Женская тайна «Лунной сонаты» Бетховена
«Лунная соната» Людвига ван Бетховена – не просто великое музыкальное произведение. Сам факт её существования подымает человечество на новую эстетическую и творческую вершину, доказывая, что люди способны создавать музыку, по красоте и гармоничности приближающуюся к великолепию Божественного Творения. Даже для таланта Бетховена это был величайший и редкий взлёт.
Вокруг такого произведения не могла не возникнуть некая романтическая легенда, ведь разумно предположить, что на подобное музыкальное откровение гениального Бетховена могла вдохновить только любовь. А что ещё может вызвать столь сильные и возвышенные чувства?
Соната была написана, примерно, в 1800-1801 году, когда Бетховену было 30 лет. Сначала она называлась просто Соната № 14 для фортепиано в трёх частях: Adagio sostenuto, Allegretto, Presto agitato. Её форма отличалась от классической сонатной, поэтому Бетховен при публикации сопроводил сонату комментарием «quasi una Fantasia» («в духе фантазии») и посвящением «Alla Damigella Contessa Giullietta Guicciardri» («Посвящается графине Джульетте Гвиччарди»).
«Теперь я чаще бываю в обществе, и потому жизнь моя стала веселее, — писал Бетховен своему другу доктору Францу Вегелеру в ноябре 1800 года. — Эту перемену произвела во мне милая, очаровательная девушка, которая меня любит, и которую я люблю. У меня снова бывают светлые минуты, и я прихожу к убеждению, что женитьба может осчастливить человека».
В таком настроении началась работа над «Лунной сонатой», которую так назвал уже в 1832 году ещё один друг Бетховена, немецкий поэт Людвиг Рельштаб, увидевший в первой части произведения образ «лунного света над Фирвальдштетским озером».
Однако в начале 1802 года композитор получил от Джульетты записку следующего содержания: «Я ухожу от гения, который уже победил, к гению, который еще борется за признание. Я хочу быть его ангелом-хранителем».
Избранником несостоявшейся невесты Бетховена стал её ровесник, равный ей также и по общественному положению граф Роберт фон Галленберг. Граф Галленберг тоже был композитором. Тогда ещё, разумеется, начинающим.
В 1803 году Джульетта Гвиччарди выходит замуж за графа фон Галленберга и уезжает с мужем в Италию.
В целом, об отношениях Бетховена и 18-летней графини Гвиччардли доподлинно известно только то, что она вначале была ученицей великого композитора, а потом у них возникла любовная связь, завершившаяся разрывом и последующим замужеством Джульетты.
Надо сказать, что у Бетховена, даже несмотря на постигшую его глухоту, было много друзей. Чего стоит хотя бы дружба с Андреем Разумовским, который даже специально содержал струнный квартет, исполняющий произведения Бетховена.
Мы подробно писали об их дружбе в материале «Меценат Бетховена»
Понятно, что в трактовке друзей композитора и почитателей его таланта Джульетта выглядела недалекой меркантильной особой, отдавшей предпочтение богатому знатному бездарю Галленбергу и оставившей Бетховена страдать.
Может быть. Но именно она стала музой великого произведения – у блестящего музыканта Бетховена было немало неравнодушных к нему учениц, а на создание «Лунной сонаты» его вдохновила именно Джульетта. Значит, была в ней некая великая женская тайна. Кстати, в истории не так уж и много женщин, вдохновивших великих мужчин на действительно великие дела. Если не считать Елену Троянскую, то вспоминаются разве что Беатриче и Лаура.
Интересно, что почти через 200 лет у Джульетты Гвиччарди нашёлся ещё один поклонник. В 1993 году российский композитор Виктор Екимовский (считающийся, между прочим, одним из самых исполняемых современных композиторов) создал произведение, названное им «Лунная соната» и посвященное Джульетте Гвиччарди. Мы не будем останавливаться на музыкальных качествах этого смелого эксперимента, который объединяет с оригиналом, скорее всего, только внутренний мир Екимовского. Важно, что Джульетта не забыта.
Тем более, было бы интересно узнать её личную версию отношений с Бетховеном. Она изложена в материале «Людвиг и Джульетта. Не по Шекспиру»
Сложно ручаться за историческую достоверность данного документа, но то, что у графини фон Галленберг был свой, отличный от широко распространённого нынче, взгляд на произошедшее, сомнений не вызывает.
Источник: медиа портал АТС creativpodiya.com
Замечательное напоминание о Лунной с ссылками на не менее замечательные статьи! Спасибо за напоминание об одной из любимых с детства историй))
Но как же… разве «…не так уж и много женщин, вдохновивших великих…» — это правда? Не верю я тебе, Игорь — лукавишь, умеешь спровоцировать на комент)))
Юная Симонетта Веспуччи, вдохновлявшая не только Боттичеллии и скульптора Верокьо, а всех творческих Флоренции ещё долго после своей кончины, как эталон красоты… Лукреция, которой монах Филиппо Липпи посвятил всё творчество… а Саския…кто там ещё, если быстро вспомнить… Камилла Клодель… ГалА… Мария Склодовская — Кюри… Лиля Брик… Тамара Макарова… Плисецкая… и пр. пр…. Согласна с тем, что муза и женщина-сочетание уникальное. Трудно назвать музой женщину, создающую творцу бытовые блага, поправляющую галстук, сующую бутерброд, выкидывающую из карманов сигареты — окружающую его материнской заботой. Няня-муза))) Разве что сочувствие к ним вдохновит инженера и дизайнера создать очередной кух.комбайн или детскую коляску. А, вот, интересно, есть же великая женщина, которой посвящено грандиозное изобретение- первая стиральная машина! Нет…Наверное, всё же, холостяк изобрёл
Я знаю, что одна из первых философских работ Ханны Арендт «Тени» посвящена её вдохновителю Мартину Хайдеггеру )
А вот стиральная машинка… да. Ведь это же круче Октябрьской революции и взятия Бастилии… Надо будет порыть это вопрос…)
Мы люди простые, да простит меня Арендт, и так скажем: а суровая Мухина? Всю Европу будоражила и успевала мужа на руках носить. Да если бы не она, стал бы он профессором медицины и прототипом Профессора Преображенского ))) ;)
Я в общем ставил вопрос о женщине, которая вдохновила мужчину на создание чего-то великого и на все века.. А так женщины, конечно, хорошие и всё благодаря им-вам…
так в века же… Преображенский — в века! Представь, сколько профессоров по союзу ходило. Это каким надо было быть тихим, но великим в кругах интеллигенции в то время, чтобы попасть в персонаж, игнорирующий советскую прессу…
и после того, что было, ему ничего не было
… надо почитать о его великости — может, тихо, в условиях особой секретности, из собачек охранников каких делал… или дворников — осведомителей… а, может, наоборот -хороших и верных людей ))
«А этот милый человек был раньше добрым псом» ))
Замечательная статья, также в памяти возникли многие женские образы в жизни творческих личностей. Тут же прослушала «Лунную сонату» и уже с иными ощущениями. Когда больше знаешь о произведении как-то иначе воспринимаешь, спасибо. *THUMBS UP* Всех-всех с третьим Спасом на убрусе.
Спасибо!