Фотография, как жизнь

 

Фото в чемодане

Автор всех фото Владимир Семерня

Идеология серебряного века

    Опять я бредил. Бред получился аргументированный. Сгодится в дар волхвам, чтобы выплеснуть на мозги, постигшие истину в последней инстанции.

        С моей точки зрения,  фотография оказала на человека и человечество влияние большее, чем литература или живопись и я попытаюсь объяснить, почему могло так случиться.

Мир познаётся в сравнении.

С чем можно сравнить современную фотографию? С серебряной фотографией прошлого тысячелетия? С революционными компьютерными технологиями, частью которых она является?  С живописью — как праматерью плоского изображения?

Человек, задавший вопрос всегда ищет ответ в одной плоскости, но серьёзный вопрос всегда многогранен. В этом веке значение фотографии возросло скачкообразно, и этот феномен ещё ждёт своего исследования. 170 лет назад живопись была банальностью. Детей в школе учили рисовать, петь, танцевать и сочинять стихи. Не овладевший этими навыками молодой человек, не имел шансов стать полноценным членом общества.

«Фотограф» и «Волшебник» — 170 лет назад означало одно и то же.

Фотографом мог стать только человек с академическим образованием. Проще было сочетаться браком, чем сделать фотоснимок. На свадьбы приглашали не фотографа, а генерала! Технический прогресс ускорялся, фотография наращивала популярность, дешевели камеры и материалы, но образование фотографа занимало годы учёбы и практики. Вплоть до конца второго тысячелетия фотограф слыл если не фокусником, то человеком необычным и немного загадочным.

Шоу огня СемерняСегодня легче встретить человека без мобильника, чем без фотоаппарата. Интернет завален фотоснимками и советами, как надо снимать. Все знают, что такое хорошо, и что такое плохо о фотографии. Нет причин для сомнений, но именно это и вызывает сомнение у меня. Вот пример для сравнения:

Полагаю, все видели макросъёмку снежинок. По красоте никакие сокровища Али-Бабы не могут с ними сравниться. Вот только продавца снега никто пока что не видел. Даже прошлогоднего. Какой же дурень заплатит, когда под ногами сугробы? По-моему, именно этим и отличается плохое от хорошего, выдающееся от банального. Количеством и ценой.

Но цена — это другая тема. Между прочим, половина Луны уже распродана. А количество и качество тесно связаны между собой. В том смысле, что количество всегда переходит в качество. Фотография практически обесценена. Вот чего я никак понять не могу — почему всем нравится, чтобы «как у всех» и всё необычное автоматически летит в корзину, пока не разбить об него нос?

А ведь разбивали и разбивают всегда, постоянно. Так было и так будет. Именно потому подавляющее большинство людей, фактически создавших нашу цивилизацию — учёных, писателей, художников, поэтов умерли в нищете и неизвестности или были убиты. Через годы или столетия кто-то копнёт и онемеет, а современники слишком заняты, чтобы видеть друг друга.

Господа! Именно фотография позволяет нам видеть то, что иначе не увидишь никак! Но, увы, не всем. Только тем, кто хочет. Когда человек видит не то, что хочет, он инстинктивно зажмуривается. А как можно хотеть, чего никогда раньше не видел? А вдруг это плохо, никто ведь не знает! Новое ≡ плохое, пишется через знак тождества. И тут вмешивается Реклама.

А реклама — это деньги, и опять же, другая тема. Продаётся не то, что хорошо и полезно, а то, что хорошо рекламируют. А если ничего не продать — точно с голоду сдохнешь, тут уже не до творчества. И бытие определяет сознание. И аппетит формирует мировоззрение. И лучше делать как все, а всяких там отщепенцев и изгоев, если нельзя уничтожить, чтобы не путались под ногами, то всегда можно игнорировать.

Но самое лучшее всегда случается не «благодаря», а «вопреки». Его не должно быть, но оно есть. Как ни зажмуривайся, это есть всегда. Как ни прессуй, это выживает. Сколько ни плюй, к нему не прилипнет. Как ни отворачивайся, всё равно нос разобьёшь.  Этому нельзя научить.

Когда Вам предлагают учиться фотографии, будьте особенно внимательны. Этому можно учиться всю жизнь, но научиться этому невозможно. Не верьте тому, кто скажет, что он умеет фотографировать. Он сильно преувеличивает. Возможно, он прекрасно умеет зарабатывать фотоаппаратом свой хлеб, удовлетворять запросы клиентов, делать приемлемого качества картинки, нШоу у фонтана Семерняо причём здесь Фотография?

Фотография — это нечто иное. Фотография — это жизнь. Реальная жизнь в двух измерениях на одной плоскости. В высоту и в ширину, без глубины. Глубина подразумевается. Притом такая глубина, как в нашем трёхмерном мире никому и не снилась. Это другая планета. Здесь для дыхания используется другой газ. Однажды вдохнув, без него потом задыхаешься.

Там живут люди, инопланетяне. Мы смотрим на них, как на простые картинки. Очень удивляемся, встречая похожих на себя, — свои аватары. Нередко пугаемся: «Боже, неужели это я?» В зеркале такого не увидишь. Никогда. Потому, что мы видим то, что мы думали про фотографа  в момент съёмки. Между ним и нами в этот момент было невероятное устройство: настоящие небесные врата. Фотоаппарат называется, может слышали?

С чем можно сравнить фотоаппарат? С мыльницей или с утюгом? Да с чем только не сравнивали! Вот я сравнил бы с космическим кораблём. А что? Без фотоаппарата ни один ещё не взлетел. Не потому, что не мог, а просто незачем ему взлетать без фотоаппарата. Там без фотоаппарата точно делать нечего. А потому, что 95% информации человеку предоставляют глаза, а невооружённый глаз там бессилен.

И вот, наконец ключевое слово: оружие! Да, фотоаппарат опаснее снайперской пули или гранаты. Фотоаппарат реально убивает. Всё зависит от того, в чьих он руках. Во многих заповедниках запрещена фотосъёмка. По вине нерадивого фотографа животные перестают размножаться, а прекращение репродукции это смерть вида. В горячих точках первыми отстреливают фотокорреспондентов. Ну, для самообороны.

Тогда почему же нас всех так притягивает фотография, что жить без неё мы уже не можем? А просто мы смертны, но можем видеть вечность. Вечность сделана из мгновений, и часть этих мгновений — наши. Только вовремя жми на кнопку! Это мгновения счастья, жми! Это мгновения радости, жми!! Это трагические мгновенья — жми всё равно, будет потомкам в назиданье.

Фотоаппарат — это машина времени.

Зафиксируй нажатую кнопку и любуйся красотой молнии, сколько хочешь! 1/8 секунды — как прекрасны траектории огня! 1/60 — байкер размазывает ландшафт и у нас кружится голова. 1/500 — корона молочной капли. 1/10 000 — пуля разрывает нежную плоть. Мы разделяем радость и горе людей, умерших десятки лет назад. Женщины обретают вечную молодость!  100 лет назад этого не видел Велосипедистыникто.

Но главное, конечно, то, что фотоаппарат — это Инструмент. В самом широком смысле этого слова. Ни в чём не уступит ни молотку, ни скрипке, ни скальпелю. Инструмент требует навыков. С ним нужно срастись не только кожей, но и костями. Тогда инструмент становится продолжением человека, человеческой личности. Тогда приходит мастерство, и люди с инструментом незнакомые, недоумевают: как вообще такое возможно.

Французский писатель Антуан Мари Роже де Сент Экзюпери  сказал: «Я всю жизнь работал лётчиком потому, что самолёт для меня — это инструмент познания мира». Фотоаппарат позволяет не только познать мир, но и сделать себя. Это не новость, это уже сказали многие известные фотографы. Сегодня фотография — вещь обыденная, но не стоит к ней относиться поверхностно. Всё может оказаться намного глубже, чем на первый взгляд.

1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (2 голос, оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Читайте ещё по теме:

Не найдено похожих записей...


комментариев 11

  1. Медведев:

    Здорово про инопланетян….. Особено когда смотришь на старые фотографии.Там реальность, наблюдаемая сейчас. Но другой планеты, потому, что на нашей — такой реальности нет…

  2. Ирина Проценко:

    «… С моей точки зрения, фотография оказала на человека и человечество влияние большее, чем литература или живопись… »
    Хорошо, что не написал: с общественной точки зрения )))
    А с моей точки зрения — музыка над всем. Оказывала и будет оказывать. Первобытного неговорящего человека тревожили, радовали, пугали, успокаивали звуки природы и когда человек, заимствуя звуки, имитируя, приручил их — сфокусировал в композиции, — это была сладчайшая его победа! Человек мог выражать любую эмоцию! Что и делает с пребольшим удовольствием по сей час smile
    А вообще прекрасный текст! Темпераментно и интересно! И убедительно для ещё не убеждённых smile
    И как замечательно, когда об искусстве пишет сам влюблённый в свой жанр мастер, а не журналист smile
    Велосипедисты Супер!! *THUMBS UP*

    • Про «общественную» точку зрения мне пока ничего не известно. Все искусства взаимосвязаны, и всё же приоритеты существуют. Не помню, у кого из великих повстречал, но суть осталась в памяти: Признанная королева искусств — живопись. ( сказано до ширококого развития фотографии). Старше и глубже литературы и музыки. 95% информации даёт человеку зрение. Литература моложе музыки, но прочно стоит на втором месте. Дествует мощное оружие: третья сигнальная система. Современную музыку нам даёт нотная литература. Музыка может поспорить, что родилась прежде живописи, но кто подтвердит? Запоминается только простая мелодия. Как запомнить симфонию? Не видал я дирижёра без нот. Музыка самое нежное из искусств, полностью зависит от исполнителя.
      Спасибо за тёплые слова, за аргументированные возражения, за конструктивную критику. Только с наездом на журналистов не могу согласиться. Эмоций, конечно, меньше, зато информация точнее.

      • Ирина Проценко:

        Спасибо за трон для моей любви, но всё же-звуки! Имитация звуков и дождя, и града, и волчьего воя… радости победы, имитация своего же, человеческого плача, и… колыбельная- нежное скуление волчицы(имитация), отбивание ритма-имитация ударов ступы и пр. и пр.
        Всё это игрой разума + интуитивным вкусом(отбор) вырисовывалось в композиции звуков- музыку!
        Музыка над всем! Osmile *DRINK*

  3. Графоман:

    В начале было слово. Поэтому стихи оказали самой большое влияние на человечество. Все революции были под песню сделаны.
    А фотография — уровняла времена прошлое с настоящим. И это здорово.
    Текст — супер! Фотографии — тоже.

    • Ирина Проценко:

      Вначале было в морду и тогда появилось слово *CRAZY*

      простите: в лицо.
      При делёжке мяса под звуки барабана, рОга и дождя ;)

      • * * *:

        и всё это происходило на фоне наскальной живописи, правда, Ирина? ;)

      • До мяса и барабана слово было Бог. И первое слово Бога было «Да будет Свет». Так была предрешена фотография.

      • Игорь Касьяненко:

        Вначале было в морду. — это гениально! smile А самое главное, что так и продолжается…

        • Ирина Проценко:

          Слова. Что может быть ничтожней,
          Когда важна лишь крепость кулака?
          Удар без слов. Что может быть безбожней,
          Когда предатель бьёт исподтишка?

          Андрей Катрич

  4. Я:

    Да,в руках мастера, даже мыльница становится фотоаппаратом!!! smile

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


3 + 2 =