Высоцкий: Вожак-одиночка

— Папа! А кто такой Леонид Ильич Брежнев?Высоцкий1

— Это, сынок, один из политических деятелей времен Владимира Высоцкого!

Бывают люди, которые своим творчеством влияют на общество больше, чем вся система управления государством в полном составе. Какие эмоции правящей идеологии проявлялись по отношению к Высоцкому при его жизни, да и сейчас тоже? Зависть – его слушают больше, чем нас! Возмущение – да как он посмел! Страх – да он же смуту подымает! Срочно взвесить, обмерять и поставить по ранжиру в ровный строй советских поэтов и актеров! Неужели простые песни о спортсменах и летчиках, альпинистах и водителях, героях войны и ученых так пугали партийную номенклатуру? Или может быть сатирические зарисовки о пьяницах и бомжах могли подорвать устои социалистической морали? Чем же был так страшен Высоцкий и что на самом деле просил услышать его голос?

Что бы с ним не делали, он упорно не хотел становиться как все! Он не признавал рамки и правила, догмы и каноны – он хотел просто жить и писать о простых человеческих ценностях, высмеивая и осуждая людские пороки. Вероятно, именно это и пугало в творчестве Высоцкого, на тот момент уже разлагающуюся, «партийную машину». Вспомним хотя бы его «Песню автозавистника» (не смог отказать себе в удовольствии привести текст полностью).

Произошел необъяснимый катаклизм;
Я шел домой по тихой улице своей,
Вдруг мне навстречу нагло прет капитализм,
Звериный лик свой скрыв под маской «жигулей».

Я по подземным переходам не пойду,
Писк тормозов мне, как роман о трех рублях,
Затем я гиб и мерз в семнадцатом году,
Чтоб частный собственник глумился в «жигулях»?

А он мне не друг и не родственник,
А он мне заклятый враг,
Очкастый частный собственник
В зеленых, серых, белых «жигулях».

Ну ничего, я к старой тактике пришел,
Ушел в подполье, пусть ругают за прогул.
Сегодня ночью я три шины пропорол,
Так полегчало — без снотворного уснул.

Дверь проломить — купил отбойный молоток,
Электродрель — попробуй крышу пропили.
Не дам порочить наш советский городок,
Где пиво варят под названьем «Жигули».

Мне за грехи мои не будет ничего,
Я в психбольнице все права завоевал,
И я б их к стенке ставил через одного
И направлял на них груженый самосвал.

Мне мой товарищ по борьбе достал домкрат,
Вчера кардан мы к магазину с ним снесли.
Не дам, чтоб капиталистический «фиат»
Маскировался под названьем «жигули».

Но скоро я машину сделаю свою.
Все части есть, но от владения уволь.
Отполирую и с разгону разобью
Ее под окнами отеля «Метрополь».

Нет, что-то екнуло, ведь части-то свои,
Недосыпал, недоедал, пил только чай…
Все! Еду, еду регистрировать в ГАИ,
Ах черт, «москвич» меня забрызгал, негодяй!

А он мне не друг и не родственник,
А он мне заклятый враг.
Очкастый частный собственник
В зеленых, серых, белых «Москвичах».

Ведь песня не о том, что нужно ввести частную собственность, копайте глубже! Песня о том, что человек меняется, когда начинает владеть имуществом. Песня – предупреждение, указывающая на несовершенство существующей системы! Но прислушиваться ни кто не стал. Проще ведь запретить частную собственность, чем поступиться устаревшими принципами.

Высоцкий за рулемВообще-то Высоцкий очень любил быструю езду. За всю его жизнь у него было шесть автомобилей. Первый автомобиль Владимира Высоцкого – «Волга ГАЗ-21» серого цвета, приобретенный им в 1967 году, а затем им же и разбитый. После, были «Жигули»–«копейка», «Renault 16», «BMW», «Мерседес». Он все их благополучно разбивал с завидным постоянством. В конце 1979 года на гастролях в Германии Владимир купил спортивное двухместное купе Mercedes 350 желто-коричневого цвета. Вспоминает Серуш Бабек (В. К. Перевозчикову): «Когда он (Высоцкий) в следующий раз приехал ко мне в ФРГ, то сказал: „Ты должен продать мне свою машину!…“ А у меня был спортивный „Мерседес“, его не так легко купить, надо ждать некоторое время… Этот второй — маленький „Мерседес“ коричневого цвета он купил у меня… У Володи было тогда разрешение на ввоз машины без пошлины, это разрешение было подписано заместителем Министра внешней торговли Журавлевым»

Я не просто так привел эту цитату. Из нее можно очень многое почерпнуть! Например, почему опальный поэт, имел возможность купить автомобиль «Волга»? Ведь такие автомобили могли приобрести только «избранные», как-никак «Лучший автомобиль 1958 года», Гран-При Брюссельского автосалона. Далее, если Высоцкий был так опасен системе, почему он был «выездным»? Со своими гастролями он побывал в разных странах и не однократно. Диски с его песнями выходили во Франции, Германии, США, Японии и др. Хотите сказать, что знаменитый КГБ ничего не мог сделать? Такую величину как Сахарова изолировали так, что о нем стало слышно только к концу 80-х, а простого актера не смогли? И зачем зам. Министра внешней торговли Журавлеву выдавать Высоцкому разрешение на беспошлинный ввоз иномарок из-за границы? Это проявление явной благосклонности власти, далеко не каждый мог получить такую привилегию.

Высоцкий был страшен не Системе! Высоцкий был страшен разложившимся и морально деградировавшим прихлебателям системы! Именно о недопущении таких людей к управлению страной, то есть об отсутствии у них духовной идеологии, нравственности если хотите, были написаны вот эти стихи:

В сон мне — желтые огни, и хриплю во сне я:
«Повремени, повремени — утро мудренее!»
Но и утром все не так, нет того веселья:
Или куришь натощак, или пьешь с похмелья.

В кабаках — зеленый штоф, белые салфетки, —
Рай для нищих и шутов, мне ж — как птице в клетке.
В церкви — смрад и полумрак, дьяки курят ладан…
Нет и в церкви все не так, все не так, как надо!

Я — на гору впопыхах, чтоб чего не вышло, —
На горе стоит ольха, а под горою — вишня.
Хоть бы склон увит плющом — мне б и то отрада,
Хоть бы что-нибудь еще… Все не так, как надо!

Я — по полю вдоль реки: света — тьма, нет Бога!
В чистом поле — васильки, дальняя дорога.
Вдоль дороги — лес густой с бабами-ягами,
А в конце дороги той — плаха с топорами.

Где-то кони пляшут в такт, нехотя и плавно.
Вдоль дороги все не так, а в конце — подавно.
И ни церковь, ни кабак — ничего не свято!
Нет, ребята, все не так! Все не так, ребята…

Высоцкий думаетПоэты  — вообще особая каста. Это люди, которые умеют в каком-либо явлении или событии рассмотреть зерно и в образной форме «прорастить» его на глазах у всех окружающих. Причем зачастую, сознание окружающих на столько «отформатировано», что восхищаясь словосплетениями стиха, они не замечают смысла повествования. Более того, боятся различать эти смыслы в Стихах. Высоцкий, может и подсознательно, но чувствовал, что человек у власти не должен быть далек от народа. В своей балладе «Протопи ты мне баньку по-белому» есть такие строки:

…Ближе к сердцу кололи мы профили
Чтоб он слышал, как рвутся сердца.

Мы же превознося сегодня память о Высоцком, втоптали в грязь смысл его творчества, голосуя на выборах за лицемеров и воров. Мол, он уже и так имеет, воровать больше не будет. У таких людей единственная ценность в жизни – деньги, в любых их ипостасях. Им до лампочки «разрывы наших сердец»!

Высоцкого отформатировать так и не удалось. Загнать его творчество в жесткие рамки классификатора так же невозможно, как поделить советский кинематограф по жанрам: боевик, триллер, мелодрама. Как правило, Высоцкого причисляют к бардовской музыке, однако здесь нужно сделать оговорку. Тематика песен и манера исполнения Высоцкого заметно отличалась от большинства других, «интеллигентных» бардов, кроме того, сам Владимир Семёнович не причислял себя к «бардовскому» движению: «Значит, „Как Вы относитесь к нынешнему менестрелизму и что, по-Вашему, — бардовская песня?“ Во-первых, я эти два слова впервые слышу — слово „менестрелизм“ вот и „бардовская“. Вы знаете, в чём дело — я никак не отношусь. Я никогда к этому никак не относился, никогда себя не считал никаким ни „бардом“, ни „менестрелем“. Вот, и тут, вы понимаете… Я никогда не принимал участия ни в каких „вечерах“ этих, которые организовывались. Сейчас такое дикое количество этих вот так называемых „бардов“ и „менестрелей“, что я к ним не хочу никакого отношения иметь.» (Стенограмма выступления Высоцкого в г. Ворошиловграде 25 января 1978 г.) Сегодня Высоцкого чаще олицетворяют с «шансоном» – согласитесь, это еще смешнее, чем «менестрель».

Гений Высоцкого, а также и проблема мерзавцев, преследовавших его, еще и в том, что он не просто предупреждал общество от проникновения в управление «злотолюбцев». В своей песне «Охота  на волков» он дает оружие борьбы с ними… впрочем, читайте сами:

Рвусь из сил и из всех сухожилий,
Но сегодня — опять, как вчера, —
Обложили меня, обложили!
Гонят весело на номера!
Из-за елей хлопочут двустволки —
Там охотники прячутся в тень.
На снегу кувыркаются волки,
Превратившись в живую мишень.

Идет охота на волков. Идет охота!
На серых хищников — матерых и щенков.
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты.
Кровь на снегу и пятна красные флажков.

Не на равных играют с волками
Егеря, но не дрогнет рука!
Оградив нам свободу флажками,
Бьют уверенно, наверняка.
Волк не может нарушить традиций.
Видно, в детстве — слепые щенки —
Мы, волчата, сосали волчицу
И всосали: «нельзя за флажки!»

………………………………………………
Наши ноги и челюсти быстры.
Почему же — вожак, дай ответ —
Мы затравленно мчимся на выстрел
И не пробуем через запрет?
Волк не может, не должен иначе.
Вот кончается время мое.
Тот, которому я предназначен,
Улыбнулся — и поднял ружье…
…………………………………………………

Я из повиновения вышел —
За флажки — жажда жизни сильней!
Только сзади я радостно слышал
Удивленные крики людей.
Рвусь из сил и из всех сухожилий,
Но сегодня — не так, как вчера!
Обложили меня! Обложили!
Но остались ни с чем егеря!

Идет охота на волков. Идет охота!
На серых хищников — матерых и щенков.
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты.
Кровь на снегу и пятна красные флажков.

…не кидаться на «охотников» – сильных-мира-сего, как крысы, загнанные в угол, а «уходить под флажки»! Не позволять ограждать себя «липовыми» рамками субкультур и сообществ. Расширять «свою территорию» – свое понимание Мира, чтобы не давать возможности на себя охотится! Иначе, нас с улыбкой «перестреляют в пьяной потехе».

Высоцкий остается быть «опасным» и сегодня, поскольку методы програмирования сознания остаются прежними. Заставить несколько поколений забыть такое культурное наследие невозможно. Поэтому используются проверенные технологии. Например, вписать творчество Высоцкого в жанр «шансон», и три четверти слушателей сразу же отвернуться от его песен. Или снять фильм про Высоцкого-наркомана – еще часть аудитории долой. Затем размещать его песни в водопаде однодневной попсы и количество интересующихся творчеством гения упадет до критической отметки – ниже 5% . Дело сделано – оставшимся нужно давать только, лишенные второго смысла, песни о любви или о животных.

Как говорил на своих концертах сам автор, представляя «Песню о Жирафе»: «…под нее хорошо маршировать в детских садах и санаториях». Не стану приводить ее полный текст, она достаточно известна. Большой, высокий и мудрый Жираф создает семью с Антилопой. Вся Африка в шоке и только какой-то «попка» из ветвей попугайским голосом кричит: «Жираф большой, ему видней!» Ничего не напоминает? Сколько таких «Попок» было во всех созывах нашей Верховной Рады! А вину в конце каждой пятилетки сбрасываем на очередного «Жирафа».

…пусть Жираф был не прав, но виновен не Жираф,

А тот, кто крикнул из ветвей: «Жираф большо-о-ой, ему видней!»

Сегодня в интернете можно найти информацию об образовании – «Высоцковедения» – молодая и перспективная комплексная наука, требующая всё новых и новых усилий от биографов, театроведов, киноведов, музыковедов, эстетиков, социологов…(конец цитаты) Подсчитывают его автомобили, гитары, жен, детей, количество потребленного морфия. Но никто даже не заикается о том настоящем наследии, которое он после себя оставил. Свои мысли, своиВысоцкий гамлет чувства, свои надежды и тревоги Высоцкий вложил в более чем 600 песен, 200 стихов, снялся в 29 фильмах, не считая работ в театре, и это все лишь за 42 года жизни. Читайте Высоцкого, слушайте Высоцкого! Ему и сегодня есть что сказать! Его «Песня о напарнике», «Песенка о переселении душ», баллады «О любви» и «О борьбе», песня о себе «Я не люблю» — да разве все перечислишь. В них мудрость человеческая, свобода и честь. Он писал свои песни не для веселья, он старался сделать этот мир лучше. Последний стих, который он написал перед смертью:

Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,

Мне есть чем оправдаться перед Ним!

1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (10 голос, оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Читайте ещё по теме:


комментариев 12

  1. ВикториЯ:

    Класс!!!
    Да, такие люди как Высоцкий, может сами того не осознавая, являются проводниками не давая нашим душам «заснуть»!:
    Жил безбедно и при деле,
    Плыл, куда глаза глядели, —
    по течению.

    Заскрипит ли в повороте,
    Затрещит в водовороте —
    я не слушаю,
    То разуюсь, то обуюсь,
    На себя в воде любуюсь, —
    брагу кушаю.

    И пока я наслаждался,
    Пал туман и оказался
    в гиблом месте я
    ……………………………………………..
    Дорогая передача!
    Во субботу (по пятницам), чуть не плача,
    Вся Канатчикова дача
    К телевизору рвалась…
    Больно бьют по нашим душам
    «Голоса» за тыщи миль, —
    Зря «Америку» не глушим,
    Зря не давим «Израиль»:
    Всей своей враждебной сутью
    Подрывают и вредят —
    Кормят, поят нас бермутью
    Про таинственный квадрат!

    Лектора из передачи!
    Те, кто так или иначе
    Говорят про неудачи
    И нервируют народ!
    Нас берите, обреченных, —
    Треугольник вас, ученых,
    Превратит в умалишенных,
    Ну а нас — наоборот…
    Нам вождя недоставало:
    Настоящих буйных мало —
    Вот и нету вожаков.
    Но на происки и бредни
    Сети есть у нас и бредни —
    Не испортят нам обедни
    Злые происки врагов!
    …………………………………………….
    Но здесь мы на воле —
    Ведь это наш мир!
    Свихнулись мы, что ли —
    Всплывать в минном поле?!
    — А ну, без истерик!
    Мы врежемся в берег!-
    Сказал командир.

    Спасите наши души!
    Мы бредим от удушья.
    Спасите наши души,
    Спешите к нам!

  2. ВикториЯ:

    …а вот, как здорово написано о внутренних человеческих противоречиях.. о гармонии с самим собой:
    Я — «Як»-истребитель,
    Мотор мой звенит,
    Небо — моя обитель,
    Но тот, который во мне сидит,
    Считает, что он — истребитель.

    В этом бою мною «Юнкерс» сбит, —
    Я сделал с ним, что хотел.
    А тот, который во мне сидит,
    Изрядно мне надоел.

    Я в прошлом бою навылет прошит,
    Меня механик заштопал,
    Но тот, который во мне сидит,
    Опять заставляет — в «штопор».

    Из бомбардировщика бомба несет
    Смерть аэродрому,
    А кажется, стабилизатор поет:
    «Мир вашему дому!»……

    • Андрей:

      Круто! А ведь я раньше этого не замечал.
      Ведь речь идёт о борьбе сознательного и бессознательного в человеке. Еще есть песня БГ «Электрический пёс» — там о том же.

  3. Игорь Касьяненко:

    Высоцкий — как бег на месте — общепримиряющий smile

  4. Сергей Тихенко:

    Спасибо за статью. Очень кстати и правильно. Высоцкий со мной ( или я с ним ) с далеких семидесятых. Когда мозги начинают закипать от информации о всем происходящем- слушаю высоцкого. Как ни странно, при его надрыве, экспрессии его песни отнюдь не воинственны…

  5. Андрей:

    «Ведь песня не о том, что нужно ввести частную собственность, копайте глубже!» — я предлагаю копнуть еще глубже. Песня не о «системе», а о трансформации взгляда на вещи в зависимости от места сидения/смотрения.

    «Высоцкий остается быть «опасным» и сегодня» — снова конспирология))) Узнаю Вас, старый добрый Александр)))))
    Ну почему не объяснить всё проще? Каждому времени — своя поэтически-музыкальная форма. Сейчас Высоцкий не воспринимается по многим причинам: сложные тексты, слабая «музыкальность» (не качает), плохое качество записей и т.д.

    Снова вздохи о том, что раньше было лучше)) Всегда хорошо и всегда плохо. И сейчас своих Высоцких хватает, когда-то и о них тоже будут вздыхать.

    • Александр:

      Сколько не говори «халва, халва», во рту слаще не станет.
      От того, что Вы, Андрей, не хотите видеть аллегории Высоцкого, они не исчезнут из его творчества. Именно поэтому он был любим своим поколением, именно поэтому его чтут и помнят сегодня.

      • Андрей:

        От того, что Вы, Александр хотите видеть аллегории Высоцкого, они от этого не появятся)) Конечно, не стоит рассматривать песни/стихи как метательное копье, поражающее только одну цель. Скорее, это осколочный артснаряд, который летит во что-то одно, но поражает еще несколько целей вокруг. бОльшая часть творчества Высоцкого даже близко не направлена на борьбу с «системой» — скорее, это высмеивание отдельных пороков человека/общества, попутно попадая и в государство или «систему», если угодно.

  6. Борис:

    Андрей.Вы не правы. я ровесник Высоцкого.Как мог противостоял системе.Меня и Женю Фулерова допрашивали в КГБ .Делали обыск в квартире. Искали запретную литературу и записи Высоцкого. Во времена застоя он будил совесть людей . Он не дал многим сломаться перед системой. Он наш гений . Равный ему только Пушкин.

  7. Александр Ильченко:

    Все авторы делятся на две категории. Одни пишут, потому что им есть что сказать. Они хотят сделать этот Мир лучше. А другие просто зарабатывают деньги. Им все равно, добро они делают своим творчеством или мерзость, главное чтобы за это заплатили.
    Каким был Высоцкий решайте сами. Но для этого нужно его слушать.
    То что он не был «тупо развлекалочкой» так это уж точно.

    • Игорь Касьяненко:

      Высоцкий поэт был. Через него проходила стихия времени и превращалась в гармонию в его песнях. Вряд ли он отдавал себе отчёт, зачем пишет. Он просто не мог иначе. И он, собственно, сам сжёг себя, ради этой гармонии.

  8. Василий:

    Комментарий без комментария. Написано Высоцким в 1979 году (за год до смерти):
    Меня опять ударило в озноб,
    Грохочет сердце, словно в бочке камень,
    Во мне живёт мохнатый злобный жлоб
    С мозолистыми цепкими руками…
    Он ждёт, когда закончу свой виток,
    МОЕЙ РУКОЮ ВЫВЕДЕТ ОН СТРОЧКУ, —
    И стану я расчётлив и жесток,
    И всех продам — гуртом и в одиночку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


6 + 3 =