Юрий Визбор. Феномен настоящего.
«Теперь толкуют о деньгах в любых заброшенных снегах, в портах, постелях, поездах, под всяким мелким зодиаком…»
Эта пророческая песня Юрия Визбора была написана в 1982 году.
Именно тогда проект «Советский Союз» начал постепенно схлопываться и перерождаться в буржуазное сегодня.
Как раз в то время, во власти окончательно обосновались те, кто через 10 лет уже были банкирами и капиталистами. Фактически, последние 10 лет СССР — это была подготовка к переходу группы руководящих товарищей в капрай. Заинтересованные, сомкнув зады, рассаживались плотными рядами у будущих кормушек….
Впрочем, я о другом. О Визборе, и в этой связи об авторской песне, просуществовавшей с середины 50-х до 90-х годов прошлого века. (А потом, она превратилась в товар. И начала себя воспроизводить, уже не как искусство, а как товар. Именно поэтому барды ХХI так лояльны к обществу потребления. Они же сами — его часть).
Однако, не всё, что заканчивается умирает. С авторской песней случилось то же, что и с доэлектрической музыкой. Лучшие её образцы стали классикой. И в этом ретроспективном смысле, её, условно, можно разделить на два течения.
Первое – поэтическое – Окуджава, Никитин, Суханов, Берковский, Дулов… Все они, кроме Булата (который просто птица певчая) талантливые музыканты, влюблённые в поэзию, а не поэты. Поэтому им, наверное, и удалось положить на музыку настоящие стихи. Они остались в формате элитарной ветви жанра. Их и тогда не очень-то пели у костров и палаток. А сейчас тем более.
А вот второе направление — более массовое, народное. Лидерами его стали Анчаров, Галич, Высоцкий, Кукин, Городницкий, Визбор.
И это была независимая пресса. А ещё точнее — редчайший случай реализации независимого от власти информирования масс о реально происходящих с этими самими массами вещах и процессах.
Поясню. Независимой прессы, как известно, не существует. Есть СМИ, торгующие коктейлем из джинсы, рекламы и пиара в условиях буржуазной демократии или отрабатывающие идеологический госзаказ в тоталитарных режимах. Все они подконтрольны – властям ли, рынку, а значит, по большому счёту, являются орудием манипуляций и правды полной и настоящей в них быть не может. А вот в песнях Галича, Высоцкого и Визбора – настоящая правда. Да, часто в ущёрб поэзии. И ещё чаще — вместо неё. И вот оказалось, что людям она нужна больше, чем поэзия. Поэтому, к слову, в «простом» народе Высоцкий популярнее Окуджавы.
А правда человеческая — штука сложная и многогранная. Как сам человек. Её одновременно пели-говорили: очевидный антисоветчик Галич, и отлично реализовавшийся при советской власти Высоцкий, вообще проигнорировавший наличие вокруг себя государства Кукин и стопроцентно советский Визбор.
А страной-то советской правили не очень умные, серые люди. Как и сейчас, во власти в основном сидели приспособленцы, карьеристы, троечники не сумевшие найти себя в нормальной профессии (врача, учителя, инженера, ученого…). И вот вся эта мелкобуржуазная шелуха двигала в жизнь идеи Маркса. В том числе и через СМИ. Естественно, получалось то смешно, то страшно. Но какое–то время сила идеи перебивала бездарность власти серых. И немаловажную роль в этом преодолении сыграли песни бардов.
Вот к примеру, песня Визбора — «Рассказ технолога Петухова» — с одной стороны шуточная, а с другой — гениальная картинка советской жизни.
В этой внешне незатейливой песенке идеально высказано уникальное мироощущение советского человека 60-70-х годов, одновременно толкущегося в очередях за насущным дефицитом и чувствующего себя неотъемлемой и очень важной частью великого государства.
Или «Волейбол на Сретенке» — это же летопись, а не песня!
И если не дурить, а действительно пытаться понять какой разной, многоликой была страна СССР во времена, когда в силу вошли «дети войны», то, конечно, одним из первых нужно слушать Визбора. Именно Визбора, а не Высоцкого.
На мой взгляд, при всей своей гениальности Высоцкий — феномен скорее физиологический, чем литературный. Уникальный голос, сумасшедшая энергетика, актёрский дар… В принципе, с такими данными можно спеть и телефонную книгу. Лично мне немножко неловко слушать тех, кто сейчас натужно пытается петь песни Высоцкого, на самом деле пытаясь не спеть, а изобразить из себя самого автора. Потому, что в каждой его песне, автора, его внутреннего мира, в разы больше, чем собственно внешнего формального содержания (я о гитаристах-любителях, ведь речь о народной песне, понятно, что Лепс, Шевчук, Сукачёв тут на коне, они же сами такие… ).
А вот «Домбайский вальс» (Лыжи у печки стоят) Визбора мало того, что вполне аутентично может петь любой, знающий пять аккордов на гитаре, так ещё для этого совсем не обязательно быть тем, о ком поётся в этой песне. Мы её пели, находясь вообще в другом, так сказать, контексте – не в лагере альпинистов, не у туристского костра, а в стройотряде. И при этом казалось, что слова именно о нас. В них не было ни одного формального ситуативного совпадения — и всё было о нас. Вот оно чудо правды.
Сложная личная жизнь — увы, норма для поэта. Это расплата за эмоционально-чувственное восприятие мира, то самое, которое позволяет писать такие великолепные песни, как визборовские: «Телефонный разговор», «Чайник со свистком», «Здравствуй, здравствуй, я вернулся», «Милая моя — солнышко лесное», «Ты у меня одна»… Это песни настоящего мужчины. Не только потому, что они написаны от мужского лица, но и по духу это монологи воина, бродяги-путешественника, человека, как говорится, с мужской судьбой. (Я опять повторяю слово «настоящий». Оно – ключ к пониманию Визбора).
Визбор летал на самолётах, лазил в горы, ходил на ледоколах … Герои его песен — они не герои в смысле исполнители подвигов, а просто люди, которые честно выполняли свой долг. Визбор со старта был мужчиной – а потом уже актёром, поэтом, бардом… Но при этом уникально талантливым мужчиной Его песни поражают своей простой, точной и неповторимой интонацией. Его лирические герои — про каждого можно фильм снимать.
Ещё по теме: О кротах, ласточках, свободе и песнях Юрия Визбора
Не скажу, что творчество Юрия Визбора – это фундамент моего миро-здания. Но кирпичик – в этом здании — точно. Об этом собственно и речь….
Источник: медиа портал АТС creativpodiya.com
Да, и у меня с песнями Визбора связана вся студенческая жизнь. Помню, как сидели у костра над которым висел котелок чая, а по кругу ходила кружка «дружбы» и все под гитару пели его песни. Из особо любимых: «Серега Санин» ,
«Спокойно дружище, спокойно», «Если я заболею», «Лыжи у печки стоят», «Милая моя», «Ты у меня одна».
На мой взгляд, это , пожалуй, самый душевный из авторов- исполнителей моей юности. Человек разносторонних талантов — поэт, композитор, исполнитель , киноактер, , а кроме того, альпинист и горнолыжник, он был прежде всего очень добрым человеком.
Определенно,творчество Юрия Визбора, оставило в душах нашего поколения свой положительный след!!!
Есть барды, которые хорошо поют. А есть такие, песни которых хорошо петь самому. Визбор — из вторых.
Игорь, ты довольно тонко чувствуешь прекрасное. Я уважаю и ценю тебя, как поэта и человека, но как ты далёк от истины, в своей оценке происходившего в ссср. Вот ведь интересный феномен. Ты, сторонник социализма, страшно далёк от народа, в котором родился и жил. Высоцкий, потому и народный поэт, что смог и захотел разделить судьбу своего народа. Не воевал, не сидел и т. д., но впустил в душу весь экзистенциальный опыт многострадального народа своего. Этот опыт, стал его опытом. В этом мистический подвиг поэта. Поэтому он так близок каждому, кто тоже «горя хапнул». Я не в «формате», мне приходится поверхностно говорить о сложных вещах, поэтому скажу лишь то, что для меня, всё то, что пел Высоцкий, было обо мне. Но не сразу, а с тех пор, когда я тоже решил не бежать от страданий. А до этого, мне был близок Визбор, как и тебе, а Высоцкий казался вульгарно-приблатнённым.