Мирослав Ясинский. Фрески души
Угораздило моего коломыйского друга родиться 14 февраля, что послужило безусловным поводом рассказать сегодня о нём — хорошем человеке и художнике уникального дарования.
Тем интереснее для читателя окажется предварительное знакомство, нижеследующего содержания, с этим мастером, когда прозвучит: к нам едет Мирослав Ясинский! Да, да, именно так — в апреле ждём художника с Гуцульщины, замечательного и самобытного.
Родился Ясинский в 1956 году. Учился в Косовском училище прикладного и декоративного искусства и Львовском государственном институте прикладного и декоративного искусства. Мирослав — преподаватель на факультете дизайна Коломыйского института и отдела изобразительного искусства Коломыйского педагогического колледжа.
Сбившись со счёта, о количестве выставок Мирослава умолчу. Первая его персональная выставка в Европе состоялась в 2005 году в Берлине и имела огромный успех. За ней последовали поездки по миру. Картины увидели в Австрии, Канаде, Италии, Польши, Франции, Румынии, Литве, Латвии. Немалая коллекция его работ в США.
В художественной среде Мирослав известен не только как живописец, а ещё как один из главных авторов-проектантов и исполнителей знаменитого на весь мир музея Писанки в его родном городе Коломые.
Мирослав – человек непростой судьбы, воспитывающий четверых детей, необыкновенно чуткий к чужой боли, к боли своей родины, человек, наполненный божественной любовью, ищущий себя в вере к Богу и, вместе с тем, совершенно светский. Он — наш. Инопланетянин с планеты Творчество.
Всё созданное Мирославом Ясинским действительно выглядит как послание с другой планеты. Планеты ангелов, если угодно. Кто был в моём доме, наверняка, приметил небольшой стильный (авторский) левкас, на котором изображен ангел-хранитель.Это — подарок от Ясинского не то мне, не то моему ангелу-хранителю, как напоминание: «оберегать и сопровождать на жизненном пути»,-так выразился сам автор.
Почти такой ангел и у меня. Но мой, конечно, лучше)))
Мастер из Прикарпатья работает в трех направлениях: живопись на холсте, старых досках (левкас) и стекле. Забытые техники иконописи на стекле и доске Мирослав, сделав поправку на современные материалы, интерпретирует по-своему, открывая для себя и для зрителя новые формы и новое содержание. К сакральной составляющей Ясинский искусно добавляет народные мотивы и многогранную тему женщины. Творчество его лаконично и немногословно.
А теперь слово предоставим самому имениннику (выдержки из беседы)
— Первое, что возникает в воображении при упоминании о твоих картинах, — это особый образ женского лица… Почему ты обращаешься именно к нему?
«…Женское лицо? Женщина, женщина-мать-основа всего… Особые образы женского лица — это народный примитив, в котором я существую, умышленно отказавшись от реализма… Такие лица убедительны и очень интересны. Чем уникально народное искусство? Примитивизмом. Тем, что его творцы не имели школы. Это сплошная душа! Когда человек без образования, но с большим чувством пишет писанку, он вкладывает в нее все увиденное и пережитое на эмоциональном уровне. Вы видели космачские писанки? Они такие же оранжево-красные, как и космачская осень. А в суровой Верховине писанки рисуют в сине-фиолетовых тонах. Я тоже пытаюсь углубиться в то народное чувство, и иногда мне хочется забыть, что я умею рисовать. Кстати, европейцы ценят работы украинских художников именно потому, что они отличаются особым духовным наполнением. На выставках европейских художников часто попадаются сугубо формальные абстрактные вещи. Я пытаюсь в каждую работу закладывать определенную идею и, вместе с тем, оставлять пространство для воображения.
Да, женский образ, невульгарный, полузагадочный и красивый, — одна из основных сюжетных линий в моих картинах. Вместе с тем, много внимания уделяю духовно-сакральной теме. Канонические иконы я не пишу, поскольку считаю, что этим делом должны заниматься монахи, которые соответственно готовятся к написанию иконы. Но собственное видение на религиозную тему у меня есть. Например, такие работы, как «Благовіщення», «Будьмо уважні», «Хресний шлях», начинал рисовать в Страстную неделю. Одна из последних работ «Таїна тайни» — мое прочтение Тайной Вечери.
… Гуцулы сперва были язычниками, что тоже нашло свое отражение в искусстве и народных традициях. В горах есть село Криворивня. Однажды я был там на Крещение. Этот праздник гуцулы отмечают очень колоритно — все одеты в национальные одежды, играют трубы, трембиты, но ритм их колядок языческий. В моих работах присутствуют также символы язычества — много писанковых элементов, которые по своей сути не являются христианскими. Вообще на Покутье и в коломыйской Гуцульщине, откуда я родом, намного меньше связей с древними верованиями.
Пробую работать не только на полотне, но и на стекле, и за основу для своих работ взял именно покутскую народную икону. Вместе с тем я усовершенствовал эту народную технику и рисую на двух листах стекла с оборотной стороны. Так изображение выглядит более объемным.
…Получаю невероятное удовольствие, работая в технике левкаса и мела. Техника — очень древняя и использовалась для иконописания на доске. Я работаю в этой технике около 10 лет и изобрел собственную технологию-мой левкас объёмный. Расписываю только старые доски. Мои друзья приносят мне старые австрийские двери, шкафы.
Мой народ, безусловно, гениальный. Многое в нас заложено генетически. А если ребенок растет в такой атмосфере народного искусства, видит вокруг соответствующие вещи ( изделия старинных резчиков есть почти в каждой гуцульской хате. — Авт.), он не нуждается в особом воспитании. Кроме того, на гуцульскую культуру повлияло длительное пребывание в составе европейского государства.
Радует тот факт, что при Львовской национальной академии создан факультет сакрального искусства. В начале 90-х годов на Западной Украине открыли много церквей и возник вопрос их росписи. В результате росписями занимались все, кто только мог. Это было ужасно. Сегодня создана школа. Во Львовской академии искусств больший акцент сделан на византийской традиции иконописания. В Киеве работает много учеников иконописца Николая Стороженко. Львовская и Киевская школы всегда — в хорошем понимании этого слова — конкурировали друг с другом.»
Мирослав! С Днём рождения!
Читай-это тебе. Ждём в Сумах *DRINK*
Тамара, Ира, АТС и К*
АТС(Агенция Творческих Событий)-этот сайт
и его редколлегия O
O
O
O
O
O
…….
Не знакома, но присоединяюсь к поздравлениям. Очень буду рада, если сумчане увидят Ваши работы.
Из статьи : по ссылке-интересная беседа с Н. Стороженко!
Справка: Николай Стороженко, уроженец с. Вязовое Сумской обл. Живописец, график. Действительный член Академии искусств Украины, член Национального Союза художников Украины, лауреат Государственной премии Украины имени Тараса Шевченко. /http://fakty.ua/170140-nikolaj-storozhenko-raspisyvaya-cerkov-nikolaya-pritiska-v-kieve-ya-sorvalsya-s-37-metrovoj-vysoty-no-svyatoj-nikolaj-spas-menya
Цінити живопис я не можу, але можу насолоджуватися. Приєднуюся до привітань, сподіваюся що всі плани здійсняться. Чекаю квітня.
Ой, хорошо сказал! Я тоже так … Прямо слово в слово….
Дійсно, твори вражають, відчувається вплив тамтешніх смерек, полонини Карпатських гір, народного мистецтва, а також українських західних емігрантів, насамперед Т. Вірстюка. Бажаю Мирославу здоров’я, творчих успіхів та нових яскравих вражень. *ROSE*
В работах — надмирность -ангелы, любовь. Очень хороши переходы красок в работах по стеклу — сине-желто-зеленые, красно-бежево-коричневые — красивые, завораживающие переходы цветов. Представляю, как они хороши в оригинале. К материалу всегда хочется прикоснуться рукой: ощутить теплоту и рельефность дерева, гладкость стекла. Спасибо.
В оригинале от работ исходит тепло![smile](https://creativpodiya.com/wp-content/plugins/kama-wp-smile/packs/qip/smile.gif)
Очень интересный художник. А в каком помещении города будет проходить выставка?
Скорее всего в галерее при костёле. Но если работ окажется много, то подберём другой достойный зал
У Риммы надо !
Я тоже думаю, что лучше у Риммы. Это будет праздник.![smile](https://creativpodiya.com/wp-content/plugins/kama-wp-smile/packs/qip/smile.gif)
С днем рождения, Мирослав!
Такие работы не пишутся без вдохновения. Ждем вас в Сумах, чтобы воочию ощутить энергетику ваших картин.
«Ощутить воочию…» — да! Именно так. Эта энергия ведь через глаза входит.. Хотя интересно, кто -нибудь проводил эксперимент — ввести человека поочерёдно в пять комнат и чтобы в одной были картины хорошего художника, а в остальных голые стены. Отгдал бы человек комнату с живописью?
Для чистоты опыта надо бы взять искусствоведа какого-нибудь маститого, типа нашего Панасюка…. )
ввести человека c завязанными глазами, в смысле ?
да
Панасюк не имеет специального искусствоведческого образования.
Если брать «маститого» так уж лучше Сергея Ивановича Побожия. Он спец и хороший искусствовед.
Наденька, Игорь имел ввиду-завязать глаза тонкой чувственной натуре, как Валера Панасюк, и провести по комнатам пустым и наполненным: почувствует ли ведомый пустоту/наполнение![smile](https://creativpodiya.com/wp-content/plugins/kama-wp-smile/packs/qip/smile.gif)
Смущён.
А Мирослав уже оценен. Высоко оценен. Пусть приходят все на выставку-конечно!
Кстати, Мирослав всем благодарен за коменты и внимание. Не ожидал
Сайт ему очень понравился, обещал читать))) А может, и писать? Представляете, как будет здорово, если к нам придут собеседники из Коломыи, Ивано-Франковска… *DRINK*
А вдруг статью какую интересную разместят…
По поводу чувственности П сомневаюсь. Тогда уж лучше пригласить какого-нибудь эзотерика с открытыми чакрами, но это сложно. Я думаю, что с закрытыми глазами можно легко определить пустую комнату и наполненную высокими вибрациями картинных образов Мирослава, особенно его левкасами. И вообще, я не сомневаюсь, что его творчество давно уже высоко оценено. Создавая индивидуальное, его творчество сохраняет традиции своего народа, что всегда попадает в «яблочко».
Леди, вы запутали мою мысль в комплиментах Мирославу![smile](https://creativpodiya.com/wp-content/plugins/kama-wp-smile/packs/qip/smile.gif)
Так почувствует Панасюк ли нет?
Экстрасенсов не надо, они могут и на полотно реагировать, а я о творческой энергии, которая в картинах зашифрована.
Просто Лара так неожиданно сказала : «…чтобы воочию ощутить…». Так что живописьтолько воочию? Для Гомера и Джойса живописи нет ?
Вот, Игорь, тебе и завяжем глаза на выставке Мирослава
Кто, как не поэт почувствует энергию полотен. Продемонстрируешь перфоманс ))![smile](https://creativpodiya.com/wp-content/plugins/kama-wp-smile/packs/qip/smile.gif)
Необязательно быть слепым фактически, чтобы не видеть на полотне больше, чем слои красок…
На днях, один человек-совсем не художник по образованию, посмотрел на мой холст с пионами и сказал: это не «Утренние пионы», а «Полёт над пионами». Как точно определил моё ритуальное отношение к написанию магических цветов-пионов. Хотя, мог и просто для » а поговорить»
Я не против. Но если бы такой сделать перфоманс у Риммы — вот было бы здорово. Вывешивается одна картина и каждый новый посетитель должен найти её с завязанными глазами, проверив таким образом, своё чувство творческой энергии. Скажи классно бы было? *THUMBS UP*
Игорь, я не исключаю, что такой перформанс может быть, но это уже стёб. Главное, увидеть, прочувствовать живопись. Для этого нужно, прежде всего, воспитание эстетического вкуса в себе, понятно, через знания и потребности в оном. А вообще-то Вы пацан-пацаном. Как в библии «… будьте как дети». И это замечательно. :-*
Ну я же просто фантазирую. И уже не о конкретном художнике, а о том, как вообще человек общается с искусством — знанием или шестым чувством?
Вот чтобы стать композитором надо иметь муз.слух. и дар гармонии. А чтобы услышать музыку этого композитора, что надо?
Для начала, надо хотеть увидеть, т.к. смотреть и видеть это разные вещи. А там уже постараться увидеть гармонию, все как в музыке, только в красках. В живописи гармония достигается через форму, цвет, композицию. Есть искусство созидающее, а есть разрушающее. Я лично очень люблю джаз, а вот рок бывает тяжелый, я его не принимаю, хотя не отрицаю его явления. А вот кантри или фольк рок слушаю с удовольствием. Так и в живописи. Музыка Мирослава Ясинского это сочетание цвета и формы, художник говорит о любви в глобальном понимании через стилизацию фигуративного. Главное в живописи это создание определенного образа, кот. может быть чувственный. Его искусство берет за душу. Это важный момент. И вот тут начинается диалог между художником и его картинным образом, между зрителем, автором произведения и его персонажами. Одни зрители видят просто картину записанную красками, другие думают сколько же это стоит, третьи… и т.д. Но для художника главное, чтобы принимали свои кореши по цеху, искусствоведы, профессионалы это очень важно, ну, и любовь зрителей, конечно-же. Художник должен обязательно показывать свое творчество, тогда он живет. Также как и любая творческая личность. Из всех визуальных искусств (кино, драм. театр, опера, балет и т.д.) изобразительное искусство считается самым сложным для восприятия. Чтобы принимать надо быть подготовленным, и хотеть познать его. Мне очень нравится когда в галереях , музеях, экспозиционных залах звучит музыка. Она способствует большему восприятию видимого. Многие художники свои картины пишут под музыку близкую им. Это синтез искусств. У меня родители были художниками и отец писал картины под пение Хампердинга. А когда умирал просил ставить ему Френка Синатра или Марка Бернеса. Потому, настоящее творчество должно создаваться только в гармонии. Ой не знаю Игорь, смогла ли ответить Вам? Лучше говорить об этом. :P
Мирослав, Надежда Юрченко — искусствовед, главный хранитель фондов худ.музея! Умница и красавица![smile](https://creativpodiya.com/wp-content/plugins/kama-wp-smile/packs/qip/smile.gif)
![smile](https://creativpodiya.com/wp-content/plugins/kama-wp-smile/packs/qip/smile.gif)
А музыку на выставке можно будет поставить! Вот пусть автор и предложит-какую
Мені здається, що це має бути гарний фольк- джаз, кантрі-рок або автентичні співи бойків та лемків. Такі співи, в поєднанні з живописом Мирослава, це справжній синтез високого мистецтва, яке можна порівняти з вином вищого гатунку.
Ирочка, вторая строка твоя, ко мне не относится. Как-нибудь на едине я скажу тебе, что я думаю о себе. Я благодарю тебя за добрые слова *NO* , но это уже далеко не так.
В дополнение к сказанному. Бог творил этот мир семь дней, в музыке — семь нот, в живописи — главное — семь цветов и + знание, умение, намерение и т.д., и т.п., все из чего складывается произведение высокого искусства, чем меньше животного, тем больше духовного. И только тогда получается гармония, сотканная из любви к прекрасному. А семь это число БОГА. И все возвращается на круги свои — *IN LOVE* БОГ есть ЛЮБОВЬ.
Мне кажется такая мощная живопись не нуждается в перформансах и в прочих подыгрываниях. А в каких числах апреля выставка?
Сроки ещё будут уточняться
Удивительная пластика! А сколько музыки, любви, симфонии чувств!
Да, пластика, линия -всё импровизация. А вот какую музыку слушает Мирослав — не знаю, не приходилось говорить об этом. Народная в нём звучит- точно. Это сказать можно уверенно))
З Днем народження, пане Мирослав. Картини та роботи захоплюють, від деяких прехоплює подих. То, напевно, поклик крові. Моя мама родом з-під Коломиї. Дуже приємно дізнатись, що Ви є автором знаменитої писанки. Чекаємо на виставку з нетерпінням…
Точно! Серёжа, вы же земляки! Молчуны какие…
Приємно вражений Вашими емоціями.Файно дякую.Маю відчуття того,що знаю Вас усіх дуже давно і з нетерпінням чекаю на зустріч…Особливо вдячний моїй добрій товаришці Ірі Проценко за запрошення.До зустрічі з моїм малярством і класною гуцульською етномузикою.Ваш Мирослав.
Постараемся и мы со своей стороны, Мирослав![smile](https://creativpodiya.com/wp-content/plugins/kama-wp-smile/packs/qip/smile.gif)
![smile](https://creativpodiya.com/wp-content/plugins/kama-wp-smile/packs/qip/smile.gif)
…а чему тут удивляться- на планете Творчество все друг-друга знают, встречаясь впервые
Ира, для меня ты не товарищ. Ты для меня — офигенная женщина!
=-O
Ревнуя, замечу из-за угла, что «оф» — (of) — значит «вне», а «генная» — та что в генах. Значит Ира ты у Евгения не в генах. То есть ты не из его ребра )))))
=-O
Нет совершенных мастеров. Господин Мирослав Ясінський безусловно крепкий мастер. Художник настоящий. Есть очень хорошие работы, есть похуже, есть просто отличные. И главное, он — умный мужик. Мысль везде присутствует. Не просто думка, а осознанная мысль. (Осознанная мысль — это, наверное, тавтология).
Но, честно сказать, меня слегка задолбало одноглазое копьевое лицо. Тут без биографических подробностей не разобраться.
Доброго вечора всім! Спробую пояснити цитату:»меня слегка задолбало одноглазое копьевое лицо». Це присутність своєрідного всевидячого ока, проте це жіноче око, яке невблаганно живе з митцем, і не стільки на фізичному плані, скількі у підсвідомості. Це прочитується і як своєрідний оберег, і як погляд у свій внутрішній стан. Художник перебуває у постійному діалозі зі :P своїм мистецтвом. Така присутність йому необхідна як для заповнення композиції твору,так і для його життєдайності. Твір оживає, коли він бачить. Експресивні, сміливі речі часто дратують глядача. І тут вступає право свободного вибору. Дивитись, чи відмовитись від запропонованого. Авангардне мистецтво досить провокативне. Але Мирослав досить вільно володіє красою вишуканих ліній, складною кольоровою тональністю, тим самим проголошуючи і стверджуючи суто своє ставлення до краси вічних духовних цінностей. Я думаю, що у виставковому просторі зміст цих творів буде виглядати набагато гармонійніше. І, звичайно, біографічні складові також присутні, бо художник живе в соціумі.
Привет Мирослав!
Я рад твоим успехам. Удачи!
Твой сослуживец из в/ч 13815.
Чайковский Валерий.
www//valera_ch.ni@mail.ru