В Сумах познакомились с трансцендентальным кино французского гения
В пятницу 3 апреля на камерной сценической площадке, известной как «Сад сходящихся тропок» художницы Ирины Проценко, прошло очередное заседание киноклуба «Кадр».
Оно было посвящено трансцендентальному кино и прошло накануне дня рождения Андрея Тарковского.
Киноклуб «Кадр»
В Сумах действует несколько киноклубов. Отличительной чертой «Кадра» является его очевидная элитарность. Не в смысле собирающейся на заседания публики (хотя в «Саду…» как нигде часто можно встретить интересных и знаковых для культурной жизни города Сумы людей), а с точки зрения подбора киноматериала. И, конечно же, это авторский киноклуб. Его создатель и руководитель Александр Гвоздик – уважаем всеми сумскими киноманами. Многим именно он открыл глаза на «другое кино».
Ранее мы писали: «В Сумах возродили легендарный киноклуб»
Робер Брессон
В этот раз героем встречи стал французский кинорежиссёр и сценарист Робер Брессон (1901-1999 )
Робер Брессон прожил долгую жизнь, в которой было многое: поиски себя в творчестве, участие в антифашистском сопротивлении, гитлеровские концлагеря, всеобщее непонимание и мировая слава. Его считают одним из открывателей трансцендентального кино и тем, на кого ориентировался в своем творчестве русский гений Андрей Тарковский.
Трансцендентальное искусство
Трансцендентальный – буквально – «выходящий за пределы». Термин существовал со времен раннего средневековья, но популярность приобрёл благодаря Иммануилу Канту.
В общем случае можно сказать так. Существует три способа познания: интеллектуальный (мыслью), чувственный и трансцендентальный. К трансцендентальным вещам относится наше понимание Бога, пространства, времени, вечности, бесконечности, совести, то есть понятий, которые находятся за пределами нашего опыта и являются для нас априорными.
Отсюда вытекает и главный признак трансцендентальности кинематографа, как, впрочем, и любого другого искусства. Если в картине есть Бог — значит это трансцендентальное искусство.
Трансцендентальное кино Брессона и Тарковского
И вот тут начинаются сложности. Даже при сравнении таких мэтров трансцендентального кинематографа как Брессон и Тарковский, которых очень часто ставили рядом, обнаруживается громадное количество принципиальных различий.
Киноязык Брессона лаконичен, подчёркнуто аскетичен и практически лишён явной символики — его кадры внешне абсолютно функциональны, а кинообразы начинают проступать как бы со второго плана, не вмешиваясь в сюжет и не разрывая его.
А у Тарковского многие кадры из фильмов являются отдельным произведением изобразительного искусства, на которых режиссёр специально делает акцент и останавливает внимание зрителя.
У Тарковского играют великолепные актёры: Анатолий Солоницын, Николай Гринько, Александр Кайдановский, Донатас Банионис..
У Брессона же вообще снимаются не профессионалы, а любители, которых он называл моделями.
Однако Бог (то есть чудо ) есть в лентах обоих режиссеров.
А ещё их объединяет тяга к литературности с ориентацией на лучшие образцы мировой прозы. Но и в этом случае, если Тарковский – это (условно) Толстой, то Брессон – Кафка.
«Карманник»
Вышесказанное было проиллюстрировано показом фильма Робера Брессона «Карманник», снятого по мотивам «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского.
Стоит отметить, что для неподготовленного к именно Брессону зрителя (а таковых в зале оказалось достаточно, включая автора этих строк) впечатление было сравнимо с тем, какое бы испытал любитель хард-рока, до этого никогда не слышавший другой музыки, если бы он впервые попал на концерт, где играют Баха…
Эпилог
Уже за чаем, который является обязательной частью формата нынешнего «Кадра», публике пришлось выяснять у Александра Гвоздика, что же там и как, и почему творчество Брессона считается вершиной мирового кинематографа.
А по ходу разговор, естественно, касался других вопросов и, таким образом, превратился в достаточно редкий случай искреннего и умного общения на темы жизни и её смыслов. Что, надо понимать, и является конечной целью любого человеческого собрания.
Да, как всегда Сашу любопытно было слушать. Даже реплики из зала его, невозмутимого, не сбили с толку, а наоборот – оживили аудиторию и самого автора встречи)) Прекрасно подобраны короткометражки в сопровождении рассказа! Да и разговор в узком кругу за чаем удался – никто не спешил расходиться. Но впервые мне захотелось поспорить о выборе фильма к теме вечера… Нет, я не люблю спорить, особенно когда уверенна в своих сомнениях.. Не в обратном, а в сомнениях. Неуверенные спорят, уверенные – молчат))
Оксюморон: уверенна в сомнениях…? Да, наверное. Если представить, что некий гуру говорит: вам упадёт сухой лист и лист тот прозрит вас в своём долгом лежании пред вами… Лист падает и лежит молча. Падает потому что, все сидят под деревом . Одни, как бы, прозревают, глядя на упавший лист, другие определённо видят над собой сухие ветки, сбрасывающие листья…
О чём это я… А! В двух словах: если в Сталкере приобретение аутистичности гл. героя с крайней формой мысленной самоизоляции обусловлено планетарной болью и мы эту запредельность чувствуем, принимаем, разделяем, то у героя Карманника всё проще до наоборот — я нахожу форму самоизоляции, обусловленную аутизмом… Я не нашла там ни боли, ни страха, ни «поиска дверей» в тщедушной осанке(спина героя часто мелькает), ни горячих слёз из « запредельных» глаз, и ни божественного промысла в последних кадрах – его взгляд остаётся аутичным и произнесённые главные слова не соответствуют этому взгляду. Ясно продолжение – она, с глазами пассивного статиста, пойдёт за ним. Не он за ней.
Зато нашла в фильме виртуозное построение общей композиции, основанной на беспрерывной эстафете движений, взглядов, дверей, вещей, рук. Хореография мошенничества, объявленная эстетикой. Руки — да! Главные образы.
Но самое главное – появилось желание посмотреть и другие фильмы Брессона, о котором ничего не знала. Благодаря «Кадру»!
У меня очень солидарное впечатление. Во-первых, сильно не люблю воров всех видов, тем более тех, кто грабит частных граждан, поэтому герой со старта неприятен. Как и Раскольников, впрочем. Но Родион — очевидный псих. А этот ничё так, держится и все свои теории о том, что он право имеет излагает в здравом рассудке. И когда такого гада в конце всего, непонятно с каких пирогов (а не так, как Сонечка Мармеладова Родю — от жалости сердешной) награждает любовью красотка Жанна — я за него не обрадовался и в душе было пусто.
А вот снято моментами великолепно. Особенно руки.
Точно ты сказала, Ира — с точки зрения операторской работы и режиссёрских находок в фильме воспевается эстетика мошенничества.
… а с тех пирогов, что здоровый человек легко аутизм примет за философичность, а пустой взгляд без эмоций за некую обречённость и мудрую уталость.. Яркий пример — Киану Ривз. И потом… а Фокс с его набором ярких женщин? С каких это пирогов его острый взгляд и холодный расчёт дамы путали со страстностью и умом? Как говорится, хто ж знал…
А что- Жанна? Неоновая модель. Пока она была в кадре, я с удовольствием разглядывала её пропорции… линию талии… мраморный профиль Пьеты. В будущем, она внешностью будет отвлекать пассажиров, пока её возлюбленный шарит по карманам. На бирже труда, тем временем, у них вырастет процент… на пелёнки и дет.питание ))))
Ой, надо бы остальные фильмы посмотреть, а то сдаётся мне — польстил ему Тарковский, соблюдая субординационный этикет ;)
Да простит меня Александр Гвоздик… и Евгений Фулеров. Они оба в восторге от творчества Брессона.
Обязательно пересмотрю всё! И отчитаюсь ))
а Паниковского как же?
Не любите?
Вся страна рыдала в кинотеатрах, когда его хоронили Куравлёв с Адамом Козлевичем