К 154-ой годовщине со дня рождения А.П.ЧЕХОВА

От автора:

Мне кажется, что сейчас, в такое тревожное время, когда в обществе нарастает агрессия и происходят столкновение людей разных умонастроений, когда люди перестают слышать друг друга, когда погибают в политической борьбе и те, кто искренне верит в возможность благородного переустройства общества и те, кто ни во что не верит, хорошо было бы вспомнить о гениальном человеке, которому были подвластны духовные глубины жизни.

45 Фото Бабаева Феодосия 1888 год

А. П.Чехов. Фото Бабаева Феодосия 1888 год

 

К 154-ой годовщине со дня рождения А.П.ЧЕХОВА.

«Читать меня будут… только семь лет…», — говорил Антон Павлович Чехов И.А.Бунину за год до смерти.

Сегодня Чехову исполнилось бы 154 года. Эта дата превышает в три с половиной раза срок реальной жизни писателя. Но, видимо, правомерно утверждать, что, если бы писатель прожил не 44 года, а в два раза больше, то его сознание не претерпело бы никакого качественного изменения, т.к. он ушел из жизни и духовно, и нравственно завершенным человеком. В этом смысле, Чехов – удивительное явление, т.к. многие художники слова умирали на подступах к истине. И когда думаешь о Чехове, то возникает, прежде всего, вопрос: «Что же дало ему такую завершенность?» И т.к. он не был исповедальным человеком, а был скрытным и сдержанным даже в письмах, то ответ надо искать в творчестве писателя. Исследуя его произведения с духовной точки зрения, начинаешь понимать, насколько ему было органично христианство, а вернее – православие.

Именно православие определило духовную и душевную зрелость Чехова – человека и писателя. Т.е. промысел Божий провел Антона Павловича по всему мучительному пути развития веры, чтобы дать ему возможность на себе самом испытать и отразить в своих произведениях то, о чем он писал в записных книжках в 1897 году: «Между «есть Бог» и «нет Бога» лежит громадное поле, которое проходит с большим трудом истинный мудрец».

159 Фото Здобнова 1895 год

А. П. Чехов. Фото Здобнова 1895 год

Какие горячие страсти, боль, сомнения обжигали самого Чехова на этом пути мы не знаем или знаем очень мало. Но совершенно очевидно, что тот же мучительный путь осознания себя и веры, проходили его герои. И в частности, когда издатель газеты «Новое время» А.С.Суворин, прочитав рассказ Антона Павловича «Три года», назвал отношение персонажа Лаптева к религии «глупостью», продиктованной раздражением, то Чехов в письме от 21 января 1895г. ответил ему следующее: «…Если бы Вас в детстве секли из-за религии, то Вам бы это было бы понятно. И почему это раздражение – глупость? Оно быть может, глупо выражено, но само по себе оно не так глупо, как Вам кажется. Оно меньше нуждается в оправдании, чем, например, идиллическое отношение к религии, когда любят религию по-барски, с прохладцей, как любят метель и бурю, сидя в кабинете». А в конце жизни, 17 декабря 1902 года, в письме к В.С.Миролюбову, Чехов писал по поводу религиозно-философских обществ: «Скажу только, что в вопросах, которые Вас занимают, важны не забытые слова, не идеализм, а сознание собственной чистоты, т.е. совершенная свобода души Вашей от всяких забытых и не забытых слов, идеализмов и прочих непонятных слов. Нужно веровать в Бога, а если веры нет, то не занимать ее места шумихой, а искать, искать одиноко, один на один со своей совестью». И Чехов искал, оставляя и своих героев наедине с их совестью. Об этом лучше всего сказал русский религиозный философ С.Н.Булгаков: Чехов «…своеобразен в своем творчестве тем, что искание правды, Бога, души, смысла жизни совершал, исследуя не возвышенные проявления человеческого духа, а нравственные слабости, падения, бессилие личности, то есть ставил перед собою сложнейшие, художественные задачи. Не восхищенное любование высотами духа, а сострадательная любовь к слабым и грешным, но живым душам – основной пафос чеховской прозы».

Но ведь такую любовь-сострадание к человеку способен испытывать только верующий христианин, каким и был Антон Павлович. И о том, что он не случайный гость в православии, говорит его духовная биография, которая начинается из «таганрогского детства с церковным пением, домашним хором, мартикулами Антоши, где в первой графе всегда круглая пятерка по Закону Божию, к зрелости, через искушения (но и святые подвижники, пустынники им подвергались!) от авторского взора и тона путешественника в рассказе «Святой ночью» до просветленной приобщенности, «эффекта присутствия» в «Архиерее», до последнего приюта – часовни на могиле в Новодевичьем, с христианской символикой в камне», — пишет чеховед Н.М.Зоркая в статье «Чехов и «серебряный век».

Приятель Антона Павловича, его современник, писатель Игнатий Потапенко вспоминал, что у Чехова от детских лет остались доскональное знание церковной службы и любовь к церковному пению: «…он сам пел, — правда, не романсы, а церковные песнопения. Им научился он в детстве, когда под руководством отца пел в церкви. У него был довольно звучный басок. Он отлично знал церковную службу и любил составлять домашний импровизированный хор. … Антон Павлович основательно держал басовую партию. И это, видимо, доставляло ему искреннее удовольствие. Глядя на его лицо, казалось, что в такие часы он чувствовал себя ребенком».

А с каким уважением, Чехов писал в своей публицистике о некоторых духовных лицах! Например, об отце Василии Бандакове, таганрогском протоирее, отзываясь некрологом на его смерть. Он радовался тому, что отец Василий был близок практическим заботам людей, их нуждам: «Обладая по природе своей крупным публицистическим талантом, в высшей степени разнообразным, он редко останавливался на отвлеченных богословских темах, предпочитая им, вопросы дня и насущные потребности того города и края, в котором он жил и работал; неурожаи, повальные болезни, солдатский набор, открытие нового клуба – ничто не ускользнуло от его внимания, и потому-то его двенадцать томов составляют энциклопедию, в которой могут найти для себя одинаково интересное и полезное чтение люди всех званий и профессий: и богатейшие негоцианты и чиновники, и дамы и солдаты, и арестанты».

48 Фото Иваницкого Ялта

А, П, Чехов. Фото Иваницкого Ялта

Такую же включенность в единство с народом и обществом проявлял и Чехов. И это чувство заставило его выразить свое собственное покаяние в действии, т.е. совершить очень тяжелую в физическом отношении для туберкулезного больного (ведь Чехов был серьезно болен) поездку на остров «невыносимых страданий», на остров каторжников, на Сахалин. Обосновывая ее необходимость по-христиански, он писал в письме к Суворину, от 9 марта 1890 года: « … Мы сгноили в тюрьмах миллионы людей, сгноили зря, без рассуждения, варварски …. Прославленные 60-е годы не сделали ничего для больных и заключенных, нарушив, таким образом, самую главную заповедь христианской цивилизации … ».

Из Сахалина писатель привез рассказ «Убийство», в котором исследовал сектантское своеволие героев и показал опасность отделения веры от церкви. Из этого рассказа следует, что воцерковленность Антона Павловича была глубокой, искренней. Для него с детства был непреложен ход церковного года. И то, что Чехов из всего своего творчества более других любил рассказ «Студент» тоже показательно, потому что в нем речь идет о студенте духовной академии, о православном молодом человеке Иване Великопольском, размышляющем о спасительной сущности прихода Христа на землю. В рассказе упоминается церковная служба в Великий Четверг, на которой читается Двенадцать Евангелий. Для верующих в Предпасхальных службах происходит непосредственное переживание Страстей Господних. Совершается мистерия, которая связывает воедино прошлое – все то, что происходило во дворе первосвященника, в Гефсимании, и на Голгофе с тем, что происходит сейчас, здесь, всегда – в календарно возвращающуюся Страстную седьмицу. В этом и смысл и тайна рассказа «Студент», который может служить ключом ко всему чеховскому творчеству. И свою веру в человека писатель выразил так: «… правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня, и, по-видимому всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле».

Ялта 1901 с берёзками

А, П, Чехов. Ялта. 1901 год

Чехов не нарочито вводит в текст православные понятия, название праздников, таким образом, усиливая наше понимание психологического состояния героев, и в то же время, соединяя их и нас с духовными, мистическими церковными явлениями, и может быть, обуславливая этими явлениями те или иные переживания своих героев.

Например, именно в Прощенное Воскресение (последнее воскресение перед Великим постом, когда все верующие просят друг у друга прощение) Матвей из рассказа «Убийство», понял, что поучая брата Якова, он, таким образом, испытывает его терпение, и что гордыня их общая проблема. Что это? Бессознательная подготовка к будущему наказанию? Желание простить брата Якова за его будущее преступление? Как удивительно тонко Чехов проник в состояние одержимости Якова, убившего Матвея. В минуты предельной ненависти к брату, Якова мучила и душила нераскаянная совесть и жизнь казалась ему безумною, беспросветною, как у собаки: «… он все встряхивал головой, так как что-то давило ему голову и плечи, будто сидели на них бесы, и ему казалось, что это ходит не он, а какой-то зверь…».

В рассказе «Архиерей», Чехов, вместе со своим героем – преосвященным Петром опять запечатлел череду главенствующих служб, начиная с Всеношной под Вербное Воскресение и до Двенадцати Евангелий в Великий Четверг. В рассказе архиерей болен, и как бы предчувствуя разлуку со своей паствой особенно нежно, с радостью растворяется во всеобщей любви во время Богослужения, чувствуя присутствие Господа. И в тоже время, он огорчается, когда видит, что его горячо любимая мама, о которой он так тосковал, когда был в разлуке с ней, наполнена не только сердечной нежностью к нему, а еще и робостью перед его саном. И это причиняет ему жгучую боль, т.к. он осознает, что даже в верующих людях главенствует фарисейское предпочтение социальной значимости человека, а не любовь друг к другу.

В рассказе «Святой ночью», герой рассуждает о творчестве – о счастье написания акафистов.

В рассказе «Бабье царство» владелица завода с миллионным доходом, который достался ей по наследству после смерти отца и который тяготит ее, переживает православный праздник Рождество так: «…когда она встала, было уже совсем светло, и часы показывали половину десятого. За ночь навалило много нового снегу, деревья оделись в белое, и воздух был необыкновенно светел, прозрачен, и нежен, так что когда Анна Акимовна поглядела в окно, то ей, прежде всего, захотелось вздохнуть глубоко-глубоко. А когда она умывалась, остаток давнего детского чувства, — радость, что сегодня Рождество, вдруг шевельнулась в ее груди, и после этого стало легко, свободно и чисто на душе, как будто и душа умылась или окунулась в белый снег».

Так же, как Липа из повести «В овраге», Чехов прошел испытание своей веры. И его творчество можно расценивать как вымаливание грехов человечества, как подвиг молитвы, в котором не было ни фарисейства, ни гордыни, но очень ясное сознание того, что есть только одна «высшая нравственность. Только одна… Иисуса Христа».

59 Фото Средина 1902 год

А, П, Чехов. Фото Средина 1902 год

И как прекрасно последнее напутствие умирающего Чехова юной девушке в рассказе «Невеста»! В самом названии уже заложена психологическая глубина чистоты и цветения, предвосхищение прекрасной любви, в которой присутствуют и духовные глубины мистического православного потенциала Христовой невесты. И социальные глубины — желание совершить в жизни подвиг служения. И все эти устремления бурлят в душе Наденьки, которая мечется, надеется, мечтает, не понимая себя, окружающий мир, родной провинциальный город. Ох, каким обывательским и ничтожным он кажется ей, и как же ей хочется вырваться из него! И она уезжает из родного города, надеясь, что социальная перспектива даст ей успокоение. Но, Антон Павлович из глубины понимания жизни знает, что перспектива бывает только духовной. Однако он не подталкивает Наденьку к прозрению, не поучает ее, не декларирует ей истины, а только вкладывает в ее уста и сердце предвосхищение радости: «Прощай, милый Саша! – думала она, и впереди ей рисовалась жизнь новая, широкая, просторная, и эта жизнь, еще неясная, полная тайн, увлекала и манила ее. Она пошла к себе наверх укладываться, а на другой день утром простилась со своими, и, живая, веселая, покинула город – как полагала, навсегда». Этим словом «полагала» писатель определяет незавершенность мировоззрения героини, давая понять, что у Нади еще есть перспектива развития. Но состоится ли она в духовном Евангельском понимании жизни? Или Надя будет зависеть от положения в социуме?

В рассказе И.Шмелева «Приволье», дьякон говорит о Чехове: «Святой он, не нам судить, а святой, чистый, вот что главное. Его надо каждому мальчишке давать читать, девчонке каждой … для душевного очищения, для благородства души».

1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (3 голос, оценка: 3,67 из 5)
Загрузка...

Читайте ещё по теме:


комментариев 56

  1. Игорь Касьяненко:

    Аня, не вопреки сказанному, а в продолжение. Напиши так же вот глубоко, красочно и иллюстративно следующее эссе на тему «Любимые женщины А.П.» Чехов же красавец был. Ещё и доктор. Его слабый пол обожать должен был массово…
    И тогда его личность обретёт вторую сторону и станент цельной…

    • Анна Кожевникова:

      Конечно, творчество Чехова не ограничивается православной тематикой. Но сейчас именно эта тема актуальна, т.к. страсти бушуют в нашей социальной жизни.

  2. Анна Кожевникова:

    Да, Игорь, да. Тема, тобой предложенная, очень сокровенная и деликатная. Прикасаться к ней должно только чистым сердцем. Любовь – это тайна!!! Исследования жизни гениев на эту тему могут ли быть объективными? Хотя материала достаточно. Но…тема – священна, пошлость – недопустима.

    • Игорь Касьяненко:

      Пошлость — недопустима. А вот как проживал этот огромный пласт любой человеческой жизни великий. безусловно человек — интересно .

  3. Нина Мамедова:

    Люблю Чехова — человека, люблю Чехова — писателя. Даже не знаю, кого больше. Он менее всех из русских писателей был “для себя”. Удивительное отсутствие эгоизма, приобретательства для себя, бережливости к телу, в котором его же душа, удивительное желание скрыть от всех относящееся только к нему – только из желания никого не тревожить собой (будь то болезнь или переживания чего-либо). Только, если рад человеку, его таланту, то скажет обязательно (в первую очередь относится к Бунину).
    Ведь он не из дворян, не помещик (живущий худо- бедно, но за счет крестьян, т.е., в основном, бездельник). Он сделал всех в своей семье людьми состоятельными, кроме того, что просто ее (семью) обессмертил. А сам умер в 44 года.
    Читаю о нем, читаю его – потрясает до какой степени он Человек! Восхищает Антон Павлович меня всем! Сколько не спрашивала иностранцев из дальнего зарубежья, непременно, в тройке русских писателей назывался Чехов. И знаете, сердце радовалось – хоть и маленький у нас Музей Чехова, но он есть. Тянутся туда хорошие люди и им хорошо там вместе быть.
    Читала Анины статьи в толстых журналах, слышала ее выступления о Чехове, и каждый раз удивлялась – сколько же в них понимания, любви и уважения к писателю. Она знает его творчество, его жизнь так, что писать о какой-то стороне его жизни и книги будет мало. А в этой статье, в этом кусочке текста, Аня максимально вместила ощущение Мира его Душою, переживания о котором ( о Мире) очень тонко, тактично проявляются в том, о чем он пишет.
    Спасибо, Аня, уважила!

    • Анна Кожевникова:

      Нина, я, с опозданием благодарю тебя за теплые слова, но твои похвалы не соответствуют реальности. Ты же знаешь, что только ученые — литературоведы, всю жизнь посвятившие литературе пишут книги-исследования. И вообще похвала, а тем более неадекватная, так же как и злобно-ругательные отзывы приводят к беде.

      • Нина Мамедова:

        Это только комментарий: желание написать быстро и не длинно. Вот в этом куске -» Она знает его творчество, его жизнь так, что писать о какой-то стороне его жизни и книги будет мало» — имела в виду, что статья — это не книга, это еще одно знакомство читателей с писателем . И не ошиблась, некоторые комметаторы, действительно, впервые серьезно подошли к изучению упомянутых тобой, Аня, текстов Чехова.

        • Анна Кожевникова:

          Ниночка, ценю каждое твое слово. Доверяю абсолютно. Люблю твою сдержаннотсь, вдумчивость, глубину души и знаний. А еще уважение к слову и к людям. Спасибо огромное и прости

    • Евгений Фулеров:

      Нина, кого вы любите больше, как человека — Чехова или меня — Фулерова?

      Но учтите,
      1. Если вы любите Чехова как человека больше, чем Чехова как писателя,
      2. Если вы любите Фулерова, как человека больше, чем Чехова как человека, то:
      3. Фулерова как писателя вы должны любить больше, чем Чехова как писателя.

      Это вам Игорь как математик и человек подтвердит.

      • Евгений Фулеров:

        Да, главное. При продуывании ответа не забудьте, что Чехов уже помер, а я еще жив.

        • Анна Кожевникова:

          Женя, хоть я и четвертый лишний в союзе Чехов — Нина — Фулеров, но все же хочу быть четвертой! Нет, пятой — за Ирой, или шестой — за Игорем, или седьмой — за Ларисой и т.д. Задачка со мно-о-о-гими неизвестными. Но главное — в другом , чтоб Фулеров — что….?

      • Нина Мамедова:

        Женя, я вас полюбила сразу — без условий -искренне и просто.

    • Нина Мамедова:

      Перечень журналов (и статей в них), в которых печаталась Анна Аркадьевна Кожевникова (для меня Аня) по роду своей деятельности в качестве научного сотрудника Дома-Музея А.П.Чехова, мне не согласились дать (причина одна – не разжигать костер (мой комментарий подложил главное «бревно» в костер к этой статье) на пепелище ). В своем комментарии я назвала эти журналы “толстыми”, потому что других с ее статьями не читала.
      Лет пять назад я была в качестве слушателя на праздновании очередной даты со дня рождения А.П.Чехова. С докладами выступали многие, в том числе один из преподавателей педуниверситета. Не помню его фамилии, но он говорил о том, что Чехов был врачом и неверующим в Бога писателем. Помню восклицание Анны Аркадьевны, не согласной с ним.
      Эта статья к 154 годовщине А.П.Чехова – продолжение того несогласия, подкрепленного выдержками из текстов писателя. С этим можно не соглашаться, конечно, если уверен в своих знаниях этой темы, соотносясь не со своим личным мнением, а изучая авторские тексты, находить в них не свое мнение, а мнение Чехова — читателей много, а Чехов — один.

  4. Надежда Юрченко:

    «Нужно верить в Бога», а не подменять «истинную веру шумихой» — сказано гениально, как и все, о чем писал Чехов. Анна огромное спасибо. Так хорошо написала, что хотелось бы, чтобы как можно больше людей ее прочитали, может она подвигнет к вере и обращению к Всевышнему наш народ. И как можно больше «овцев» пришли к своему Пастырю. Смирение и искренняя молитва может спасти Украину от раздора. Вера, надежда и любовь — основные чесноты общества, но любовь главнее всего. Не отказывайся от предложения Игоря. У тебя подобная статья классно получится. Ведь тема любви всегда актуальна, и, особенно сейчас.

  5. Игорь Касьяненко:

    Уважаемы дамы и господа! Ещё раз информируем вас о том, что политика сайта состоит в следующем. Хвалить наших авторов можно всем ФИО и никам.
    А вот критиковать наших авторов имеют право только реальные люди.

    Обращаюсь к нику «Баба Яга». Редакция даёт Вам час с момента публикации этого комментария, для того, чтобы публично сообщить всем читателям сайта своё реальное имя. В противном случае Ваш комментарий ( весьма и весьма спорный по содержанию, к слову ) будет убран.
    Надеемся на понимание. Ждём Вас под настоящим именем для продолжения конструктивного обсуждения.

    • Игорь Касьяненко:

      Не дождались.
      Увы… А мог бы получиться интересный и верю, что конструктивный диалог…(

      • Игорь Касьяненко:

        Многоточия — «вымарано редакцией».По хорошему надо было бы вообще убрать этот неавторизированный коммент.Но на него уже начали отвечать.Поэтому мы убрали только оскорбления в адрес редакции и авторов сайта.

  6. Баба Яга.:

    Ну что ж, я еще раз убедилась, что ваш сайт ….. С претензиями на (из словаря): «значительность, оригинальность, вычурность, манерность.» Ваш сайт и вы устанавливаете свои правила, другое дело, что вы их устанавливаете защищая …….. пишущих авторов. Я пишу рецензию на конкретный материал, автор меня интересует как человек индуцирующий свои взгляды на общество. И мне не безразлично, как эти взгляды трансформируют сознание людей. В принципе, моя статья и была посвящена редакции. …………………………………Критики всегда имели право писать под псевдонимами. Что позволяет литературному спору не перерастать в пустую брань. Остаюсь — Баба Яга.

    • Евгений Фулеров:

      Я пишу на этом, сайте потому что на нем есть правила. Точнее сказать, на моих глазах они оформляются, становятся. Хочу — принимаю и пишу, хочу — не принимаю и ищу другой сайт. Не было бы этого становления правил, ушел бы.
      Баба Яга, вашу рецензию не читал, ничего не скажу по Чехову. (Да, честно сказать, если бы и читал, то ничего не сказал бы тоже. Это из-за того, что я Чехова никогда не читал. Мне в начале жизненного пути из-за него двойку в 8-м классе в четверти поставили, кучу настроения попортили, так что я до сих пор содрогаюсь, когда слышу «Чехов»).

      Но по выявляющемуся вашему мировоззрению скажу. Вы не хотите идентифицироваться. Значит, вы пытаетесь косить под простого майдановского украинского труженика или студента. А на самом деле, вы — спецагент, громивший Египет, Сирию, Ливан. Теперь пришли сюда и у вас в кармане бутылка с зажигательной смесью. А, может быть, вы — доживший до нашего времени зулус, мечтающий разгромить Англию.
      Не бывать погромам на слобожанских землях! Правильно вас удалили!

      • Евгений Фулеров:

        Кстати, друзья, я не валяю дурака. Я на самом деле еще не прочитал ни одного рассказа Чехова. Повести у него тоже есть? Вишневый сад — это он? Вишневый сад не читал, не видел, но знаю, что там три сестры и «в Москву, в Москву».

        • Баба Яга.:

          Фу, поставили двойку, обидели ребенка! Не хочу знать Чехова, не понимаю и не хочу понимать… Настоящая позиция «двоечника». Пора бы и почитать, у Чехова таких типажей много найдется! Не читал рецензию, но имею мнение…. Ну что тут говорить? Оставайтесь в своем воинствующем неведении!

    • Игорь Касьяненко:

      Ник «Баба Яга» — ещё раз настоятельно советуем зарегистрироваться или писать под своим именем.

  7. Надежда Николаевна:

    Я абсолютно согласна с мнением и позицией Бабы Яги. И мне чрезвычайно любопытно в каких «толстых» журналах печаталась чеховед А.Кожевникова. Очень сомневаюсь в том, что ее «компиляции текстов…» действительно интересны людям, которые знакомы с творчеством А.П.Чехова. Это, конечно, мое личное мнение. И еще. Судить об «исповедальности переписки писателя» по меньшей мере бестактно. Следует все-таки помнить о Тайне исповеди!
    Судить о «воцерковленности» по знанию и соблюдению «церковного года» — это удел тех, кто иногда считает себя православным. А по суди — не имеющий Любви ни к ближнему, ни к Богу.
    P.S. Пожалуйста, не касайтесь темы «Чехов и ЖЕНЩИНЫ». Это вам не по зубам!!!

    • Евгений Фулеров:

      Надежда Николаевна, а вы кто? Я готов зазубрить ваше сообщение на память, как идеологическую установку, если буду знать, что вы живая.
      А если вы — вымысел? Если вы — это Баба Яга под другим именем? Или Игорь Касьяненко под другим именем? Или Наталья Говорухина? Или Анна Кожевникова? Или , может, даже Ирина Проценко?
      Я — Евгений Фулеров пишу только под своим именем. Принципиально не применяю никаких сиюминутных ников. Хотя жители сайта берут сплошь и рядом другие текущие имена, чего я категорически не приемлю. Если кто-то напишет под моим именем, тут же сообщу.

      • Надежда Николаевна:

        Любезнейший Евгений Фулеров. Мой почтенный возраст позволяет мне подписываться только ИО. А фамилия моя Шульженко. Более 30 -ти лет имею честь быть в числе «Клуба друзей Чехова» и немного владею ситуацией.
        А гордыня и амбициозность — удел слабых. Честь имею. Надежда Николаевна Шульженко.

        • Ирина Проценко- Шульженко Надежде:

          Уважаемая, Надежда Николаевна!
          Рада Вас «слышать» на сайте. Хочу сразу сообщить, что ваша книжечка о сельском учителе Афанасии Лунёве, которого отметил сам Борис Неменский, цела и невредима. И портрет «Монаха со свечой» кисти Тропинина так же невредим и сияет в иллюстрациях книги Лернера/Маркина. Наши пути разошлись, но тёплую дружескую беседу в моём доме прекрасно помню! Шарм Шульженко…
          Совершенно нелепо с моей стороны находиться меж двух ярких личностей, обожающих Чехова, но, Надежда Николаевна, я «услышала», именно «услышала» в ваших коментах что-то очень личное… гневливое (неск. воскл.знаков)… Вы ли это…? На этом же сайте Вы с успехом можете разместить свою собственную статью –признание в любви Чехову. Это же как интересно! Ведь все опубликованные версии будут являться подарком Антону Павловичу от сумчан! Знания специалистов бесценны. Да Вам много есть о чём рассказать! И не только о Чехове… Пишите, публикуйте…
          О субъективности статьи Анны, как рядовой читатель, судить не берусь, но о любви к ближнему у Анны, на мой взгляд, всё в порядке: на себе ненависти не отметила-точно. Хотя, если попытаться расследовать вопрос любви/нелюбви к ближнему любого конкретного человека, а так же- любви окружающих к этому человеку, то откроются бездны непостижимого, а сотни нюансных оттенков морали будут сбивать с толку: почему? Как же так? За что? Ведь я же так к нему/к ней… а они — вот как… И в тебе вырастает Огромная Нелюбовь… Презрение… А ты сам ещё уверен: как же, как же- я же так люблю его/её, людей… всё поправится…Но, увы- не поправляется… и презрение твоё вырастает в грех…
          …И всё же о субъективности… Вот, по горячим следам: прочла замечательнейшие «Новые хронологии…» Анатолия Тимофеевича Фоменко- математика по образованию.Труд, как концепт отрицания существующей хронологии исторических событий и полного её пересмотра. Многие авторитеты «Н.Х» относят к псевдо наукам за живой язык и вольное обращение с компилятивным материалом, за, собственно, авторские исчисления и интерпретации событий… Но многие историки и филологи наоборот- живо заинтересовались и вошли в соавторство с целью пересмотра традиционной хронологии, преднамеренно фальсифицированной …
          Получается, верно говорят: объективности не существует… Её не отыщешь, что уж там, и сегодня: одни одних любят за всё, другие других за это же всё и не любят… Так и живём мы все-Вы, я, они… Не принимаем.

          Надежда, с большим уважением к Вам!
          Ирина

          • Надежда Николаевна:

            Здравствуйте Ирина. По молодости мне так хотелось что-то сказать (написать), чтобы меня услышали. Зачем? А вдруг то о чем я говорю или пишу кому-то может быть интересно или полезно, а вдруг кто-то просто не знает того, что знаю я. Но приходит время мудрости, когда понимаешь, что сказанное или написанное тобой может натворить какую-либо беду. Надо нести личную ответственность за каждое «неправильное» слово или поступок. Нельзя так беспардонно относится к наследию великого писателя. Или же оставайся со своими мыслями наедине. Не выноси их на обозрение. Ведь их кто-то будет читать! В противном случае — зачем пишешь?
            А «гневливости» в моих комментариях нет и не может быть. Я слишком хорошо знаю Анну, знаю ее потенциал, ее возможности и жажду к самореализации. Иногда надо давать щелчок по носу. В назидание.

          • Ирина Проценко:

            Надя… Надежда… как жаль, что Вы меня не услышали…
            Я бы удару по носу предпочла удар в сердце.
            Сама лично по носу не ударила бы никогда,-только в сердце.
            Вы-тем более-красивая дама. Красивые дамы по носу не бьют

          • Ирина Проценко:

            Мне хорошо известен потенциал доброты Ани… Меня лично она одарила добротой, когда ситуация диктовала отвернуться, как, собственно, некоторые и поступили…
            Анну по носу нельзя. Никому

          • Надежда Николаевна:

            Не удар, Ирина, а щелчок1

    • Анна Кожевникова:

      Наденька, благодарю тебя за назидание. Оно всегда полезно. Тем более, действительно – какой я чеховед? Я была кассиром. Теперь худо-бедно – фондовик. Но любить Чехова мне никто не запретит. В любви мало греха, даже если любишь как-то по-своему. Может быть, я что-то недомыслила в своей статье, и было бы хорошо ее поправить, но надо ли при этом выплескивать столько ненависти к оппоненту? Писала о рассказах, которые имели огромное влияние на меня и которые дороги своими вопросами. И при этом не претендую на истину, т.к. истину знает только Господь. Ведь правда не в словах, а в сущности. Хочу принести покаяние перед общественностью за свой субъективизм, за неспособность формулировать мысли, за взрыв негатива в комментариях. Мне рассказали, что были претензии к слову «исповедальность». Правомерно ли это слово в контексте статьи? Наверное, действительно оно не совсем удачное. Но имелось ввиду следующее: мы часто исповедуемся друг перед другом, перекладывая свои эмоции зла на слушающего, таким образом искушаем его на разные мысли, среди которых даже при дружеских чувствах не последнюю очередь занимает осуждение. Ведь мы устаем от собственных конфликтов, и под силу ли нам чужая ненависть? Потому, сейчас с опасением быть непонятой, все же скажу – в этом смысле Чехов был чист душой, а потому и сдержан.

      • Надежда Николаевна:

        Аня. Ты просто заигралась в «Дом Бернарды Альбы». Тебе никто не вправе запретить любить Антона Павловича. Но к публикациям следует относится взвешенно и ответственно. А не «пиарить». Умерь свой пыл и подумай о душе.

        • Анна Кожевникова:

          Надя, о каком пиаре ты говоришь? Пиар в 63 года? Когда жизнь прожита и уже ничего не будет? И потом, разве проведение конференций и участие в них – это пиар? Разве то, что мы ходим по школам и проводим экскурсии – это пиар? Разве Говорухина, написавшая о своей любви к Чехову — это пиар? Разве кто-то приватизировал Чехова в нашем государстве или за рубежом? А если нет — то почему я не имею права написать о любимом писателе в его день рождение? Тем более, что уже год назад и Ира Проценко и Игорь Касьяненко просили меня об этом. И решилась я только сейчас. Причем написала не в Рейфилдовском духе, а о православной духовности творчества Чехова. Другое дело, может быть я виновата в неясности выражения мысли, или аппелировала не к тем цитатам? А может быть в том, что не ты стала моим редактором? Следующий раз обращусь не к Чубуру, не к Звиняцковскому, а к тебе. Но странно, что именно они – и Чубур, и Звиняцковский, когда печатался сборник по двум конференциям 2013 г., то мои статьи: «От сестер Линтваревых к сестрам Прозоровым» и «Рассказ Чехова «Именины»: гендерный аспект» не выбросили из сборника. Но почему же – для больших ученых – уважение к чужому творчеству и даже к возможным ошибкам в творчестве – очевидно! Да, я маленький рабский служащий, и я забыла, что должна спрашивать разрешение на участие в сайте. Но кого – Комарова! Он будет только рад «пиару» музея. А вдруг обеспечится, таким образом, посещаемость? Надо было получить разрешение на направление мысли? Нет воздуха. И перекрываешь его ты – тем, что даешь себе право на щелчки по носу и советы, относительно того, что по зубам, а что «не по зубам», а еще тоном ненависти. А ведь когда-то именно ты подвигла меня на моно-спектакль «Верую». Помнишь? Ты вложила в меня уверенность, что я смогу! И эта уверенность, для такого закомплексованного человека, как я была так необходима. Ведь без нее работать в социуме просто невозможно, не то, что дышать, а просто двигаться. И ведь что-то получилось при всех недостатках. Так зачем же ты сейчас убиваешь последние оставшиеся маленькие крупицы творчества? Во мне сейчас говорит не более, чем человеческое достоинство о котором писал Антон Павлович Чехов. Нет ни правды, ни логики в твоем подозрении, т.к. 34 года работы в музее, я себя не пиарила и вдруг на старости лет – проснулась? Смешно, правда? И еще, я твердо знаю, что когда уважают чужую мысль, даже не правую, то ведут спор достойно, не прячутся за ником, и не цепляются к словам. Господи, помоги.

          • Игорь Касьяненко:

            Ничего не понимаю… С каких это пор творчество, в частности, попытка самостоятельного осмысления мира через искусство, стало пиаром? Нет. пиар — это другое. Это я как специалист по пиару и рекламе вам говорю..)))

          • Анна Кожевникова:

            Игорь, мне кажется, что любая социальная ячейка, независимо от того на какой ступени служебной иерархии находятся ее служащие, будет иметь здоровый характер только в том случае, если отношения между служащими строятся на взаимном уважении. Поэтому уровень культуры чувств в сообществе имеет огромное значение. И ты это понимаешь лучше других, потому что ты — Поэт. К чему я говорю об этом? Только к тому, что Ваш сайт решает именно эту проблему — духовности, культуры и любви к людям. А т.к. всем хочется любви, даже тем, кто сам любить не умеет и сконцентрирован на ненависти, то выплескивая эту ненависть под никами, все равно руководствуется желанием быть понятым и любимым. Ненависть – это точечная эмоция, страдательная эмоция, она всегда требует помощи. А помощь – это способность размышлять. И в этом отношении – ты не только летаешь стихами в твоем сборнике «Лечу стихами», но и лечишь души, научая их думать. Спасибо тебе и Ларисе за Вашу такую нужную и огромную работу.

          • Игорь Касьяненко:

            Спасибо, Аня! Мы стараемся. smile
            А ещё я ( как все) знаю как это противно, когда ты кого-то ненавидишь. Когда со мной такое случается (а случается ведь!) — спасаюсь как могу. Но, увы, лечит только время…

    • Нина Мамедова:

      Чехов не сжег, а аккуратно собирал (не для того же, чтобы перечитывать их по ночам) письма. Исследования его творчества продолжается. Будут еще и на Украине. Возможно с какого-то поколения здесь, наконец, будут преподавать великую русскую литературу не в сокращенном варианте и не в разделе “иностранной”. Будут новые люди, которые будут продолжать поиски своих единомышленников, самостоятельно мыслящих личностей среди живых и мертвых — ведь гении пишут для вечности.

    • Нина Мамедова:

      К фразе: «Я слишком хорошо знаю Анну, знаю ее потенциал, ее возможности и жажду к самореализации.» У Бердяева по этому поводу есть хорошие слова: “Ни один человек не может считать себя законченной личностью. Личность не закончена, она должна себя реализовать, это великая задача, поставленная человеку, задача осуществить образ и подобие Божие, вместить в себе в индивидуальной форме универсальное, полноту. Личность творит себя на протяжении всей человеческой жизни”.
      Бердяев Н.А.

      Пословицы.
      Глупые люди друг друга губят да потопляют, а умные друг дружку любят да подсобляют.
      Даст тебе дурак меду — плюнь, даст мудрец яду — пей.
      С умным браниться — ума набраться, с дураком мириться — свой растерять.
      Умный любит учиться, а дурак учит.
      Умный себя винит, глупый — товарища.
      Умный смиряется, глупый надувается.
      Глупый ищет места, а разумного и в углу видно.
      В старости добрый становится добрее, злой – ожесточается.
      Верить в человека труднее, чем верить в Бога.
      Умной спеси не бывает.

  8. Евгений Фулеров:

    Ну, всё, фигня пошла. Мне изначально не нравилось, что на сайте не надо регистрироваться и каждый может писать под чужим именем. Достаточно одного неспокойного человека и всё пойдет вверх дном.
    Вина лежит исключительно на создателях сайта. В погоне за простотой и завлекаловкой удобствами вы можете потерять престиж.
    Делайте, что хотите, но я думаю, что, если вы не прекратите свои игрушки, когда сами пишете под чужими именами и другим это позволяете, АТС закатится постепенно в отвал.

    Я не буду заниматься опровержениями — я писал или кто-то писал под моим именем.

    • Евгений Фулеров:

      Имея такое регистрационное безумие, вы боретесь с активными ссылками. Смешно!

      • Игорь Касьяненко:

        Уважаемый, Евгений! Во-первых, редакция полностью контролирует ситуацию. Мы знаем, кто такая Антонина Забудько. Не очень понятно, правда, зачем она это сделала. Наверное, просто заигралась. Бывает. Её комменты убираем.
        Как впрочем знаем и кто такая Баба Яга.
        Евгений, чтобы не было недоразумений, лучше на сайте зарегистрироваться.

  9. Евгений Фулеров:

    Игорь, а как зарегистрироваться?
    Я вот сегодня прочитаю рассказ Чехова и хочу написать свои впечатления, будучи зарегистрированным.

    • Для того чтобы зарегистрироваться. Найдите в правом нижнем углу страницы слово «Вход» — нажмите его. Появится окно: вы увидите 2 четкие графы: имя пользователя, пароль — не заполняем их. А ниже голубым цветом написано – «регистрация» — нажимаем на это слово. Появится следующее окно: с 2 четкими графами: имя пользователя и e-mail – заполняем эти графы. Причем, каким вы выберете «имя пользователя» так и будете отображаться на сайте. Потом нажмите голубой прямоугольник с надписью «регистрация», после этого к вам на электронный адрес система пришлет пароль. С его помощью потом вы войдете на сайт. Также через слово «Вход», который расположен в нижнем правом углу страницы.

      • Евгений Фулеров:

        Лариса, что-то я торможу. Оно написало, что мое имя некорректно, а почта уже зарегистрирована.

        • Абсолютно верно, Евгений. Вы с самого начала регистрировались на сайте, через «контакт», так что почта ваша задействована уже. Если не помните свой пароль, то я могу установить любой по вашей просьбе. Напишите мне его в почту.

          • Евгений Фулеров:

            Лариса, насколько сложно сделать так, чтобы человек не мог использовать чужое имя?

          • Каждый может зарегистрироваться под любым именем. Но под одним и тем же именем разных людей система не регистрирует. Зарегистрированных на сайте можно узнать по написанию голубым цветом.

          • Евгений Фулеров:

            Так почему же я не голубой?

          • Игорь Касьяненко:

            Кстати и я тоже не голубой, хотя и вхожу авторизованным….. Лара, а почему так?

  10. Игорь Касьяненко:

    Удивительная дискуссия. Аня, я тут строчки Визбора вспомнил, к слову.
    «В два конца идет дорога, но себе не лги:
    Нам в обратный путь нельзя.
    Слава богу, мой дружище, есть у нас враги —
    Значит, есть, наверно, и друзья.»

    Конечно же у тебя, Аня, есть друзья, которые тебя любят и уважают одновременно. Это я к тому, что послания Бабы Яги очевидно вражеские. Спорить с ними бесполезно — это даже немножко психозом попахивает, спорить с Бабой Ягой )))))))))))))))
    Но один момент я бы обсудил. Думаю, что жизнь великих людей — это огромное творческое событие равное великому произведению. И как «Дядю Ваню» можно в тысяче версий ставить, так и о Чехове можно писать, исходя из тысячи человеческих точек зрения. По сути ты же ведь даже не о Чехове писала, а о том, как творческий человек Анна Кожевникова увидела жизнь творческого человека Антона Чехова. И в этом смысле твой текст замечательный и уникальный. А других смыслов и нет вовсе ) От лица редакции — спасибо тебе, что ты его разместила на АТС! Ждём твоих новых публикаций!

  11. БФ:

    Аня,мне искренне жаль тебя. Они над тобой зло иронизируют, а ты всерьез…Ты не ответила на вопрос «Кто перевесит ум Иры и Игоря или твой и Фулерова ( а он у него самый огромный). А » Честь должна быть спасена мгновенно»

    • Нина Мамедова:

      Есть лишь два удачных примера мгновенной защиты чести — Пушкин и Лермонтов. Анне Григорьевне Достоевской пришлось через девятнадцать лет после письма Страхова графу Толстому о Достоевском защищать мужа.

  12. Игорь Касьяненко:

    Ничего себе удачи…

  13. Анна Кожевникова:

    Нина, я не ожидала, что разговор продолжиться. А коль так, то со страхом опять подставить себя издевкам, все же, продолжу разговор. Ты помогла уяснить мысль о том, что Чехов «ушел из жизни и духовно, и нравственно завершенным человеком»- цитата. Да, каждый из нас в процессе жизни накапливает разный – и духовный и житейский опыт. И люди, достигшие высокого духовного уровня в понимании жизни, качественно отличаются от всех нас, живущих страстями. Но есть те, которые в полной мере осуществляют задачу так хорошо сформулированную Бердяевым. Т.е. то, что задача жизни – это «…задача осуществить образ и подобие Божие, вместить в себе в индивидуальной форме универсальное, полноту». Таким был, по моему разумению, Чехов. Потому И. Шмелев и писал о нем, что «святой он, не нам судить, а святой, чистый, вот что главное…».
    Спасибо тебе за то, что внесла ясность в эту мысль

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


3 + 1 =