Путешествие из Киева в Канев, или 7000 лет истории Украины (фото)
В Украине есть два главных общенациональных духовных центра.
Первый — это Киево-Печерская Лавра. Второй — расположенная в Каневе на высокой круче, могила Великого Кобзаря. А между ними находится село Триполье, место, играющее не последнюю роль в истории украинской нации.
Воспользовавшись тем, что в этом году на море ехать не обязательно, мы решили в два дня посетить оба центра, попутно покупаться в Днепре и полюбоваться великой рекой.
В результате, мы успели отдохнуть, охватить мысленным взором почти 7000 лет истории Украины и побывать в краях, пропитанных её древностью, не отъезжая далее, чем на 133 км от столицы Украины.
Триполье
Стартовали мы из Киева и, покинув «Мать городов русских», через Обухов направились для начала в Триполье, где обнаружены остатки знаменитой трипольской культуры, распространённой в VI—III тыс. до н. э. в Дунайско-Днепровском междуречье. Её наибольший расцвет пришёлся на период между 5500 и 2750 гг. до н. э. Для сравнения скажем, что Рим был основан в 753 году до н.э., а золотой век Древней Греции – 500-300 годы до н.э..
Трипольцы являются предками украинцев в той мере, в какой древние римляне — предки итальянцев, а эллины — нынешних греков. Украинцы живут на той же земле, что и трипольцы, характерной особенностью которой является её уникальная плодородность. Богатейшие чернозёмы Приднепровья позволили уже тогда, во времена позднего медного и раннего бронзового веков, решить главную проблему человеческого общества – обеспечение всех питанием. Врагов у трипольцев практически не было. В общем, это было хорошее время для жизни.
Естественно, что главным божеством трипольцев, зависящих от плодородия земли, была Богиня- мать. А культ женщины, в том числе её эротического начала, был значимой частью трипольской культуры. До сегодня повсеместно известна яркая и красочная трипольская керамика и знаменитые орнаменты, которые многие считают письменностью трипольцев. Символика трипольских орнаментов характерна для многих позднейших рисунков и вышивок, встречающихся на территории Украины.
Удивительным явлением трипольской культуры являются трипольские протогорода, в которых жило более 10 000 жителей, что в разы больше, чем в городах Европы того времени.
Кстати, считается, что в украинский язык вошли многие слова из языка трипольской культуры: батько, борвій, вирій, віл, голуб, горіх, жито, іскра, кермо, кібець, кінь, кобила, колиба, крісло, ліс, малина, меч, мідь, могила, олово, равлик, свинець, срібло, теля, тиква, хліб.
Остановившись на берегу Днепра в районе нынешнего села Триполье и полюбовавшись великолепным пейзажем, открывающимся с днепровской кручи, а затем, окунувшись в днепровские воды, мы отправились в Канев на могилу Тараса.
Канев
Город основан в XI веке Ярославом Мудрым. Расположен на Днепре и поэтому был центром жизни и древнерусского государства, и козацкой Украины. Сегодня представляет собой милый провинциальный городок, с двумя неординарными историческими памятниками различных эпох.
Первый — памятник писателю-воину Аркадию Гайдару. Тому самому, который в 16 лет командовал полком на Гражданской, в 37 во время ВОВ пал смертью храбрых, спасая боевых товарищей. Чтобы там сейчас не говорили о его жизни, Аркадий Голиков (Гайдар)
был и остаётся неординарной личностью, классиком детской литературы и отважным солдатом.
Вторым памятником является Успенский (Георгиевский) кафедральный собор, основанный в 1114 году будущим Великим князем Киевским Всеволодом Ольговичем, братом невинно убиенного, а затем возведенного в ранг святых, князя-инока Игоря Ольговича.
В этом году собору исполняется 900 лет. Когда входишь в него и представляешь его начало — всех этих древнерусских латников, которые приходили сюда молиться перед битвами, ощущаешь, что в буквальном смысле вошёл в историю. Храм, впрочем, действует и поныне. Нашей главной целью в Каневе, конечно, была могила Тараса. Она расположена как и сказано в завещании там, где «…лани широкополі, І Дніпро, і кручі» и где «видно,.. чути, як реве ревучий».
То ли мы так попали, то ли сейчас не совсем сезон, но народу на горе у могилы Великого Кобзаря было немного. Поднявшись по долгой, но удобной лестнице наверх, мы уже у монумента Кобзарю встретились с группой львовских школьников, что символизировало импровизированную смычку запада и востока Украины. Львовяне, к слову, подошли к визиту подготовлено — у каждого в руках были листочки со стихами Тараса Шевченко, а на завершение даже была хором спета песня «Реве та й стогне Дніпр широкий».
Место действительно сакральное: высоченная гора, возвышающаяся над огромной рекой, а над горой ещё и громадный памятник Тарасу Шевченко. Пейзаж оттуда открывается фантастический. Уже спустившись вниз, мы услышали как «реве ревучий», и на себе почувствовали во время купания мощь его течения.
Искупавшись и освежившись, мы отправились в Лавру
Киево-Печерская Лавра
Первый монастырь комплекса был основан в 1051 году во времена того же Ярослава Мудрого монахом Антонием. Вообще, лаврами называют крупные мужские монастыри имеющие исторического и духовное значение.
В Киево-Печерской Лавре работал и жил Нестор–летописец — автор знаменитой «Повести временных лет». Лавра знаменита своими пещерами и особым первозданным православным духом, который в последнее время слегка порушен разделением её на музейную часть, куда ходить дорого (вероятно там ориентируются в основном на иностранцев) и нижнюю Лавру, принадлежащую УПЦ Московского патриархата. Тут идут службы и сохраняется живой дух религиозной святыни.
В самом конце Нижней Лавры есть два источника с освященной водой и две часовенки при них. А вокруг — замечательный цветочный сквер. Там, присев на лавочке у часовни св.Антония, мы в завершение своего путешествия, любовались великой древнерусской православной святыней, вдыхали воздух этого веками намоленного места, наполнялись его энергетикой и в жаркий день пили освежающую воду из святых источников.
можно было и поинтересней написать… очень сухая статья.
Согласен. У меня был выбор — описывать попутные события и детализировать увиденное или попытаться показать как насыщена историей вот эта стокилометровая ось Киев-Канев. В принципе, это и есть главное впечатление, которое я пытался донести, не делая текст слишком длинным
Статья — скорее приглашение к путешествию.
А по ходу можно, например, много обсуждать феномен трипольской культуры с её удивительными многотысячными городами, состоящими из ровных улиц, пересекающих друг друга под прямыми углами и с двухэтажными домами… Ведь за это время практически была обжита территория большой части нынешней Украины и плотность населения выросла в разы.
Это же такой уникальный был момент в истории, когда степные народы ещё сюда не дошли, а местные были землепашцами. То есть это был мир без войны.
Ну и так далее…
Великолепная статья!!! Наконец-то мы начинаем гордится своей страной.
Да! Украина Великая страна, никакие Римы и Греции и рядом не валялись!!!
Правда я бы поспорил с культом эротического начала Матери-Земли. И еще с тем что Игорь и Всеволод были ОлЕговичами, а не ОлЬговичами, ну все таки у нас отчества, а не мать…чества.
У нас богатейшая история и ее нужно изучать, а не левых Карлов и Людовиков! Хотя, как осколки великой цивилизации, они могут быть включены в курс общей истории. В конце концов, это французские президенты сегодня принимают присягу на православной библии Ярослава, а не наоборот! И слава Богу!!!
Спасибо! Именно момент радостной гордости за свою Родину и был центральным мотивом, побудившим взяться за перо.
Насчёт культа эротического начала Богини-матери — это издержки текста, в который я пытался втиснуть максимум при минимуме объёма. Конечно, культ Богини-матери — сыновий, то есть основанный на почитании и преклонении перед её мудростью и её дарами.
А вот женские статуэтки трипольсокой культуры — очень эротичны. Причём, если в начале главное внимание авторов концентрировалось на округлостях бёдер и груди, то под конец, ближе к упадку в моду вошли худые и длинноногие
Относительно Ольговичей, вот что народ в сети пишет «Все имена на Руси имеют и женское , и мужское соответствие . Или наоборот … Даже та масса имен , которая пришла из-вне не является исключением . Просто основная их масса вышла из обращения . Осталась лишь малая толика : Евгений-Евгения , Александр-Александра и т.д. . Например в XIX веке было широко распостранено имя Светлан … Изначально на Руси традиционно имело хождение Ольг-Ольга . … в период церковных реформ Никона ряд имен был исключен из святцев и запрещен к обращению , либо заменен на вновь образованные от них . Для примера — запрещено Юрий / Егорий / . Вместо него только Георгий . И так до середины XIX-го века , до утверждения Святейшего Синода . Но в отличии от Юрия имя Ольг не возродилось , а прижилось новое — Олег . И Александр Сергеевич , исторически глубоко ошибался , либо смалодушничал , когда творил свою бессмертную Песнь о Вещем Олеге .»
То есть таки «Как ныне сбирается вещий Ольг отмщать» )))
«Именно момент радостной гордости за свою Родину и был центральным мотивом…» Статья грамотная и добрая, как и про Крым. У меня были те же ощущения от посещения этих мест в, еще не совсем далёкие, 90-е, когда между нашими музеями были замечательные обменные выставки. В музеи можно пройти по удостоверениям музейных сотрудников или по союзу художников. Этот вопрос решаемый. Надо только постучаться. Наша культура богатющая, ее надо знать и изучать. И ничто не может этому препятствовать. Комментарии хорошо дополняют статью. *THUMBS UP*
Спасибо, Надежда, Наша культура действительно удивительная — в ней много изначального, уходящего вертикально вглубь истории. Мы — точно не окраина цивилизации.
Кстати, ведь и Древний Киев по примеру трипольских поселений был больше других европейских городов того времени.
Киев один из самых красивых городов мира, расположенный на склонах Днепра с многочисленными монастырями и храмами, а главной и древнейшей святыней христианства является Киево-Печерская Лавра. Это невероятно удивительно духовный центр как c иконами, начиная с ХV11 века, так и с росписями золотого украинского барокко и эпохи модерн, — и все это в лучших традициях искусства. И очень удачно, что одна духовность — храмы Лавры органично переходят в другую — музеи. Как-то в беседе со священником он сказал, что соседство с музеями абсолютно не мешает, это чиновники все что-то делят. По долгу службы, часто приходится бывать в этом музейном комплексе, и, конечно-же, захожу в Лавру, а тут еще и Арсенал рядышком. За один раз можно все увидеть. Для творческих людей, когда профессиональная деятельность и хобби есть одно целое, это очень важно.
Везёт…. Мне в музейную часть дорого… Я там бывал,конечно, пару раз….
А сейчас Нижней Лавры хватает вполне. Я там практически в каждый приезд бываю..
Игорек, как интересно, что и здесь «был Ося!!!», но… он так и не заметил слона))))))) 8) 8) 8) :P :P :P
Не понял про слона %)