Дамские дуэли, или За что дерутся женщины
С точки зрения мужчин, женщины — мягкие, пушистые ангелоподобные существа, дарящие романтикам радость и влюбленность, а прагматикам — нежность и уют. По сложившейся исторической традиции женщинам отводится роль хранительниц домашнего очага, а долг мужчин состоит в том, чтобы ограждать их от опасностей, уступать место, дорогу и право настоять на своём.
Однако оказывается, что все эти неженки и недотроги способны на поступки и методы выяснения отношений, которые считаются типично мужскими.
Согласно классической литературной модели поведения, дама, честь которой оскорблена, должна покончить жизнь самоубийством как бедная бесприданница Лариса Дмитриевна из кинофильма «Жестокий романс».
В реальности же обиженные женщины способны на многое. В том числе и на дуэли с мужчинами. Одной из самых ярких историй о даме-бретёрше является биография оперной певицы Жюли д’Обинье (в замужестве де Мопен), описанная в романе Теофиля Готье «Мадемуазель де Мопен».
Выйдя замуж в совсем юном возрасте, она вскоре бросила мужа и стала любовницей учителя фехтования, которого звали Серран. Дама, была, как сейчас принято называть, би, имела множество романов как с мужчинами, так и с женщинами и не упускала случая применить своё искусство владения шпагой, часто вызывая на дуэли мужчин.
Известна также легенда о некой мадам де Сен-Бельмон, в XVII веке вызвавшей на дуэль французского офицера, самовольно поселившегося в её доме. Вызов был сделан от имени шевалье де Сен-Бельмон. На поединок мадам пришла в гриме и в мужском платье. Вскоре после начала женщина выбила клинок из рук офицера и заявила: «Вы думаете, мосье, что дрались с шевалье. Вы ошибаетесь — я мадам де Сен-Бельмон. И убедительно прошу вас в будущем быть более чутким к женским просьбам».
Была ещё парижанка мадемуазель Лерье, которую бросил любимый. В ответ, она предложила дуэль на пистолетах, насильно вложив оружие в его руки. Кавалер, разумеется, выстрелил в воздух. А мадемуазель – ему в сердце. Неправ был кавалер. В таких случаях мужчине надо сразу и быстро убегать.
Ранее мы писали: Божественное начало женщины
Дрались дамы и между собой. Первая документально подтвержденная дуэль прошла между итальянками 27 мая 1571 года в миланском монастыре Св. Бенедикты. Две знатные сеньориты прибыли туда якобы для молебна. Но вскоре монашки, услышав звуки явно иного содержания, вошли в комнату и увидели двух женщин, одна из которых была уже мертва, а другая умирала. Возле них лежали кинжалы.
Одной из самых знаменитых считается дуэль на шпагах между маркизой де Несль и графиней де Полиньяк, произошедшая в 1624 году в Булонском лесу. Сам кардинал Ришелье оставил упоминание о ней в своих бумагах. Он же — будущий кардинал, а в то время герцог — и стал причиной поединка. Ришелье состоял в любовной связи с графиней, но отличался «ветреной галантностью», то есть постоянно норовил сходить налево. Ревнивая де Полиньяк подозревала в соперничестве всех придворных дам. Однажды ей под горячую руку попалась маркиза де Несль. Судя по тому, что последняя приняла вызов, причины для ревности таки были.
В результате схватки графиня ранила маркизу в ухо и, глядя на заливавшую грудь конкурентки кровь, воскликнула: «Я научу тебя, как красть любовника у такой женщины как я; если бы это было в моей власти, я бы сейчас разорвала на части сердце этого вероломного создания, и разбила его мозги!».
На что маркиза ответила: «О да, он (Ришелье) достоин того, чтобы пролить еще больше крови, чем та, что циркулирует в моих венах. Он самый славный человек во всем свете; все дамы находятся у него в ловушке, но я надеюсь, что этим я доказала свою любовь и могу рассчитывать на полное обладание его сердцем. Я в вечном долгу перед тобой, герцог Ришелье — сын бога войны и богини любви». Такой вот был мужчина этот будущий начальник миледи…
Ранее мы писали: Женщина и мужчина за рамками
Российская императрица Екатерина II ещё принцессой в пятнадцатилетнем возрасте успела поучаствовать в поединке на шпагах со своей троюродной сестрой. У девочек всё обошлось без кровопролития. Вероятно по этой причине, став императрицей, Екатерина достаточно спокойно относилась к дуэлям, которые обходились без серьёзных увечий и смертей. Есть сведения, что за время правления Екатерины ІІ спучилось 20 женских дуэлей, три из которых оказались смертельными.
Со временем местом проведения женских дуэлей в России стали дамские салоны. В одном петербургском салоне мадам Вострухиной в 1823 году, по слухам, состоялось семнадцать дуэлей.
Весьма знаменита, случившаяся в 1829 году в Орловской губернии, дуэль на саблях между помещицами Ольгой Петровной Заваровой и Екатериной Васильевной Полесовой. Поединок прошёл по всем правилам, с секундантами, в роли которых выступали гувернантки-француженки.
В результате Ольга Петровна скончалась на месте от тяжелого ранения в голову, а Екатерина Васильевна умерла через сутки от ранения в область живота. По прошествии пяти лет, их дочери также сошлись в драматическом поединке на саблях. Их дуэль закончилась смертью смерти Анны Полесовой.
Надо сказать, что женские дуэли всегда отличались большей жестокостью и непримиримостью, чем мужские. Чаще всего, это были, скорее, одиночные бои без правил, чем ритуалы дел чести. И даже тот факт, что соперницы сражались обнаженными по пояс, а то и совсем, не нёс никакого романтического начала, так как на таких поединках присутствовали только женщины. Есть мнение, что это был исключительно вопрос гигиены, чтобы грязь с одежды не попадала в рану.
Ранее мы писали: Отказ как причина женской безжалостности
Напоследок несколько историй, связанных с миром искусства. Тут сразу начинается креатив.
Французская писательница Жорж Санд находилась в дружеских отношениях с композитором Ференцом Листом. Однажды возлюбленная Листа графиня Мария д’Агу пришла к выводу, что дружбы между мальчиками и девочками быть не может, после чего вызвала Жорж Санд на дуэль… на ногтях. Обошлось без жертв и серьёзных травм, но общение Жорж Санд с Листом на этом прекратилось.
А вот история из записных книжек поэта Владислава Ходасевича:
«Было мне двадцать лет. Я жил в Москве, писал декадентские стихи и ничему не удивлялся, предпочитая удивлять других. Однажды, в Литературно-Художественном Кружке, ко мне подошла незнакомая пожилая дама, вручила письмо, просила его прочесть и немедленно дать ответ. Письмо было приблизительно таково: «Вы угнетаете М. и бьете ее. Я люблю ее. Я Вас вызываю. Как оружие предлагаю рапиры. Сообщите подательнице сего, где и когда она может встретиться с Вашими секундантами. Мариэтта Шагинян«.
Я сделал вид, что не удивился, но на всякий случай спросил:
— Это серьезно?
— Вполне.
Я не был знаком с Шагинян, знал только ее в лицо. Тогда, в 1907 году, это была черненькая барышня, усердная посетительница концертов, лекций и прочего. Говорили — пишет стихи. С М., о которой шла речь в письме, Шагинян тоже не была знакома: только донимала ее экстатическими письмами, объяснениями в любви, заявлениями о готовности «защищать до последней капли крови», — в чем, разумеется, М. не имела ни малейшей надобности.
Я спрятал письмо в карман и сказал секундантше:
— Передайте г-же Шагинян, что я с барышнями не дерусь. Месяца через три швейцар мне вручил букетик фиалок.
— Занесла барышня, чернявенькая, глухая, велела вам передать, а фамилии не сказала.
Так мы помирились, — а знакомы всё не были. Еще через несколько месяцев познакомились. Потом подружились.»
Мы рассказали о достаточно нехарактерном проявлении женского начала в мире. Гораздо чаще прекрасные дамы были причиной дуэлей между теми, кто рождён сражаться.
Об одной из таких роковых красавиц, ставшей причиной, наверное, самой знаменитой в истории нашей культуры дуэли читайте в материале: Портрет жены поэта.
комментарии