Музей денег в Сумах
В Сумах существует уникальный для Украины «Музей истории банковского дела и денег». Естественно, создан он там, где и положено – при Украинской академии банковского дела. Музей, основанный в 2006 году, постоянно пополнялся и развивался и к настоящему моменту представляет собой, безусловно, удачную попытку рассказать с помощью денег целых три истории: историю развития банковского дела на Сумщине, историю гривны и историю возникновения и развития банковской академии.
Далее мы попробуем передать свои впечатления от увиденных экспонатов и пересказать пояснения научного сотрудника академии, известного краеведа и историка Сергей Тихенко, любезно взявшего на себя роль экскурсовода.
Музей сам по себе творческий, создан был творческими людьми, наш экскурсовод представлял нам экспозицию тоже творчески, рассказывая с помощью экспонатов о практически двух веках жизни нашего края, как он её видит. В свою очередь, редакция Агентства Творческих Событий творчески реагировала на услышанное и увиденное. Поэтому рассказ о посещении музея будет перемежаться нашими размышлениями и ассоциациями.
Важно подчёркнуть, что, во-первых, это не возражения и не дополнения, а просто мысли по поводу, а во-вторых – мысли субъективные, индивидуальные и у каждого посетителя музея, разумеется, свои.
Сергей Тихенко начал экскурсию с того, что деньги – одно из самых мистических творений человечества. Мало о чём в своей жизни человек думает чаще, чем о деньгах. О том, в частности, почему они к одним приходят, а других обходят, что они делают с нами, когда их много и когда мало…
А мы при этом подумали, что деньги, кроме возможности товарообмена, породили ещё и искусство. Рассматривая груду ракушек, звериных шкурок или кусочков металла (именно так, как известно, выглядели первые деньги – их, кстати, можно увидеть в музее), человек начинал фантазировать о том, что он может выменять на эти фишки. И представляя, развивал в себе воображение. А от богатого воображения до создания произведений искусства, которые, по сути, являются «свернутыми», «законсервированными» фантазиями – рукой подать. Да и философия, как наука об абстрактном, могла возникнуть только после того, как люди научились фантазировать.
Затем наш экскурсовод перешёл к истории создания банков, упомянув, что деньги существуют уже 3500 лет, а банки в наших краях стали возникать лишь три сотни лет назад. Как несомненный признак цивилизации.
В каждом банке должны были присутствовать иконы и портрет императора. (Здесь и далее всё сказанное Сергей Владимирович сопровождал показом самых разных музейных экспонатов. Полагаясь на память читателя, мы больше не будем акцентировать на этом внимание.)
Глядя на иконы в музее денег, мы вспоминали евангельское «Богу – богово, а кесарю – кесарево» и думали о том, что деньги – это судьба, ибо человечество за 3500 лет существования денег так и не придумало всеобщего алгоритма обогащения. Нет такого алгоритма. Как нет алгоритма сочинения шедевра.
И если кому-то выпала судьба иметь много денег, он должен помнить, что они даны ему, прежде всего, как средство сделать мир лучше. Не свой личный мир, а мир вообще, державу свою, которую и символизирует портрет государя в банке. Одним даётся талант писать картины или сочинять музыку и этим добавлять каплю совершенства в наш огромный, как океан, и, увы, несовершенный мир, а другим даются судьбой в руки большие суммы денег, чтобы он, имея их, служил людям.
Ещё Сергей Тихенко говорил о том, что Сумы до революции были европейским городом, и в этой связи – о государственной пользе существования сословий в дореволюционной России. В частности, о том, что такие меценаты, как Харитоненко, занимались благотворительностью не только от души (хотя хочется верить, что и от души тоже). Была и другая мотивация. Для того, чтобы даже очень богатый купец стал дворянином, то есть перешёл в другое сословие, ему надо было обязательно иметь награды от государя. В частности, награды за благотворительность.
А нам по пути вспомнилась умница и красавица Ханна Арендт, которая в юности была любимой и музой Мартина Хайдеггера, а потом сама стала выдающимся философом и одной из первых «расколдовала» термин «тоталитаризм». Согласно Арендт, тоталитаризм – это не просто репрессии, а сочетание репрессий и внутреннего самопринуждения людей. Это «тирания логичности» тоталитарной идеологии, которой человек передоверяет производство своих мыслей, что является предательством его внутренней свободы.
Главной же причиной возникновения тоталитаризма Арендт считала появление в XX веке феномена «массы». «Падение охранительных стен между классами,— писала Арендт,— превратило сонные большинства, стоящие за всеми партиями, в одну громадную, неорганизованную, бесструктурную массу озлобленных индивидов…».
Впрочем, исчезновение сословий и появление большого числа необразованных людей с деньгами стало ещё и причиной постепенного превращения произведений искусства в товар. Таким образом, деньги, косвенно породившие искусство, сейчас делают с ним то же, что известный гоголевский персонаж – со своим сыном….
Рассказывая о деньгах первых трёх украинских независимых государств (Украинской Народной Республики Грушевского, гетьманата Скоропадского и директории Петлюры-Винниченко), которые, сменяя друг друга, каждый год печатали свою(т.е.разную) валюту, наш экскурсовод высказал мнение, что нынешнее, в очередной раз не лучшее, состояние нашей державы связано и с тем, что независимость Украине всегда доставалась как бы сама собой, а не была завоевана. Поэтому украинцы ею и не дорожат.
А мы в этой связи подумали о том, что, к сожалению, Украина при получении независимости (и в 1917, и в 1991) начинала строить новый государственный уклад и по-новому ( «это – тебе, это – тебе, это – опять мине…» ) делить собственность. Не удивительно, что при таком раскладе к власти всегда приходили сначала негодяи, а потом – тираны…
В рамках репортажа мы не можем пересказать всю интереснейшую экскурсию, хотя, конечно, хотелось остановиться и на имеющихся в музее ценных бумагах российской империи, практика выпуска которых совершенно отсутствует в нынешней Украине, и на том, как «печатал», если так можно выразиться, свои деньги батька Махно, и на том, что Сумщина всегда была богата знатными банкирами и отец нынешней украинской гривны Виктор Ющенко – наш земляк…
Внешне небольшой музей богат экспонатами, и, конечно же, туда лучше прийти на экскурсию, увидеть всё воочию и услышать информацию из первых уст.
Завершая экскурсию, Сергей Тихенко с долей грусти констатировал, что деньги сейчас и как материальный объект, и как произведение искусства исчезают из мира реального и уходят в мир виртуальный вслед за людьми, всё больше времени проводящими во всемирной сети. Впрочем, это ещё не известно, кто кого ведёт…
Источник: медиа портал АТС creativpodiya.com
А есть ли в экспозиции музея коллекция современных купюр разных государств?
И меченые ли они?
Г.г. грабителям -просьба не беспокоиться, в музее представлены боны (денежные бумажные знаки, вышедшие из обращения) периода Российской империи, СРСР и др.)
Спасибо, за творческое перелопачивание сухой темы финансов в философию человеческого бытия.
Это так на сайте, не всегда тактичнои умело, обозначают свежую тему
Простите новенькую!
Хотя… кто их знает, этих новеньких…
Полфердинанд — не понял ? 8)
Сергей — мы просто подхватили твой способ представления экспозиции музея -замечательный, кстати, приём, говоря о деньгах , рассказывать Историю…..
…моё Фэ с большой буквы!
ПолФердинанд — не понял?
нельзя новенькой так вот прям сразу о деньгах в прямом смысле…
Пришли бы в музей, ознакомились с экспозицией и лично с ведущим музея, законспектировали, и… сориентировались бы на месте ;)
Так сходите…
Надо бы сходить.-это же в Сумах уникальный музей!
А правда, что на первых советских ден.знаках была изображена свастика?
И есть ли такие банк.ноты в этом музее?
Правда. Особенность эмиссии этих купюр, на обратной стороне которых было изображение свастики, такова. В 1917 г., после свержения императора власть переходит к государственной Думе. Дума готовит выпуск вышеупомянутых денег номиналом в 250 и 1000 рублей. В связи с революционными событиями деньги не были выпущены в обращение, а в 1921-1922 г.г. правительство большевиков запустило их в оборот по техническим причинам (новые деньги еще не были подготовлены). Так купюры с царским орлом (правда лишенным символов царской власти-короны, скипетра) и свастикой обслуживали пролетарское государство.
В 1918 г. украинским правительством решался вопрос-каким быть гербу независимого государства. В числе предложений были: тризуб (символ князя Владимира периода Киевской Руси), казака с мушкетом (символ войска Запорожского) и свастика-древний символ плодородия. Так история причудливо тасует символы и эпохи.
В музее есть купюра в 1000 рублей, но она представлена именно лицевой стороной. Возможно первые организаторы музея не хотели создавать прецендент.
Большое спасибо за информацию! Очень позвавательно!
Жаль что из-за 3-4 исторических мерзавцев перевернули с ног на голову целую культуру.
…а может это кто-то специально задумал..?