Музей денег в Сумах

P1130827В Сумах существует  уникальный для  Украины  «Музей истории банковского дела и денег».  Естественно, создан он там, где и положено – при Украинской академии банковского дела. Музей,  основанный  в 2006 году,   постоянно  пополнялся  и развивался  и к настоящему моменту представляет собой, безусловно, удачную  попытку  рассказать  с помощью  денег целых три истории:   историю развития банковского дела на Сумщине,  историю гривны  и историю  возникновения и развития  банковской академии.

Далее мы попробуем   передать  свои впечатления от  увиденных экспонатов  и пересказать  пояснения  научного сотрудника академии,  известного  краеведа  и историка  Сергей Тихенко, любезно взявшего на себя роль экскурсовода. 

Музей сам по  себе творческий, создан был творческими людьми, наш экскурсовод  представлял нам экспозицию тоже творчески, рассказывая с помощью экспонатов о практически двух веках жизни  нашего края, как он её видит. В свою очередь, редакция Агентства Творческих Событий творчески реагировала на услышанное и увиденное. Поэтому рассказ о посещении музея будет  перемежаться  нашими  размышлениями и ассоциациями.

Важно подчёркнуть, что,  во-первых, это не возражения и не дополнения, а  просто мысли по поводу, а во-вторых – мысли субъективные, индивидуальные и у каждого посетителя музея, разумеется, свои.  

Сергей Тихенко   начал экскурсию  с того,  что деньги –  одно из самых мистических творений человечества.   Мало о чём в своей жизни человек думает чаще, чем о деньгах.  О том, в частности, почему они к одним приходят, а других обходят,  что они делают с нами,  когда их много и когда мало…

P1130838А мы при этом подумали, что  деньги,  кроме возможности товарообмена, породили ещё и искусство.  Рассматривая груду ракушек,  звериных шкурок или кусочков металла (именно так,  как известно,  выглядели первые деньги – их,  кстати, можно увидеть в музее), человек начинал фантазировать о том, что он может выменять на эти  фишки. И представляя, развивал в себе  воображение. А от богатого воображения до создания произведений искусства,  которые, по сути, являются «свернутыми», «законсервированными» фантазиями – рукой подать. Да и философия, как наука об абстрактном, могла возникнуть только после того, как люди научились фантазировать. 

Затем  наш экскурсовод перешёл к истории создания банков, упомянув, что деньги существуют уже 3500 лет, а банки в наших краях стали возникать лишь три сотни лет  назад. Как несомненный признак цивилизации.

В каждом банке должны были присутствовать иконы и портрет императора. (Здесь и далее всё сказанное Сергей Владимирович сопровождал показом самых разных музейных экспонатов. Полагаясь на память читателя, мы больше не будем  акцентировать на этом внимание.)

Глядя на иконы  в музее денег, мы вспоминали евангельское «Богу – богово, а кесарю –  кесарево» и думали о том, что  деньги – это судьба, ибо  человечество за 3500 лет существования  денег так и не придумало всеобщего алгоритма обогащения. Нет такого алгоритма. Как нет алгоритма сочинения  шедевра.

И если кому-то выпала судьба иметь много денег, он должен помнить, что они даны ему, прежде всего, как средство сделать мир лучше. Не свой личный мир, а мир вообще, державу свою, которую и символизирует портрет государя в банке. Одним даётся талант писать картины или сочинять музыку и этим добавлять каплю совершенства в наш  огромный, как океан, и, увы, несовершенный мир, а другим  даются судьбой в руки большие суммы денег, чтобы он, имея их, служил людям.

Ещё Сергей Тихенко говорил о том, что Сумы до революции были европейским городом, и в этой связи – о  государственной  пользе существования сословий в дореволюционной России. В частности, о том, что такие меценаты, как Харитоненко, занимались благотворительностью не только от души (хотя хочется верить, что и от души тоже). Была и другая мотивация. Для того, чтобы даже очень богатый купец стал дворянином, то есть перешёл в другое сословие, ему надо было обязательно иметь награды от государя. В частности, награды за благотворительность.

P1130811А нам по пути вспомнилась умница и красавица Ханна Арендт, которая в юности была любимой и музой Мартина Хайдеггера, а потом сама стала выдающимся философом и одной из первых «расколдовала» термин «тоталитаризм». Согласно Арендт, тоталитаризм – это не просто репрессии, а сочетание репрессий и внутреннего самопринуждения людей. Это «тирания логичности» тоталитарной идеологии, которой  человек передоверяет производство своих мыслей, что является предательством его внутренней свободы. 

Главной  же причиной  возникновения тоталитаризма Арендт считала появление в XX веке феномена «массы». «Падение охранительных стен между классами,— писала Арендт,— превратило сонные большинства, стоящие за всеми партиями, в одну громадную, неорганизованную, бесструктурную массу озлобленных индивидов…».

Впрочем, исчезновение сословий и появление большого числа необразованных людей с деньгами стало ещё и причиной постепенного превращения произведений искусства в товар. Таким образом,  деньги, косвенно породившие искусство, сейчас делают с ним то же, что известный гоголевский персонаж – со своим  сыном….

Рассказывая о деньгах первых трёх украинских независимых государств (Украинской Народной Республики Грушевского, гетьманата Скоропадского и директории Петлюры-Винниченко), которые, сменяя друг друга, каждый год печатали свою(т.е.разную) валюту, наш экскурсовод   высказал мнение, что нынешнее, в очередной раз не лучшее,  состояние нашей державы связано и с тем, что независимость Украине всегда доставалась как бы сама собой, а не была завоевана. Поэтому украинцы ею и не дорожат.

А мы в этой связи подумали о том, что, к сожалению, Украина при получении независимости (и в 1917, и в 1991) начинала строить новый государственный уклад  и по-новому ( «это – тебе,  это – тебе, это –  опять мине…» )  делить собственность. Не удивительно, что при таком раскладе к власти всегда приходили сначала негодяи, а потом – тираны…

P1130833В рамках  репортажа мы не можем пересказать всю интереснейшую экскурсию, хотя, конечно, хотелось остановиться и на имеющихся в музее ценных бумагах российской империи,  практика выпуска которых совершенно отсутствует в нынешней Украине, и на   том, как «печатал», если так можно выразиться, свои деньги батька Махно, и на том, что Сумщина всегда была богата знатными банкирами и отец нынешней украинской гривны Виктор Ющенко – наш земляк…

Внешне небольшой музей богат экспонатами, и, конечно же, туда лучше прийти на экскурсию, увидеть всё воочию и услышать информацию из первых уст.

Завершая экскурсию, Сергей Тихенко с долей грусти констатировал, что деньги сейчас и как материальный объект, и как произведение искусства исчезают из мира реального и уходят в мир виртуальный вслед за людьми, всё больше времени проводящими во всемирной сети. Впрочем,  это ещё не известно, кто кого ведёт…

Источник: медиа портал АТС creativpodiya.com

1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (1 голос, оценка: 1,00 из 5)
Загрузка...

Читайте ещё по теме:


комментариев 13

  1. Боння:

    А есть ли в экспозиции музея коллекция современных купюр разных государств?
    И меченые ли они?

    • Сергей Тихенко:

      Г.г. грабителям -просьба не беспокоиться, в музее представлены боны (денежные бумажные знаки, вышедшие из обращения) периода Российской империи, СРСР и др.)

  2. Сергей Тихенко:

    Спасибо, за творческое перелопачивание сухой темы финансов в философию человеческого бытия.

    • ПолФердинанд:

      Это так на сайте, не всегда тактичнои умело, обозначают свежую тему smile
      Простите новенькую!
      Хотя… кто их знает, этих новеньких…

      • Игорь Касьяненко:

        Полфердинанд — не понял ? 8)
        Сергей — мы просто подхватили твой способ представления экспозиции музея -замечательный, кстати, приём, говоря о деньгах , рассказывать Историю…..

        • ПолФердинанд:

          …моё Фэ с большой буквы!

          • Игорь Касьяненко:

            smile ПолФердинанд — не понял?

          • ПолФердинанд:

            нельзя новенькой так вот прям сразу о деньгах в прямом смысле…
            Пришли бы в музей, ознакомились с экспозицией и лично с ведущим музея, законспектировали, и… сориентировались бы на месте ;)

          • Игорь Касьяненко:

            Так сходите… smile

          • Ирина Проценко:

            Надо бы сходить.-это же в Сумах уникальный музей!

  3. Миросозерцатель:

    А правда, что на первых советских ден.знаках была изображена свастика?
    И есть ли такие банк.ноты в этом музее?

    • Сергей Тихенко:

      Правда. Особенность эмиссии этих купюр, на обратной стороне которых было изображение свастики, такова. В 1917 г., после свержения императора власть переходит к государственной Думе. Дума готовит выпуск вышеупомянутых денег номиналом в 250 и 1000 рублей. В связи с революционными событиями деньги не были выпущены в обращение, а в 1921-1922 г.г. правительство большевиков запустило их в оборот по техническим причинам (новые деньги еще не были подготовлены). Так купюры с царским орлом (правда лишенным символов царской власти-короны, скипетра) и свастикой обслуживали пролетарское государство.
      В 1918 г. украинским правительством решался вопрос-каким быть гербу независимого государства. В числе предложений были: тризуб (символ князя Владимира периода Киевской Руси), казака с мушкетом (символ войска Запорожского) и свастика-древний символ плодородия. Так история причудливо тасует символы и эпохи.
      В музее есть купюра в 1000 рублей, но она представлена именно лицевой стороной. Возможно первые организаторы музея не хотели создавать прецендент.

      • Миросозерцатель:

        Большое спасибо за информацию! Очень позвавательно!
        Жаль что из-за 3-4 исторических мерзавцев перевернули с ног на голову целую культуру.
        …а может это кто-то специально задумал..?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


1 + 6 =