В Сумах в одном концерте играли два уникальных пианиста
В понедельник 20 апреля фестиваль органной, камерной и джазовой музыки «Organum» продолжился концертом двух молодых сумских пианистов: Дмитрия Семикраса и Валентина Кисиленко.
Музыканты
Дмитрию Семикрасу 13 лет. Он ученик 8-го класса ДМШ № 1. Валентин Кисиленко в свои 19 лет является студентом IV курса СВУИиК им. Бортнянского.
Оба исполнителя чрезвычайно талантливы. То, что они являются уроженцами одного города, вызывает в памяти аналогию с двумя великими музыкантами прошлого, тоже уроженцами Сумщины и также раскрывшимися в юные годы — Дмитрием Бортнянским и Максимом Березовским. Между ними даже примерно такая же разница в возрасте (и тоже Дмитрий младше). И оба чрезвычайно одарены.
Представляя участников концерта публике, организатор фестиваля Орест Коваль назвал талант обоих планетарным и предрёк им большое музыкальное будущее. А продюсер «Бах-феста» и «Органума» на своем веку видел многих молодых талантливых музыкантов, которые приезжали на фестивали в Сумы сначала совсем юными и подающими надежды, а потом взрослели, раскрывались и становились исполнителями с мировым именем.
По большому счёту вышесказанное – это уже даже не совсем авансы. Оба молодых участника концерта владеют блестящей техникой игры на фортепиано. Хотя на пресс-конференции Дмитрий скромно признал, что, конечно, ему пока доступно не всё, что умеет делать с инструментом Валентин. Тем не менее, даже того, что присутствует в техническом арсенале Дмитрия, хватает, чтобы быть уже состоявшимся музыкантом, исполнительским возможностям которого позавидуют многие взрослые.
А про Валентина Кисиленко Орест Коваль полушутя сказал, что хотя тот сейчас готовится к поступлению в консерваторию, но играет уже на уровне её выпускников. Оба музыканта, к слову, учатся у одного педагога — Светланы Морозовой. И, похоже, тут повезло всем троим.
Программа
Программу концерта составили произведения Бетховена, Гайдна, Рахманинова, Шопена и Листа. Каждый из пианистов, вероятно, в качестве персонального поклона сумским баховским традициям, начинал своё отделение с произведения И.С. Баха, а завершал сольную часть исполнением пьесы, требующей незаурядных технических навыков. Дмитрий Семикрас на завершение играл «Бабин торжок» украинского композитора Геннадия Сасько, пьесу, требующую от музыканта по-настоящему мастерского владения инструментом.
А Валентин Кисиленко исполнил «Кампанеллу» Ференца Листа, которая, как известно, является переложением для фортепиано одноименного произведения скрипача-виртуоза Никколо Паганини.
В этих технически сложных пьесах поражала не только феноменальная беглость пальцев музыкантов, но и то, что при такой быстроте смены нот, за которой даже слух еле поспевал, каждая нота звучала чётко и раздельно.
Музыка
Выступления молодых музыкантов отличаются от игры взрослых. Речь идёт, разумеется, о тех молодых, которых смогли в своём возрасте выйти на взрослый технический уровень исполнения. Их музыка всегда светлее, чище и безмятежнее, чем у взрослых. Музыка — ведь не только техника или чувство. Она ещё и отражение внутреннего мира исполнителя. Молодые люди, которые ещё не прошли через бытовые обиды и боли этого мира, через которые, увы, обязательно проходит любой человек во взрослой жизни, играют так, будто всё в мире создано для них. А потом, слушая свои юношеские записи, сами часто себе удивляются, мол, как я так мог тогда… Да, утеря свежести — это плата за обретение мудрости. И в музыке тоже.
Особенно это свежее ощущение мира, в котором всё тебе обязательно должно покориться, заметно по Дмитрию Семикрасу. Такое впечатление, что он играет не для публики, а зрители просто допущены присутствовать при его общении с роялем, с которым он договаривается о каких-то только им известных и взаимно важных вещах.
И хотя исполнение Валентина Кисиленко явно более взрослое, и его рояль звучит как оркестр, и музыка его объемнее и богаче, но те звуки, которые извлекает из инструмента Дмитрий Семикрас… они, как летнее поле со стрекозами, бабочками, запахами трав и полевых цветов, в сравнении с весенним, певчим лесом музыки Валентина.
А когда музыканты в завершение концерта исполнили на двух роялях Концерт №1 Шопена e-mоll, особенно стала видна природная схожесть их звучаний. Так схожи своими разными запахами и звуками весенний лес и летнее поле.
И да простят нам читатели попытку проиллюстрировать впечатления от концерта поэтическими образами, а не в строгой терминологии. Но мы же описываем впечатление от музыки…
В общем, это был уникальный концерт. Такие не повторяются. Ребята повзрослеют, наверное, станут мастеровитее, усложнятся и заматереют, но вот это ощущение улетающих в небо вчерашних птенцов, во всей повадке которых ощущается восторг первого настоящего взрослого полёта — оно уже не вернётся. А сейчас они ещё рядом и ещё доступны, хотя уже в небе….
Эмоции
Лица слушателей в фойе филармонии после концерта… Давно уже не приходилось видеть столько счастливых, радостных людей. Публику никто не веселил. Это было счастье соприкосновения с настоящим талантом. А публика, надо сказать, подобралась непростая и много разных звёздных музыкантов повидавшая.
The Show Must Go On
Следующий концерт фестиваля «Organum 2015» также пройдёт в филармонии. Играет киевский скрипач Кирилл Стеценко — один из самых авторитетных украинских музыкантов и деятелей культуры. Будет много эксперимента и музыки разных эпох: от рока и авторских композиций до сонаты до-мажор, уже упомянутого нами уроженца Сумщины Максима Березовского.
Источник: медиа портал АТС creativpodiya.com
комментарии