когда открывается занавес, перед нами предстаёт непривычно огромная сцена, наполненная различными большими и малыми конструкциями. Каждая из них многофункциональна и помогает актёрам донести свой месседж. Благодаря этому, режиссёру удалось воплотить такую задумку, когда зрителю одновременно видна внутренняя реакция каждого героя на одно и тоже событие.
Постановка наполнена не столько хореографией, сколько пластикой, в постановке Сергея Великодного, которая своеобразной нитью связывает отдельные истории сюжета.
На пресс-конференции директор театра Николай Юдин задавался вопросом: «Как сумской зритель воспримет такое прочтение этой пьесы и готов ли?».
Мнения сумчан оказались различны: от полного неприятия увиденного, не понимания зачем же режиссёр изменил пьесу, добавив в неё негативных эмоций и тем самым нарушил баланс диапазона чувств, а также обошёл вниманием метафору с единорогом и до восхищения режиссёрской работой.
Удачного всем просмотра.
Источник: медиа портал АТС creativpodiya.com
Фото: Лариса Ильченко
Дякую, пані Ларисо, за цікавий матеріал, за аналітичний підхід до вистави.
І хоча метафору з Однорогом не лише зчитано але і виведено в подієвий ряд сюжету, зі всім іншим в статті згоден.
Чекаємо на виставі ще раз!))
Видимо об этой метафоре с единорогом говорили зрители: У автора во время танца герои толкают столик, фигурка единорога падает и его рог отбивается. Он становится как все остальные лошади,т.е. теряет индивидуальность, о чем потом идет разговор. И Лора дарит его Джиму уже без рога.:
Вот так в тексте у автора:
(Они внезапно ударяются о стол, и стеклянная фигурка падает на пол. Джим прекращает танцевать).
ДЖИМ: Что мы задели?
ЛОРА: Стол.
ДЖИМ: Мне кажется – что-то упало.
ЛОРА: Да.
ДЖИМ: Надеюсь, не твоя маленькая лошадь с рогом!
ЛОРА: Да. (Она наклоняется, чтобы поднять стеклянную фигурку).
ДЖИМ: Ой, ой, ой. Сломалась?
ЛОРА: Теперь он в точь как все другие лошади.
ДЖИМ: У него больше нет –
ЛОРА: Рога! Это не важно. Может быть, здесь кроется удача.
ДЖИМ: Ты никогда не простишь меня. Клянусь, это была твоя любимая фигурка из стекла.
ЛОРА: У меня вообще не очень много любимых. Нет в этом ничего трагического, рыжик! Стекло легко бьется. Как бы осторожен ты с ним не был. Уличное движение сотрясает полки, и вещи с них падают.
ДЖИМ: Все же мне ужасно не ловко, что я стал причиной.
ЛОРА (улыбаясь): Я просто представлю, что ему сделали операцию. Рог удалили, чтобы он не чувствовал себя этаким – чудаком.
…….
(Она кусает трясущуюся губу и смело улыбается. Она опять разжимает ладонь со сломанной стеклянной фигуркой. Затем медленно берет его руку и поднимает ее до уровня своей руки. Она бережно кладет единорога на его ладонь и сжимает его пальцы.)
Зачем ты – это делаешь? Лора, ты хочешь, чтобы я взял его?
(Она кивает.)
Для чего?
ЛОРА: Как – сувенир…
ОСкільки останній мій комент десь зник, то напишу ще раз)))
На мою думку, драматург заклав більш значимий образ в відламаний ріг Однорога. Оскільки це міяічна тварина, яку могла приручити лише незаймана дівчина, тому розбиття однорогу і перетворення його в звичайну конячку — несе в собі більш глибокий сенс.
А отже у виставі метафора не лише прочитана, але й декодована зрозумілою для сучасного глядача подією ;)
Хоча, в кожного на це може і має бути власна думка… яку можна скласти подивившись виставу і прочитавши п»єсу)
Я в таком восторге давно не была! Актеры играют божественно!
Нет слов!