В Сумах проходит выставка куратора зимнего ленд-арта
В Сумах в галерее «АкадемArt» открылась выставка известного ленд-арт мастера из Винницы Александра Никитюка.
Автор выставки, а точнее — персонального экспозиционного проекта — художник, руководитель ОО «Лаборатория актуального творчества», куратор Международного зимнего ленд-арт фестиваля «Аппликация духа. Мифогенез».
Экспозиция, названная автором «Incognita», представляет собой ряд художественных фотографий, на которых изображены ленд-арт объекты, созданные художником в разных местах Украины и Польши. Фотографии действительно художественные и в этом понимании представляют собой отдельную, а не иллюстративную ценность.
Обычно мы знакомимся с произведениями мастеров ленд-арта на фестивалях или коллективных выставках, где видим одну-две работы или цикл работ, связанных одним впечатлением. А «Incognita» — это ретроспектива созданного художником в разные годы под влиянием различных впечатлений и размышлений. По ней интересно отслеживать образный строй, фирменные технические приёмы и мировоззрение именитого лендартиста.
У каждого художника имеется свой набор образов, кочующих из одного творения в другой, как скифы по степи в поисках тучных пастбищ. (Скифы тут, кстати, не случайно появились. Мы к ним вернёмся ещё чуть ниже.) Повторения образов — отнюдь не следствие бедности образного мышления. Как говорил сам Александр Никитюк на недавнем ленд-арт симпозиуме в Могрице, любую вещь можно сделать произведением искусства, поместив её в новый удачный контекст. Так же и с базовыми образами. Меняя контекст, автор открывает неизвестные грани знакомой формы и наполняет её новыми смыслами.
На фотографиях экспозиции можно увидеть, размещённые в различных природных контекстах, геометрические фигуры в виде пирамид, птичьи гнёзда, фигуры из камней и перьев. Кинетические ленд-арт объекты сменяются встроенными в неподвижный ландшафт, статичность которого, впрочем, тоже достаточно условна – не зря Александр Никитюк, формулируя концепцию экспозиции, процитировал знаменитое изречение Гераклита о реке, в которую нельзя войти дважды.
В целом, увиденное нами — философское осмысление пространства, с помощью инструментов искусства. А философия, как и поэзия, имеет целью не информирование реципиентов о неких истинах, открытых автором, а особое «закручивание» его мозгов, после чего мозги зрителя-слушателя-читателя уже сами начинают мыслить в направлении, указанном автором и осмыслять свои, а не его миры. Так закручивают резинку мотора игрушечного вертолёта, который потом начинает летать сам. Поэтому пересказывать наши личные впечатления от работ мы не будем. Приходите на выставку, которая, к слову, планирует гостить в Сумах практически до конца июля, смотрите, проникайтесь, летайте.
Отдельным открытием явилось для нас существование зимнего ленд-арта. Летом, конечно, творить приятнее и легче. Зимой природа тоже прекрасна, но ведь холодно же! – подумали мы. А потом вспомнили, что любовь всегда греет, а любовь к искусству — вдвойне.
Тем более, что организаторы фестиваля позаботились об увековечивании творений мастеров зимнего ленда-арта. Посетители открытия выставки «Incognita», смогли получить в подарок сделанный в отличном полиграфическом качестве каталог работ, выпущенный по результатам Международного зимнего фестиваля ленд-арта «Мифогинез 013», который проходил на территории Немировского скифского городища. (Вот мы и вернулись к нашим скифам)
Рассматривая фотографии творений участников фестиваля, мы наконец-то там увидели работу художников из Китая. «Наконец-то» — потому что ленд-арт с его тяготением к созерцательному минимализму и тихому разговору о глубоких смыслах, на наш взгляд, — очень китайское искусство. Практически любой ленд-арт объект – это некий иероглиф.
Хотя если говорить о ленд-арте зимнем, тут бы и с творчеством аутентичных такому пейзажу чукчей было бы любопытно ознакомиться. А лучше — эскимосов, ведь их снежные иглу – гениальное воплощение столь любимой лендартистами формы спирали. А главное — бывалые люди утверждают, что в них тепло.
Кроме китайцев, нас порадовало и заметное творческое присутствие на «Мифогенезе 013» сумчан. В частности, хорошо известных нам Полины Кубраковой, Алёны Кристевой, Юрия Вишнякова, Ярославы Майстренко, и Антона Саенко, пока не так хорошо известных Егора Авдеенко и Юлии Быковой и уж совсем таинственного Владимира Цюпки (Сумы — Санкт-Петербург). Их работы (выражаясь в формулировках представляемого нами автора) отлично вписались в представительный международный творческий контекст авторитетного винницкого фестиваля зимнего ленд-арта.
комментарии