«Культурный остров. 8-й сезон» в Сумах. Классика. Степан Шкурат
В 2014 году в Сумах был основан арт-медиа проект, имеющий целью популяризацию культуры и творческого отношения к жизни. Он получил название «Культурный остров».
С тех пор каждый год организаторы выбирают семёрку ярких творческих персоналий из числа тех, кто вносит существенный вклад в создание творческой среды Сумского региона. Все они получают приглашение поселиться на символическом «Культурном острове».
Со временем число обитателей «Культурного острова» выросло, и он сам, естественным путём, стал превращаться в виртуальный музей культуры Сумщины. А в музее обязательно должна быть представлена история. Так возникла идея пригласить на «Остров» в 2021 году «звёздную семёрку классиков» — выдающихся деятелей культуры и искусства, родившихся или живших в Сумском регионе.
О тех, кто вошёл в этот почётный список читайте в нашей публикации: У Сумах визначили лауреатів «Культурного острова 2021»
Одним из семи равно достойных участников «звёздной семёрки» является заслуженный артист РСФСР и Народный артист УССР Степан Шкурат (1885-1973).
Уроженец Полтавщины он с 20 лет и до последнего часа жил в городе Ромны. Играл в самодеятельном рабоче-крестьянском театре, пел в знаменитом местном хоре, всю жизнь клал печи и снимался в кино. Чтобы было ясно, об артисте какого уровня востребованности идёт речь, приведём отрывок из воспоминаний Ивана Кавалеридзе – одного из создателей украинского поэтического и исторического кино.
В этом фрагменте также упоминается Александр Довженко, именем которого названа Киевская киностудия и чей фильм «Земля» признан шедевром мирового немого кинематографа. И его супруга Юлия Солнцева — актриса, кинорежиссёр, Народная артистка СССР, первая женщина-режиссёр, удостоенная Приза за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале (1961).
« На съемках «Колиивщины» (фильм Ивана Кавалеридзе, 1931 год)
Снимали мы днем и ночью. На съемочной площадке под утро появилась женщина с копной волос, развевающихся вокруг строгого, холодного лица. Женщина авторитетно заявила:
– Нам нужен на два, на три съемочных дня ваш Шкурат!
– Шкурат?! А кто вы?
– Ассистент Александра Петровича.
Солнцеву я знал до этого как актрису. Она сыграла наивную еврейскую девушку в картине «Мотеле-идеалист» (или «Наивный портной»), которая тогда снималась в Одессе.
– Странное совпадение – он и нам нужен. Передайте Александру Петровичу, что Шкурат снимается у нас днем и ночью в главной роли. Шкурат в нашем гриме вам не годится: картина историческая. Борода для этого выращена натуральная, особого характера, волосы на голове стрижены «під макітру», усы длинные, казацкие.
– Борода годится! Снимаем «Землю»!»
Кто видел кинопоэму «Земля», тот понимает, зачем Довженко так был нужен Шкурат в роли дядки Панаса. На нём, на его харизме там если не всё,то многое держится.
Интересен момент знакомства Шкурата с Кавалерилзе. В 1918 году скульптор прибыл в Ромны для возведения первого в Украине памятника Тарасу Шевченко, где Кобзарь в полный рост. Материалом для памятника служили камень и бетон и Ивану Петровичу понадобились помощники из местных. Тут ему и посоветовали знатного роменского печника Степана Шкурата. Когда Кавалеридзе начал снимать кино, он вспомнил эту встречу и он же, позже познакомил Шкурата с Довженко.
Ещё Степан Шкурат знаменит гениально отыгранным эпизодом с фразой, ставшей народным фольклором: «Брат Митька помирает, ухи просит», которую произносит его персонаж казак Потапов, денщик белого полковника Бороздина в фильме братьев Васильевых «Чапаев». Глядя на его Петровича в «Чапаеве», сложно поверить, что удалого парубка Миколу в «Наталке Полтавке» Кавалеридзе играет тот же актёр.
Степан Иосифович был во многих смыслах легендарной личностью. В 2007 году сумской ТРК «Видикон» был создан о нём прекрасный 23–минутный фильм авторства Натальи Черкасенко. С удовольствием приглашаем вас его посмотреть.
Спасибо, Наташа. Спасибо АТС. Хорошая работа. Светлая память. Абсолютно согласен с определением этого незаурядного человека — нашего земляка — лауреатом Культурного Острова!