Александр Садовский: композитор оттенков и пространств…

alexander-sadovskyМожет ли клочок бумаги с несколькими цветными пятнами заворожить и вызвать интерес и уважение к автору:  а кто это рисовал?

Это было давно, в конце 80-х, когда меня пригласили работать в престижные по тем временам  художественные  мастерские при Союзе художников. Заглянула в полузаброшенную мастерскую в ветхом доме с целью забрать оставленные производственные кисти и краски (кто-то подсказал, что художники перебрались оттуда в более крепкий дом). Среди хлама и битых стёкол бросился в глаза помятый лист бумаги,  сияющий в пыли изумрудными непонятностями. Разворачиваю. Эскиз к монументальной росписи. Казалось бы, ничего основательного –  какие-то цветовые поиски  не то вытянутых человеческих фигур, не то сказочных существ, но это не столь важно. А важно другое открытие –  игра цветовых пятен! Лёгкая такая игра на бумаге, где  над разумным грамотным поиском решения поставленной задачи парило и властвовало что-то чистое, неразумное, а скорее интуитивное, подсознательное,  в общем – творчество, талант композитора в чистом виде.  И эта бумажонка с пятнами изумруда, охры и нейтрально-серого предназначалась  для костра, сжигающего мусор?.. Что же тогда есть настоящее у этого мастера?

vacation-in-klementovo.jpg отдых в клементово

Александр Садовский «Отдых в Клементово» холст, масло

 Вот так я впервые познакомилась с Александром Садовским, поистине заслуженным художником Украины, неравнодушным к истории родины, к человеческим отношениям, к музыке, поэзии…   Трепетно дышащий искусством Мастер, познавший большой успех, до сих пор постоянно преодолевает муки творчества и при этом  живёт в счастливом тройственном браке:  Саша + жена Ира + холсты = любовь. Уже тройственном: сын Иван, гордость семьи, работает далеко за пределами Украины.

Жена Ира. Муза. Красавица. Тот самый удачный случай поэта, приручившего музу. Или Муза – поэта… Все знают: статный Александр Садовский немногословен, суров в молчании перед непрофессионализмом и снисходителен перед выскочками от искусства. Но кто наблюдал «вечернего» Сашу, в ожидании конца рабочего дня его Музы, в момент, когда он напевает и пританцовывает цирковым мишкой вокруг Музы, тот безошибочно скажет: ну, ребёнок…..

 — Как называется твоё новое полотно?

— Не придумал ещё… Посоветуй!

Таким картинам больше доверяешь. Они происходят от нашептывания «вспомогательными» музами –  дочерьми Зевса и богини памяти Мнемозины, естественно, не ко всем приходящими. Слово «муза» происходит от греческого «муса» (мысль). Слетаются игривые, привнося гармонию в красочные ассоциации Мастера. Тут и Мельпомена, и Талия, Эвтерпа и  Эрато, Терпсихора  и  Урания – муза космоса и, конечно, серьёзная, с множеством нерешенных вопросов Клио – муза истории. Закружат художника на многие месяцы, опережая его собственные теснящиеся мысли, наставят на путь истинный Сашу, утешат, а потом улетают на свой Парнас. И вот тогда уставший художник зовёт главную музу и близких друзей и, собирая творческие и интеллектуальные плоды, сочиняют они названия полотнам, чтобы самим понять и до зрителя донести: что же хотели через Садовского нам всем сказать боги.

Я смело заявила: Садовский – композитор. Мастер композиции. Композиция, как я уже упоминала на сайте АТС, —  главная волшебница  изобразительного искусства. Никакой виртуозный мазок или доскональное  знание анатомии не спасут картину, если она не решена композиционно грамотно. Воздействие на подсознание зрителя игрой цветовых и тоновых пятен, провалами в широкие пространства, цветными акцентиками в нужных местах на разных планах –  безгранично у Саши и безусловно.

legends-ii

Александр Садовский «Легенды» холст, масло

call-of-azov

Александр Садовский «Зов Азова» холст, масло

 Александр, изначально как монументалист по образованию, не утруждает себя проработкой мимики персонажей, конкретикой диалогов, мелкими жестами своих героев –  ему, в содружестве подталкивающих под руку вышеупомянутых муз, удаётся взволновать зрителя иным волшебством: виртуозной организацией поля холста! Будь то казачье поле боя или поле луговое. К его полотнам, как к любой тайне, надо приближаться медленно, постепенно и, рассматривая, остановиться на  почтенном от холста расстоянии,  дабы не спугнуть впечатление. Ведь совершенно не обязательно изучать, уткнувшись  носом в живопись, через диоптрии труд художника, те самые муки творчества, поиски того самого мазка, который  в итоге сладко-горьких мук будет обязательно подарен Уранией – музой космоса!

 Александр Садовский пишет корпусно, но не размашисто, его живопись не безалаберна, не «летает» и не кричит в полёте, как у многих сегодня, она светится тихо и уверенно находится во времени. И… вне времени…

autumn

Александр Садовский «Осень» холст, масло

arrest-of-vedel-in-ohtyrka

Александр Садовский «Арест Веделя в Ахтырке» холст, масло

 

1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (оценок ещё нет)
Загрузка...

Читайте ещё по теме:


комментарий 31

  1. Евгений Фулеров:

    Ирина, вы нехорошо поступаете. Так нельзя писать о художнике, как пишите вы. Посмотрите, что вы наделали: «Среди хлама и битых стёкол бросился в глаза помятый лист бумаги, сияющий в пыли изумрудными непонятностями». И в таком духе вся статья.
    То, о чем пишут, уходит на второй план по сравнению с тем, как об этом пишут.
    У вас определенно литературный дар и, жуткое дело, работы художника превращаются всего лишь в материал для выражения этого дара.
    Шутка. Вот еще одно жуткое дело – слово «шутка». Когда оно приводится с целью пояснения. Меня всегда коробили смайлики в сообщениях. Они – как смех за кадром в телесериалах, указывающий зрителю, в каком месте надо смеяться. Но, будучи непонятым до обиды в нескольких других сообщениях на этом сайте, вынужден и я поставить буквенный смайлик.

    Очень понравилась картинка − «Александр Садовский: композитор оттенков и пространств…». (Простите, что называю картинкой, но на экране ноутбука кроме картинок ничего быть не может.)
    Действительно, композитор. Тут периодичность, ритм, разлинованная нотная бумага, зайчики на воде, как нотки, как звук. Тождество фигур и их различие, классный противоход − девушки — в одну сторону, мужик – в другую. А девушки ли это? а, может статуи приколонные?, а мужик ли то?, а, может, мираж? Здорово, что море – вне цвета, а вся голубизна ушла в архитектуру и волосы. Волосы в своей размытости – что-то самое интересное. Платья по форме, по складкам – продолжение музыки, а по цвету – земля, твердь подглубинная. Небо – то небо, то горы в разрезе. И самое главное – спокойно всё, без напряжения. Когда в картине напряг, цвета, сами по себе, перестают радовать. Здесь радуют.

    • Ирина Проценко:

      Женя, Вы совершенно правы-про художников так не пишут. У художника есть сайт с множеством статей от искусством ведающих. Так описывают Душу случая… Душу пары…Ведь есть же Душа пары, пока существует между ними любовь..(((Эту версию существования Души пары выдумал и предложил Касьяненко и мы уже на сайте обсудили и утвердили местоимение Души пары)))…А ещё есть Душа пары Художник/Холст, пока происходит между ними борьба до изнеможения… И Вы же не будете отрицать, что ничего случайного с нами не происходит?
      А когда происходит, ну, вот тот самый миг происхождения чуда случая- мы останавливаемся, удивляемся… Некоторые задумываются и пытаются нарисовать, подобрать слова… Вы только представьте: вечно трухлявые мастерские для начинающих художников … пыль…. лист бумаги с просто несколькими прикосновениями будущего мастера… он ещё не догадывается, что эти прикосновения уже живут и останавливают взгляд, он просто грамотно, как учили на факультете, компоновал… остался не довольным- выбросил в корзину…забыл… Ещё всё впереди. Впереди осознание и оценка своего дара. Вернее, не своего, а дара свыше… А пока… Пока-мгновение моего открытия. Это очень важное мгновение, я так думаю…
      Короче, Женя Фулеров, написано эссе, а не расследование движения мазков и тел. Вот пусть читатель, как я когда-то, из пыли написанных мной букв, останавливается на искрах цвета, приближает картинки, приближается сам, находтт сайт, читает о художнике- правильно, а совсем хорошо, если его заинтересованность приведёт на выставки Александра (здесь непременно смайл лично для Вас, Женя ) *DRINK*

      • Ирина Проценко-Е. Фулерову:

        Женя, я же тут с пояснением для Вас! Старалась… а Вы где? Алё-алё… А то мне надо уходить…

        …шучу, конечно…

        Отчасти согласна, картины надо было немного описать конкретнее. Но материал претендовал бы на слишком большой объём.

        • Евгений Фулеров:

          Я здесь! Я онемел в восторге. Без смайлика. Поражен формулой — Душа пары.
          Об одном жалею. Что эта формула — не моё открытие.

          • Ирина Проценко:

            Да, гипотеза убедительна и многое объясняет…. .ну, вот, опять мужская окопная сплоченность и солидарность…
            тут смайл -надвинутые брови и опущенные уши

          • Евгений Фулеров:

            У Александра Садовского полутона хороши и сказочны.

            А как вообще можно писать о художнике, в смысле — комментировать. С одной стороны, любое слово — не то. Это же слово, а там живопись. Они не могут быть адекватными полностью. Слово всегда что-то исказит. С другой стороны, как мне поделиться впечатлениями? Я бы нарисовал что-нибудь в ответ, но, к сожаленью, боюсь палитру на штаны уронить. Поэтому приходится притягивать слово.
            Или лучше молчать?
            Скажите мне, Ира, молчать и любоваться или не молчать b огрублять?

          • Поля:

            … огрублять… не выражайтесь пожалуйста, на этом сайте, Женя! Не огрубляйте уж

          • Проценко Ирина- Жене Фу.)):

            Жень, а делайте что хотите (тут улыбка), только будьте в контексте позитива, вложенного в этот сайт(улыбка).Как Вы поняли, этот сайт не просто сайт, а крыша-в прямом и переносном- для нас, трепетных и беззащитных творцов в доказательство для «сильных мира сего», что мы есть погодоустроители этого мира(улыбка)

  2. Вы можете принимать или не принимать язык написания. Да, он выражает эмоции, что будоражат творческую личность. Но осуждение в данной ситуации просто не красиво.

  3. Игорь Касьяненко:

    Ну вот, я всегда говорил, что в присутствии дам надо шутить осторожно. Сколько меня за это били…
    На самом деле, я вижу в посте Евгения следующую цепочку. Сначала приятное удивление литературным уровнем текста, пототм вчитывание в содержание, потом радость обнаружения в себе внутреннего отклика на увиденное…
    Во как по -разному мы видим одно и то же….
    На этом и стоит искусство. В том что изобразил художник или поэт каждый видит своё. И таким образом размножает сущности автора, что и есть высшей целью творчества. Ну или одной из них…. smile

  4. Конечно мужчины всегда поймут друг друга…
    Браво!!!!

    • Игорь Касьяненко:

      «Мужчинам понимание — женщинам — ласку!» — если бы я был рыцарем я бы такой девиз написал на щите…

      • В каждом мужчине живет рыцарь, но многие собственное рыцарство тщательно скрывают. Наверное не модно сейчас. А было бы больше понимания между мужчинами и женщинами.

  5. Виталий Сергеев:

    Для того чтобы принять или не принять работу художника, достаточно быть неискушенным зрителем. Даже лучше — неискушенным. Для того, чтобы разобраться, почему она понравилась или не понравилась, нужно быть умным художником. Для того, чтобы отдать должное таланту другого, нужно быть мудрым художником. Для того, чтобы об этом интересно написать, нужно еще владеть словом. У Ирины это получается хорошо.

  6. Тамара Кубракова:

    Садовский для Сум, что кит для океана, орел для гор, Энштейн для физики, дуб для леса…. Исчезни он — опустеет «культурный план». Юбилейная выставка в СМуГе — одна из самых интересных за все время моей работы там: цвет, звук, интеллект- редкостное сочетание. Браво, Ирина, за блестящее эссе! и за продолжение в комментах (привет, Женя! Рада встрече).

    • Проценко Ирина:

      не! Садовский-кит для гор!! Исходя из фантазий автора smile
      Тома, спасибо

    • Евгений Фулеров:

      Тамара, привет. Я бы предложил первое предложение закончить не многоточием, а утвердительно: «… дуб для леса и Куб для картежного стресса».

    • Наталья Говорухина:

      А у меня Садовский всегда ассоциируется с большим и добрым Дедом Морозом( молодым, конечно). Ира! Чудная статья! Назло Жене наставлю двести смайликов :P :P :P :P :P :P :P :P :P

  7. Сергей Тихенко:

    Интересно, что думает сам Александр Садовский о водопаде любезностей, обрушившемся на его бедную голову? Гордо расправил плечи или забился в угол от смущения?
    Эссе, бесспорно хорошее. Ире-респект. Я тут за экраном чувствую, как Ира радуется одобрениям и содрогается от критики.
    В ноябре (ориентировочно) в академии будет выставка на которой теперь обязательно будет представлен мэтр Садовский. Синдром домино, однако.

    • Проценко Ирина:

      не, не содрагаюсь))) мы тут с Садовским смущённо забились в угол холста ;)
      Cерёжа, сам подумай,-какая многолетняя закалка у постоянно выставляющих себя напоказ художников…. поэтов….музыкантов….

  8. Евгений Фулеров:

    какая многолетняя закалка у постоянно выставляющих себя напоказ художников…. поэтов….музыкантов….

    Совершенно справедливое замечания. Поэтому, Ира, прошу более нежного отношения к себе. Я — в дебюте, впервые на публике, и не феникс — засмеют, заругают, хватит ли сил возродиться? Смайлик с лицом, умоляющим о пощаде.

    • Проценко Ирина:

      согласна…. А то как с Орфеем, не дай боги))
      Да ещё после такого замечательного дебюта

  9. С интересом прочитал рассказ о встрече с прекрасным в искусстве — о том моменте, ради которого и пишется картина или создается другое произведение искусства. Картины Александра Садовского поразили своей светоносностю — словно бы смутные воспоминания озаряются вдруг неожиданным светом…

  10. Я:

    …. читаешь, смотришь, думаешь, а не сложить ли слово «ВЕЧНОСТЬ» из ваших мыслей и образов ….

  11. Я:

    Вечность — без начала и конца, но с душой, любовью и нежностью, а движение мысли невидимо, но ощутимо реальностью.

Добавить комментарий для Сергей Тихенко Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


4 + 8 =