А царь-то — ненастоящий!

defaultСовременное искусство – не настоящее. Безумно дорогие картины, фотографии, сумасшедшие гонорары звёзд — всё это никак не связано с прямой функцией искусства – будить в человеке прекрасные чувства и мысли. В подавляющем большинстве современное искусство вообще ничего не будит. И даже не ставит перед собой такой задачи.  Однако по порядку.    

                              Маршаны и 4Р маркетинга

После серии буржуазных революций в Европе, мир начал постепенно превращаться в огромный рынок. До этого потребности и вкусы, в основном, формировали аристократы.Они с детства получали всестороннее образование, в том числе и эстетическое, и сами росли в окружении произведений искусства. Революции положили начало открытию публичных музеев, таким  образом, доступ к искусству стал массовым. И всё бы хорошо, но аристократического вкуса у новых посетителей не было. А деньги были. Появился спрос. И сразу возникло предложение.

И тут случился логический сбой. Искусство апеллирует к душе, а значит, должно быть таким же бесплатным, как молитва. А оно вдруг стало товаром широкого потребления. И начало менять свою природу. Очень быстро появились и размножились различные торговцы успехом — клакёры, маршаны… Как правило, маршан  (франц. marchand — «торговец» — во Франции второй половины XIX в. этим словом стали называть не только торговцев вообще, но также посредников между художником и заказчиками), был, прежде всего, хорошим торгашом,то есть, умел купить дёшево, а продать — дорого.  А потом уже ему требовалось (если требовалось ) наличие эстетического вкуса. 

Именно благодаря усилиям маршанов, уже в конце ХIХ начале XX века чудесным образом выросли цены на картины  импрессионистов. Например, на работы Сезанна за 10 лет (1895 по 1905) цены поднялись в 1000 раз — с 30 до 30 000 франков.  

 Как только искусство стало товаром, оно начало жить по законам знаменитых 4Р маркетинга: product (товар),  place (место продажи), price (цена)  и promotion (продвижение, реклама, пиар).

С ростом числа маршанов дефицитом стал «product» высокого качества, и тем большее значение приобрели «place» и, особенно, — «promotion». Теперь уже, прежде всего они, формировали «price».

                                                                          Дутые шедевры

Поэты полушутя говорят: если в книге автора есть одно хорошее стихотворение, это — хорошая книга, два – выдающаяся, три — гениальная. Иными словами, создать настоящий шедевр не всегда под силу даже гению. Бетховен написал более 32-фортепианных сонат, но только «Лунная», «Патетическая» и «Аппассионата» — действительно шедевры. Хотя на каждой из них лежит отпечаток его выдающегося дара и каждая создавалась как квинтэссенция всего творчества этого виртуозного пианиста и выдающегося композитора.

И в то же время, если исходить из рыночной стоимости, всё, чего коснулась кисть Ван Гога, Гогена, того же Сезанна  и прочих считается неоспоримо гениальным, что и выражается в миллионных ценах на их холсты.

А мне кажется, что подавляющее большинство современных шедевров – дутые. Классическим примером является одиозный «Черный квадрат». А  «Крик»  Мунка за 119 миллионов 922 тысячи 500 долларов?  Есть подозрение, что если бы это полотно вывесили в какой-нибудь провинциальной арт-галерее, под авторством студента Сидорова, то 90% посетителей бы его просто не заметили.

im8agesНадо сказать, что с живописью ещё более странные вещи творятся. Когда воруют известную и очень дорогую картину, понимая, что на открытом рынке  её не выставить и продают какому-то тайному покупателю, который ею любуется в одиночку, закрывшись в тёмной комнате – это что-то психиатрическое уже.

И почему-то мне кажется, что любуется он не бездонными далями своего внутреннего космоса, открывающимися с помощью этого полотна, а тем, что у него в руках, в полной его власти находится такой дорогой рыночный «product». К слову, по данным Интерпола,  стоимость похищаемых произведений искусства  около 8,5 миллиардов долларов за год. Больше приносит только торговля наркотиками и оружием.

                                                          Искусство  — зеркало мира

Из вышесказанного можно и нужно сделать один вывод – мы все больше живём в ненастоящем мире, где «брендирование» заменяет качество во всём: в одежде, отдыхе, транспорте, питье (виски  — (не)самогон?), еде для тела и пище для души. Отличить настоящее от подделки крайне просто. Настоящее – не продаётся. Can’t buy me love  Пол и Джон  в этом смысле закрыли тему. Золото и бриллианты – не истинные драгоценности – они «отбрендированы» до уровня драгоценностей. На Плюке —   КЦ  дороже любого бриллианта. И даже мысли наши в большинстве своём не настоящие, потому что мы их покупаем. Опосредованно, разумеется – с помощью покупки телевизора, который нами манипулирует или  газеты, существующей за счёт кормления читателей салатами из рекламы и «джинсы».

 Я встречал крайне мало людей, способных мыслить самостоятельно. А  излагающий чужие мысли, живущий ради удовлетворения чужих желаний — ни за что не отвечает. Он не обманывал вчера, просто канал сегодня переключил, а там другая программа  — вот и «думает» по-другому. Вчера «думал», что правильно возвращать долги, потому что по советскому телевизору  так передавали,  а сегодня по импортному передали, что можно и не отдавать. Ой, как кстати! Какой хороший этот новый телевизор….

                                  Верить  никому нельзя. Даже Мюллеру smile  Себе — можно.

Я последний, кто бы взялся давать советы человечеству. Но для себя делаю такой вывод. Каждый человек – это как бы симфонический оркестр. И на всё настоящее – произведения искусства, чувства, мысли — в нём должен отзываться, определённый инструмент из оркестра его души. Но в большинстве из нас по причине необразованности, эстетической слаборазвитости, слишком большой скорости жизни —  отзывается только один инструмент. И поэтому нам многое недоступно.   

ima1gesНапример, внутри человека отзывается скрипка. И только.  А тут звучит  флейта. А  скрипка  не способна  отозваться флейте, она по-своему звучит – сколько в скрипку не дуй, она  флейтой не запоёт, равно как и сколько не води по флейте смычком —  не заплачет флейта скрипкой.  Но человек, под давлением окружающего мира, тщетно пытается заставить свою скрипку всё же отозваться флейте, вместо того, чтобы искать свою флейту. Стоит  возле  общепризнанного шедевра  — и ничего не чувствует. И постепенно  смиряется с  тем, что надо доверять мнению других, в не искать отклик в себе. Вот в этот момент ему и подсовывают какого-нибудь  «хорошо отбрендированого Мунка».

 Мне кажется, что если кому-то до слёз и мурашек по коже нравятся «Золотые купола» Михаила Круга, а Моцарт навевает сон   ему не надо изображать из себя любителя Моцарта. Надо верить себе. Уверен, что истинное качество проживаемых чувств у него не хуже, чем у того, у кого в душе отзывается Моцарт. Это  — как одну и ту же мелодию сыграть на разных инструментах. Другое дело, что попытаться в себе найти и заставить отзываться и другие инструменты  — стоит. Так чтобы  весь оркестр души заиграл. И вот тогда мир станет удивительным, прекрасным, а главное —  настоящим. Наверное. 

Источник: медиа портал АТС creativpodiya.com

1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (3 голос, оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Читайте ещё по теме:


комментариев 10

  1. Сергей Тихенко:

    Классно написано. Обьективная реальность-общество все больше становится обществом потребителей. Это касается не только искусства, но и всех сфер деятельности. Не надо думать-думают за тебя, не надо читать-все есть в Сети, или в ТВ, не надо сопереживать-надо развлекаться. и т.д. И как пакеты харчей из супермаркетов транзитом идут в мусорные баки, так и пища духовная не усваивается организмами «новых украинцев». Хорошо или плохо — но так есть. А человеческий мир иррационален. И так было всегда. И всегда кто-то дул в трубу, а кто-то лелеял флейту.

    • Вадим:

      Как всё точно и убедительно! И в этой связи удивляет минимальное количество коментов на эту тему
      http://creativpodiya.com/?p=4261#comment-2362
      это к слову о равнодушии к искусству как к зеркалу мира.
      Демагогия получается

  2. Наталья Говорухина:

    Настоящее не просто не продается, оно вневременное, оно НАВСЕГДА.

  3. Н.Д.:

    «А мне кажется, что подавляющее большинство современных шедевров – дутые. Классическим примером является одиозный «Черный квадрат». А «Крик» Мунка за 119 миллионов 922 тысячи 500 долларов? Есть подозрение, что если бы это полотно вывесили в какой-нибудь провинциальной арт- галерее, под авторством студента Сидорова, то 90% посетителей бы его просто не заметили.» Не заметили, а главное, промолчали и не возмутились, что им подсовывают? Люди совсем не понимают, что с ними играют, как с куклами. Имущие — против неимущих. Искусство, политика, религия, семья — все стало предметом добывания денег. Это они — имущие, могут себе позволить выстроить системы: банков, картинных галерей, систему религиозных сект и свободных секс отношений — все для выкачивания денег из огромной людской массы ничего не понимающих людей. Главное убедить, что это модно, современно и тебе крайне необходимо. И капитализм, как система государственного строя, имеет столько недостатков, что сейчас мы, испытывая все это на своей «Шкуре» уже понимаем из каких «розовых очков» мы выпали. Нам все подается в «блестящих фантиках», а мы говорим: «сладко»! Но ведь мы понимаем, что это духовное растление общества, которое ведет к его деградации. Хотя бы пора самим себе в этом сознаться.

  4. Игорь Касьяненко:

    …В дом заходишь как все равно в кабак,

    А народишко: каждый третий — враг,

    Своротят скулу: гость непрошенный,

    Образа в углу и те перекошены.

    И затеялся смутный, чудной разговор,

    Кто-то песню орал и гитару терзал

    И припадочный малый, придурок и вор,

    Мне тайком из-под скатерти нож показал.

    Кто ответит мне, что за дом такой,

    Почему во тьме, как барак чумной?

    Свет лампад погас, воздух вылился,

    Али жить у вас разучилися?

    Двери настежь у вас, а душа взаперти,

    Кто хозяином здесь? Напоил бы вином,

    А в ответ мне: «Видать, был ты долго в пути

    И людей позабыл. Мы всегда так живем….

    Это ещё советский Высоцкий пел. А мой друг Кричевский говорит, что люди только внешне похожи. А на самом деле между нами пропасть и таких как Вы, ув.Н.Д. крайне мало. Большинство всегда так живёт. И счастливо…

    А про ненастоящесть мира я написал потому что ужаснулся от цепочки: душа- произведение искусства — товар — деньги — душа…. ( и тут — чёрт). Но как сказал мне один авторитетный экономист — товар -это краеугольный камень, на котором стоит наш мир. Иначе говоря, если искусство перестанет бытьтоваром — оно исчезнет, так как с голоду вымрут творцы. А если оно останется товаром — то настоящее затеряется среди подделок — и тоже фактически исчезнет. И это мировой тупик.

  5. Н.Д.:

    «Иначе говоря, если искусство перестанет быть товаром — оно исчезнет, так как с голоду вымрут творцы. А если оно останется товаром — то настоящее затеряется среди подделок — и тоже фактически исчезнет. И это мировой тупик.» Ну это же совсем не так! Это — кто для чего создает свое произведение. Сколько истиных шедевров создали мастера прошлого и совсем не ради денег. Искусство всегда оплачивалось плохо. Все великие музыканты жили на благотворительность. Не возможно оценить сколько души и сознания автора вложено в то или иное произведение и оценивалось оно, зачастую, через столетия. Это в наше время «сюрреализм» -ага, модно значит произведение искусства, значит дорого. Это условность и игра. И большинство современных авторов хочет заработать на своих мнимых «шедеврах» сейчас и много. Плохо, что люди умные и образованные поддались такой простой уловке и перестали чувствовать, что искусно, а что искусственно. А для этого их разучили чувствовать. Смешали понятия добра и зла, сунули материальный «леденец», убили веру в Бога и Человека. А окружение каждый выбирает себе сам: «По Сеньке шапка». И то что общество не однородно, я не спорю, и уродов хватает. Как говорится: «Кто на что учился». Картинка из жизни: Продавщица в палатке около «Макдональдса», разговаривает с подругой и почти кричит: «Я не хотела учиться в школе, зачем мне нужна эта математика и прочая галиматья, я здесь и так зарабатываю!» Она кричала в полной уверенности, что все ее понимают и поддерживают. А раньше бы засмеяли!

    • Игорь Касьяненко:

      «Сколько истиных шедевров создали мастера прошлого и совсем не ради денег. Искусство всегда оплачивалось плохо. Все великие музыканты жили на благотворительность.»
      Разве? Не уверен…

    • Гость:

      Как же без сюрреализма-то?! Сюрреализм ведь, это не особое зрение, видение вселенной, а зрение Человека вселенной.

      Дирижер бабочки
      тянет ввысь нити,
      он то отражается,
      то пылает.
      Бабочка зеркальна,
      и он зеркален:
      кто кого поймает,
      никто не знает.
      Дирижер бабочки
      стал, как кокон:
      в каждой паутинке
      его сиянье.
      Бабочка то падает, то летает,
      дирижер то тянется, то сияет.
      Дирижер бабочки стал округлым,
      он теряет тень
      между средней Вегой,
      он роняет пульт
      посредине бездны,
      он исходит светом, исходит тенью.
      Будущее будет посередине
      в бабочке сияющей, среброликой,
      в падающем дальше
      чем можно падать,
      в ищущем полете
      в середине птицы.

      Константин Кедров

  6. Я:

    Игорь, как здорово Вы написали!!!
    Проецируя текст относительно себя, понимаешь, соло твоей души — саксофон. Как хочется, чтобы он звучал без фальши……

  7. Миросозерцатель:

    Статья правильная на 100%
    Но до каких же пор мы будем пассивно констатировать не устраивающие нас события и начнем прослеживать причины данных явлений, их последствия в обществе, делать выводы и предлагать решения как изменить сложившуюся, уже ставшую критической, ситуацию?
    До тех пор пока деньги есть цель жизни любого человека, включая людей искусства, до тех пор люди будут расти животными и биороботами!
    Крути-не крути, а деньги если не само зло, то инструмент в руках зла уж точно!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


8 + 6 =