В Сумах звучал классический постмодерн
В субботу 25 апреля в зале сумской областной филармонии состоялся очередной концерт фестиваля «Organum 2015». Для публики играли: заслуженный артист Украины Кирилл Стеценко (скрипка) и лауреат международных конкурсов Наталья Строчан (фортепиано).
Музыканты
Кирилл Стеценко — выходец из известной музыкальной династии. Его дед Григорий Стеценко — знаменитый украинский композитор, отец — Вадим Стеценко — был преподавателем кафедры скрипки в Киевской и Львовской консерваториях и считается одним из основателей украинской скрипичной школы. Педагогами Кирилла Вадимовича Стеценко были скрипачи мирового уровня: Богодар Которович, Леонид Коган, Вадим Стеценко…
В результате, выпускник Киевской консерватории (1977) Кирилл Стеценко стал не только виртуозным скрипачом, но и разносторонне развитым музыкантом, который пропитан музыкой, как говорится, до мозга костей. На заре музыкальной карьеры вместе с Тарасом Петриненко он основал рок-группу «Эней», которая, наряду с авторскими композициями, исполняла песни «Битлз».
В 1977 году Кирилл Стеценко стал победителем всесоюзного конкурса скрипачей во Львове. Там ему аккомпанировала Наталья Строчан. Затем судьбы музыкантов разошлись на много лет. Кирилл Стеценко много гастролировал в США, Канаде, Германии, Португалии, Венгрии, Бельгии, Австрии, России, в странах Азии и, разумеется, в Украине. Бывал и в Сумах на одном из фестивалей «Бах-фест». В 1999-2013 гг. возглавлял кафедру менеджемента шоу-бизнеса в Киевском Национальном Университете культуры и искусств.
А Наталья Строчан за это время успела стать концертмейстером кафедры струнных инструментов НМАУ им.М.П. Драгоманова и доцентом НПУ им.М.П Драгоманова. И вот недавно они встретились и решили опять поиграть вместе.
Программа
На концерте, который так и назывался «Парад презентаций» музыкантами были презентованы фрагменты 4-х программ:
«Скрипичное дерево рода» — программа, посвященная развитию скрипичного искусства в Украине. Наряду с произведениями Н.Лысенко и К.Г.Стеценко, в неё вошла соната «до-мажор» уроженца Глухова, болонского академика Максима Березовского.
«Галерея скрипичных гениев/Италия: AD OVO». Эта программа была представлена сонатой «ре-минор» Франческо Джеминиани – скрипача–виртуоза, ровесника И.С Баха.
«Dram&Bach: Version 1:4» Здесь прозвучали произведения Баха, написанные для исполнения с ударными. Но пока барабанщиков, устраивающих Кирилла Стеценко не нашлось, он их исполняет соло.
«Пётр Чайковский: Корни небесные и земные» — ещё один знак уважения сумской земле, где было создано много произведений великого композитора.
Музыкант эпохи постмодерна
Для тех, кто не в курсе, «постмодерн» — это, условно говоря, прямое или подспудное цитирование цитирующих. Мы живём во времена, когда уже создано громадное количество разнообразной музыки. Поэтому перед исполнителями классики есть два пути: или пытаться абстрагироваться от всего массива произведений, находящихся между временами автора и исполнителя, и пытаться играть так, как играли это произведение во времена его создания, или исполнять музыку в стиле постмодерн, наполняя её аллюзиями на всю мировую культуру. Оба варианта равноценно интересны и сложны.
По пути аутентичного исполнения идёт камерный ансамбль «Organum» под управлением Ореста Коваля.
А Кирилл Стеценко играет так, как пишет, например, Владимир Набоков в своём романе «Ада, или Радости страсти», который можно читать и просто так и (второй раз ) с комментариями, чтобы ознакомиться со всеми внутренними цитатами и реминисценциями, которые едва заметными нитями вплёл в ткань повествования автор.
Кирилл Стеценко тоже много комментировал свою игру, показывая, как и где он, во время исполнения произведения, даёт слушателю намёки на совсем другие музыкальные эпохи и стили. Так, у него с музыкой Баха соединялись и рок-ролл, и босса-нова и рок… Но всё было тонко со вкусом, без эклектики и эпатажа, именно на уровне аллюзий. Подчеркнём, что это был концерт, прежде всего, академической музыки. И что важно – настоящей украинской академической музыки, которая в исполнении Кирилла Стеценко является органичной и неотъемлемой частью мировой музыкальной культуры.
Артист и публика
Кроме того, что Кирилл Стеценко великолепный скрипач, культуролог и музыкант-интеллектуал, он ещё и настоящий артист. Игра его покоряет и «заводит» зрителей. Доказательством тому стало несколько номеров, которые музыканты были «вынуждены» играть на бис.
В итоге публика, собравшаяся в это вечер в филармонии, одновременно стала участницей нескольких событий: концерта классической музыки, лекции по истории музыкальной культуры и увлекательного музыкального шоу, частью которого стали остроумные диалоги-импровизации Кирилла Стеценко и Ореста Коваля. И всё это за 20 грн. Такое бывает только в Сумах и только на «Органуме»…
Ранее мы писали: В Сумах звучала мировая гитарная классика
Источник: медиа портал АТС creativpodiya.com
Спасибо Оресту Романовичу за знакомство с прекрасным дуэтом! Какие замечательные музыканты! Третий день нахожусь под впечатлением. Вроде бы вчерашний джаз должен был отвлечь, но с утра память возвращает послевкусие от концерта Натальи и Кирилла. Красивая пианистка, изящный аккомпанемент… Но скрипка! Необыкновенный этот скрипач Стеценко. А, может, наоборот-обыкновенный? Не должна ли такая игра быть в обыкновении…? Зачем другая, если ты берёшься «говорить» со сцены? Зачем обман? Если выходит музыкант и ты уже ощущаешь его целостность с инструментом в едином кровообращении с его сердцем, в единой нервной системе с его спинным мозгом, и он, музыкант, как кентавр… кентсрипка… кентфортепиано…кентсаксофон… начинает танец души и вовлекает в него твою душу -это же норма! Это — божественно обыкновенно должно быть же… А все остальные потуги прочих, когда, в конце пьесы, ты с облегчением выдыхаешь и радуешься, что исполнитель не сбился -вот это должно быть необыкновенно… недоразумительно и исключительно.
Спасибо, спасибо и Браво!! *ROSE*