Наталья Говорухина. Аромат времени

SONY DSCНаталья Говорухина   прежде всего, человек, переполненный творчеством. А потом уже она руководитель фотоклуба, организатор выставок, гостеприимная хозяйка… 

Поэтому  разговор наш сразу  же начался с темы творчества.

— У  тебя  музыкальное  образование….

 — По первому образованию преподаватель фортепьяно и концертмейстер.  Окончила музыкальное училище, долго работала по специальности, но в какой-то момент занялась фотографией и поняла, что именно она – моё призвание. Это  свалилось на меня,  как сваливается на человека любовь. Однажды,  взглянув сквозь объектив, на листву, я  увидела чудо, испытала прозрение.   Мне казалось, что раньше я была слепая.

Конечно,  знание музыкальных  форм очень пригодилось впоследствии. Главное  — музыка дала мне  интеллектуальную подпитку, желание и возможность апеллировать к вечным ценностям.  А когда стало ясно,  что фото – надолго,  я пошла учиться на кинофотофакультет в ЗНИУ (Москва) 

 — В чём отличие художника и фотохудожника?

 —  Художник рисует плоды своего воображения,  а фотохудожник  ловит беспрерывно меняющуюся реальность, светящуюся веточку,  оконную занавеску,  чуть поднявшуюся от дуновения  ветерка. И,  таким образом,  открывает и сохраняет окружающий  мир  для себя и для других. В идеальной фотографии  объединяется художественность и документальность – это высший пилотаж, это  — Анри Картье-Брессон,  например. 

Когда мгновение,  запечатлённое на фотографии, проходит через тебя, оно становится  единственным, твоим, авторским.  Если кратко выразить миссию фотохудожника,  то это – открытие, сохранение и дарение…

  Известно, что существуют художники, картины, которых  продаются очень дорого. За миллионы долларов. А с фотографиями такое  может быть?

 — Есть фотопейзажи,   которые продаются  за миллион долларов…

 — В чём  секрет такой  стоимости?

 — В фотографии вообще главное – выйти за грани техники, чтобы осталась только душа.  А ещё основное  достоинство фотографий в том, что они,  вылеживаясь, как бы, наполняются ароматом времени.  Я сегодня иногда сама поражаюсь некоторым своим старым работам. Сейчас смотрю – великолепно! Отправляю на конкурсы –  они там берут призы. А тогда казалось, что  фотография не состоялась. И, наверно, так тогда и было, но время текло, пронизывало снимок  и, в итоге, наполнило его чем-то большим и важным.  Хотя, конечно,  не каждый  снимок  может наполниться временем. В этом и тайна …

  — Ты возглавляешь фотоклуб «Позитив», занимаешься организацией выставок фотохудожников из других городов и стран – зачем  тебе все эти хлопоты?

 —  Одиночество – это хорошо и важно для творчества, но  в какой-то момент начинаешь вариться в себе, воспроизводить себя, зацикливаешься, в общем. И чтобы этого избежать, необходимо общаться  с коллегами по цеху: и вживую,  и на соответствующих творческих сайтах.  Вот как я, например, сейчас интенсивно общаюсь в интернете с ребятами из Винницы и Черновцов,  где высочайший уровень  мастерства и постоянный творческий поиск. 

А ещё, в своё время, я объявила войну гламуру и попсе в фотографии, и с тех пор неуклонно следую этой линии. Тут вот в чём проблема.

Фотография достаточно демократичное искусство,  особенно сейчас, когда качественное  фотооборудование доступно  многим. Однако,  у этой  ситуации есть и обратная сторона. Лёгкость достижения недалёких целей приводит к деформированию вкуса.

Трагедия  многих наших  талантливых фотографов – в коммерции. Чем больше ты работаешь в угоду заказчику —  фотошопишь,  украшаешь, подчеркиваешь их внешнее благополучие, тем более ты девальвируешься,  как художник. В принципе,  даже убрать морщинки, как об этом часто просят дамы-заказчицы, можно  правильно выстроенным светом, без использования  компьютерных технологий. И это будет  уже искусство. Но  если у фотографа 4-5 свадеб в неделю – тут  не до тонкостей. Он бежит как марафонец  и, в итоге, приобретая сиюминутное,  теряет связь с вечным.

У нас есть замечательная детская фотостудия «Мы» при Центре научно-технического творчества молодежи, которой руководит Любовь Беспалая. Там много  одаренных   ребят и  не хочется, чтобы при переходе во взрослую жизнь  они растворились  в массовой  культуре.

 Именно для воспитания правильного  понимания  качественной  творческой  фотографии и отношения к фотографированию, как к искусству, я  стараюсь приглашать в наш город  фотохудожников, работы которых,  на мой взгляд,  достойны того, чтобы формировать вкусы.  Авторы, которые  к нам приезжают, не только выставляют  свои работы. Они же ещё проводят встречи, мастер-классы… 

Настоящий  художник,  как известно,  опережает время. В 1995 году я в Смоленске познакомилась с Александром Александровичем  Слюсаревым, которого через пять лет внесли в энциклопедии, как единственного живого классика на постсоветском пространстве. Так вот, когда я устроила выставку его работ в Сумах, то на открытии ловила на себе удивленные и непонимающие взгляды. Впрочем,  Сан Саныч спокойно отреагировал, что, мол,  со мной очень часто так. Я привык к такой реакции… Люди просто не понимали, с кем общаются…

   То,  что  у нас  какое-то количество  людей   занимается  творческой фотографией,   делает  наш  город лучше?

  — Если фотографии согревают кому-то душу – значит,  город становится лучше, теплее, уютнее,  добрее…   

— Город тебе как-то помогает?

  — Да. Сумы – это  мой город. Я  провинциалка по природе,  хотя  с семьёй долго жила в Москве, но сейчас потихоньку возвращаемся. В столице чувствуешь себя песчинкой, вроде ходишь на выставки, в музеи, но всё равно есть ощущение растворения.  А  тут – кто ни приезжает,  в один голос говорят: В каком замечательном  месте вы живёте! 

У меня чудесный двор,  рядом   река с  живописными прибрежными пейзажами. Там сделано  немало моих лучших фотографий.  Я, бывало,  с  фотоаппаратом  ходила на митинги. Но так ни одного снимка и не сделала.  А тут – как будто источник неисчерпаемого вдохновения.

— В каком культурном контексте ты  существуешь?

 — Я старомодный человек. Для меня имеет громадное значение,  например то, что в Сумах бывал Чехов.  Мне  важна его всеобъемлющая ирония,  меня завораживают его драмы, где  действие  часто происходит на фоне стихии, а  люди  всё пытаются что-то изменить в своей жизни и ничего у них не получается…

Чехов, в отличие  от большинства классиков литературы,  не даёт ответов  и ничему не учит, а только задает волнующие  душу вопросы.  Я очень часто  хожу в  его музей на Луке. Мне это место кажется одухотворенным и одушевленным.  И я, особенно когда там нет экскурсий, буквально  ощущаю присутствие великого писателя.

Как молоды мы были-17Имена, сопровождающие меня всю жизнь,  – Цветаева,  Ахматова,  Мария Петровых,  Рахманинов,  Шопен….

Евгения Винокурова люблю  — «Мир разложил на части Пикассо..».

Проживаю уход Петра Тодоровского.  Пересматриваю  его фильмы, вспоминаю,  как мы всегда радовались, тому,  что он жив,  когда он появлялся  на экранах со своей неизменной гитарой…

Нахожусь сейчас под впечатлением фильма Владимира Хотиненко «Зеркало для героя» о людях и времени. Время же вообще особая категория для фотографа.

Юрия Трифонова читаю,  всё руки не доходили раньше. А сейчас  оторваться не могу. 

  Говоря о литературе, расскажу такой любопытный эпизод из жизни. Мне было лет 15,  когда я на чердаке обнаружила книжку без  обложки. Всё мы с сестрой не могли понять, кто автор, хотя видно было,  что поэт сильный. А обложку мама,  вероятно, преднамеренно сняла, потому что книжка была ещё с ятями, ижицами, фитами, то есть с тех времён, когда и за чтения Есенина могли  быть неприятности. А недавно,  уже с появлением  интернета, я ввела в поисковик строки из этой  книги.. и выяснилось что я —  обладатель  раритетного издания   стихов «короля поэтов» Игоря Северянина…  

— Что тебя радует в культуре 21 века? Он дал новые возможности? 

  — Конечно,  информационная революция перевернула мир.  Сейчас можно найти любой  фильм, книгу, почитать интервью со значимыми для тебя людьми…

 А вот  в искусстве фотографии ничего принципиально  нового пока нет.  Как бы не совершенствовались технические возможности,  всё равно главный инструмент – голова и душа художника.  Сейчас очень много агрессивной эротики,  появилась «эстетика брака», когда фотографии специально делают как бы с дефектами. Появился комп–арт, как вариант художественной фотографии, есть интересные фотохудожники, работающие в этом направлении, как,  к примеру,  недавно приезжавшая  к нам Ира Михайлова из Москвы.  Всё это интересно, но не очень  меня потрясает. Не моё это…

Кроме того, сейчас из искусства фотографии уходит ощущение волшебства. Раньше, фотограф  в тёмной комнате, под красным или зелёным светом проводил какие-то полумагические действия   проявлял плёнку, фиксировал,  развешивал снимки для просушки… 

Фотографы  времён цифровой фотографии лишены этой магии. Им проще,  но я считаю, что для воспроизведения настоящей жизни,  должно быть, ощущаться сопротивление материала: счастье и несчастье должны смешиваться пополам.

— Ты социально- активный человек?

 — Если речь о политике, то для  неё  меня нет.  Последний  раз я просыпалась для политики в 1989 году, когда активно агитировала за наших сумских кандидатов в народные депутаты, во время «первых  свободных» выборов в Верховный совет СССР. Но очень скоро разочаровалась в них, и с тех пор  со стороны наблюдаю, как неизменно разочаровываются в своих избранниках мои знакомые, активно интересующиеся политикой. Впрочем,  это не значит, что у меня нет убеждений.  Я, например, удалила из фрэнд-листа в фейсбуке  всех своих знакомых, которые загружали меня политическими склоками, в частности,  одну давнюю приятельницу, которая  9 мая вывесила знак дня скорби. Мне это непонятно и неприятно. У меня родители познакомились в партизанском отряде,  для меня  День Победы великий  праздник  и я не желаю, чтобы ещё при живых свидетелях его перевирали и переделывали во что-то другое.   Я с таким людьми живу в параллельных мирах. Они мне неинтересны. 

  — Сейчас многие люди культуры готовы сотрудничать хоть с чёртом,  только бы выжить и иметь возможность  реализовывать то,  что хочется…

 — Знаешь, мне не раз говорили: сфотографируй того–то,  и  решишь все  свои проблемы. Но я не готова к этому.  Человеку же на самом деле не так много надо материального.  Быть,  по возможности,  здоровым, иметь деньги,  чтобы не умереть с голоду…Главное – чтобы была возможность творить. Я уже в том  прекрасном  возрасте, когда имею право позволить себе делать то, что я хочу. Силы есть, чувства ещё не остыли, но уже понятно,  что настоящее, а  что мимолётно,  в общем,  только жить и жить.  По–настоящему, не размениваясь на  суету. 

  — Что для тебя, как для  человека творческого, свобода?

 — Свобода — это когда есть  возможность заниматься любимым делом. Ну и чтобы  все родные были здоровы,  и  всё у них было в порядке.  А ещё нужно, чтобы пришло вдохновение, которое,  по словам Чайковского,  не любит посещать ленивых.  И вот когда к художнику  в такой ситуации приходит вдохновение,  у него вырастают крылья, и  он обретает истинную свободу.   

— Мы живём в сложном мире. Разные люди встречаются на пути…

 -У меня есть цикл работ по Чехову, в  частности, с фотографиями усадьбы  Линтварёвых.  И вот  однажды я возвращалась домой в очень плохом настроении. Меня несправедливо обидели, было  грустно и пусто …    Чтобы как-то развеяться, я подошла к компьютеру и начала работать с чеховскими фотографиями.  И так незаметно пролетело время почти до утра. И  вдруг обнаружилось,  что негатив улетучился и  я, пребываю в прекрасном настроении.

 Так и дальше  — на  хамство я  намерена  отвечать только творчеством.

 — Всегда  есть кто-то моложе,  талантливей  и благополучней. Так устроен мир. Нужно уметь искренне радоваться за других.  Это сложно, но прекрасно.  Вот я сейчас радуюсь  за Лену Алмазову, получившую   золотую  медаль НСФХУ в номинации «Портрет» за серию работ «Футляр» на  IV международном женском фотосалоне «ПЛАНЕТА ДЕТЕЙ-2013»(к слову,  НаталSONY DSCья Говорухина на этом же форуме  была удостоена серебряной  медали  ISF в номинации «Портрет»).

Есть ли у тебя проекты,  которые не реализованы пока,  но  очень  хочется их реализовать?

 —  Да,   выставка  «Ускользающий свет». Я зашла в эту тему и поняла, что она бесконечно глубокая.  Потому что, ведь, вечно можно играть в прятки со светом. А самое важное, что мне не хочется из этой игры  выходить,  я уверена    это моё, раз я  вижу тут вечность и бесконечность…

…Напоследок мы смотрели фотографии будущей выставки «Ускользающий свет», сделанные  в стиле близком  к  импрессионизму  и с каждой новой работой  я всё больше понимал,  в чём разница между фотографом и фотохудожником.  Эти фотографии  даже жаль было  бы встретить на выставке, где так мало времени можно уделить каждой. Их по одной нужно вешать на стены  как картины, потом  долго  и пристально всматриваться в них….

 А вокруг  и рядом были: обыкновенный двор и обыкновенный берег обыкновенной реки и всё то прочее, что выглядит таким необыкновенным и чарующим на фотографиях-картинах фотохудожника Натальи Говорухиной.

Источник: медиа портал АТС creativpodiya.com

1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (2 голос, оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Читайте ещё по теме:


комментариев 7

  1. Все статьи этого сайта анонсируются на ФБ. Эта осталась без анонса. Иначе объяснить отсутствие коментов я не могу. Популярности Натальи Алексеевне не занимать, как в Сумах так и далекооо за его пределами. И в Австралии знают, не говоря про Лондоны и Парижи. Лучше прославить нас может только олимпийский чемпион. И что интересно: знать все знают, уважать вынуждены даже кто не хочет, а вот доброе слово сказать как то стесняются. Кореспонденты всё больше вопросы задают, бывает и с подковыкой. Среди творческих самоотверженных людей города Наталья Говорухина заслуживает благодарность сумчан не только за прекрасное творчество но и за неутомимую организаторскую деятельность. Отдельная благодарность сайту АТС за тёплую статью.

  2. Роман Гинзбург:

    Наташа Говорухина великолепный организатор, Мастер Светописи, отличный журналист, Мастер Поэтического Слова, любящая мать и заботливая дочь. Наташа, здоровья и долгих лет тебе!

    • Гость:

      УНИСОН Любовей *KISSED* http://creativpodiya.com/?p=3124
      Ирина Проценко

      20.07.2013 в 19:27
      Нашу Наташу одарил Бог многими подарками smile Она прекрасный оратор, организатор, эссеист, чтец, мама, дочь…
      и главный подарок свыше — она сама есть подарок нашему городу и его современникам smile
      … но подарочек ещё тот, — не дозовёшься ;) или не отпускают….

  3. Евгений Фулеров:

    Молодец Игорь Касьяненко! Вы не задаете идиотских дешевых вопросов.
    Это оговорка. Теперь по существу.

    Я бешено люблю фотографию. Давно, в юности, мне открыл этот мир старший товарищ – Александр Монастыренко − потрясающий фотограф. Он жил в Марьевке возле Сум. Я постоянно к нему ездил из города на велосипеде. Мне было очень хорошо с ним и невероятно интересно. Более умного, думающего собеседника не встречал в жизни. Хотя наши сумские творческие люди того времени – 80-е годы, его недолюбливали. Да что там недолюбливали? Не любили! Они не могли ему простить его ум и его честность. Хуже честности, сами знаете, ничего нет. Я на честность не способен. У меня сил не хватит сказать товарищу-брату-творцу слово «фуфло». Хотя именно этим словом я думаю, глядя, слушая или читая его творения. Александр был беспощаден, поэтому всеобщая нелюбовь – достойная награда.
    Я про себя думаю, ну кто такой Чехов? Ну, для нашего сайта хотя бы? Да никто!
    Ну, прибирайте себе ваш домик-музей, ну ваяйте скульптуры. Чехов для нас – инородное тело. Он − всеобщее достояние русской и мировой культуры, поэтому для меня – для сумчанина, его нет. Мне ближе мой сосед-водопроводчик и для меня утрата – отъезд Монастыренко из Сум.
    У каждого свои недостатки. Я, например, не могу сразу – к делу. Хожу, блуждаю, не могу начать. Для меня теплый ужин всегда был дороже спальни. Я не о еде.

    Наталья Говорухина – вы невероятно умная интересная женщина. Вас приятно читать. Сначала я читал ваши ответы в напряжении, ждал, когда вы сморозите глупость. Потом успокоился и с удовольствием дочитал до конца.
    Между нами есть и общее, например: «Если речь о политике, то для неё меня нет».
    В начале хотел скользнуть интервью по диагонали, но воткнувшись во фразу «Однажды, взглянув сквозь объектив, на листву, я увидела чудо, испытала прозрение», тут же подумал: Оп-па! Совсем другое видение мира. Интересно.
    Я тоже когда-то взглянул на мир через объектив. Разбить к чертовой матери и никогда не прикасаться – вот, что на всю жизнь осталось после того опыта. В таком противоречии и живу всю оставшуюся жизнь – блаженствую от фотографии, как искусства, и не могу посмотреть в объектив – он меня парализует и угнетает.

    Опять же! Всё это было вступлением. Дайте ссылку на ваши работы.

  4. Наталья Говорухина:

    Евгений! Глубоко тронута таким вниманием. Прежде всего спасибо за добрые слова и в адрес Игоря( это правда), и в мой( судить о себе предлагаю другим). Вы затронули слишком много вопросов. Первый — об Александре Монастыренко. Прекрасно знала его работы. Последнее, правда, что видела — альбом его коллажей к 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина. Ощущение, что он создавался на пределе человеческих возможностей, почти в пограничном состоянии. Это нормально для художника. Хочу уточнить о другом. Не знаю любили ли Монастыренко фотографы или нет, но то, что он сам дистанцировался ото всех — это точно. Мое ощущение, что мы для него были чем-то вроде » детсадовцев». Лично я с ним общалась только однажды, случайно встретившись с на берегу Псла у своего дома. Это был, кажется, 2000-ый год. Кстати, он сам меня затронул, попросил показать свои работы. Я показала заборы, лужи, окна и серию » Сумчанки». Говорили долго о фотографии, искусстве, жизни. Он начал предлагать мне заняться какими-то проектами, даже тему придумал. Но дело в том это была ЕГО тема, а не МОЯ. К тому же, я — вредный козерог, которого трудно заставить что-либо делать помимо его желания)) А может просто не была готова к предложенному. Бог его знает. Больше Александра не видела, зато у удовольствием следила за успехами Федора Монастыренко.
    По поводу дать ссылки на свои работы отвечаю: на данном портале это не принято. А я слишком уважаю авторов » Агентства творческих событий», чтобы нарушать правила. Если вы зарегистрированы на Фейсбуке, можете меня без труда найти . Если найдете — смотрите в первую очередь альбомы «Ускользающий свет», «Немного цвета» и «Родные лица».
    А теперь об Антоне Павловиче. Вот тут печально, даже не столько за то, что для Вас писатель Чехов «инородное тело», как то, что Вы отделяете от себя и русскую, и мировую культуру. sad

  5. Евгений Фулеров:

    Наталья, спасибо за ответ.
    Я не нашел вас в фейсбуке. Наверное, не умею им пользоваться. Может, вы ссылочку дадите?

    По поводу Чехова и мировых культур.
    Да я ни слова не написал о Чехове и мировой культуре. То есть написал, но на самом деле — не написал. Давеча в одной из веток я написал, что Платон — редкий придурок. Не о Платоне я писал, а о взаимоотношениях ущербных людей. Не о Чехове я писал, а о том, что видеть надо тех, кто рядом, какими бы они ни были, а не идти спать с портретом идеала.
    У меня ж кроме русской и мировой культуры только три дочери и трое внучат. Ну, куда я без русской и мировой культуры? Вот если бы какая-нибудь женщина согласилась родить со мной еще троих детей, то тогда другое дело. Тогда от мировой культуры я готов отказаться. За пять детей — откажусь и от русской.

  6. Наталья Говорухина:

    Евгений! Раз не нашли — значит не судьба! %)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


3 + 3 =