Ленд-арт & этно. Феерия в Мирополье.

DSC02108

Купала и Марена наблюдают за праздником. Фото Ирины Проценко

Искусство ленд-арта специфично и требует от зрителя не только фантазийного мышления, но ещё удачного совпадения нескольких факторов. В музыке, скажем, есть инструменты самодостаточные  баян или рояль, а есть — требующие сопровождения: скрипка, гитара, флейта. Так и ленд-арт требует сопровождения. Например, рассказом-комментарием автора-художника или переложением натурального, «живого» произведения на фотографию с соответствующим подбором самого удачного ракурса взгляда и угла падения света.  

Как в музыке сопровождающие инструменты дают ритм для солирующей скрипки или флейты, так и здесь, кто-то должен задать ритм восприятия. Особенно для человека, «выпавшего» сюда из бестолковой  и неритмичной суеты современного мира. В этом случае ленд-арт объект может стать поводом для долгого размышления, созерцания или самосозерцания, спора или даже философского диспута, ухмылочки  разочарования или радостной улыбки понимания.

DSC02126

«Стоунхендж» по-миропольски. Фото Ирины Проценко

 Основная сила и слабость ленд-арт объектов в том, что ты видишь их изнанку —  все эти верёвочки, завязочки, ямки, следы от рук художника на материале, хрупкость вся эта…   В ленд-арте нет априорной отчуждённой сакральности, которая присутствует в классических искусствах. Зато есть время, текущее сквозь эти необыкновенные творения, как сквозь нас, людей, и  ежесекундно меняющее их, как нас. А ещё в них есть некая мистическая тайна, потому что произведения ленд-арта изначально создаются, как наскальные рисунки наших первобытных предков. В том смысле, что фоном и материалом для их создания является сама живая природа, а не нечто сотворенное человеком, как музыкальный инструмент, полотно или слово, и они сами — часть природы…

В свете вышесказанного, представляется уникально замечательной идея создания ленд-арт парка в Мирополье. Отныне, ленд-арт в наших краях перестаёт быть поводом для экзотических междусобойчиков (пардон,  симпозиумов) элиты  жанра и становится в ряд культурных событий, к которым причастны все. 

P1100479

Купальские хороводы… Фото Ларисы Ильченко

Иными словами, на Сумщине возникло новое культурное пространство. Ясно, что впереди океан работы, что это только самое начало, что в нашем мире всё зыбко и многое зависит от капризной благосклонности сильных мира сего. Очень хочется пожелать удачи и вдохновения инициаторам и организаторам проекта, в частности Анне Гидоре, Тамаре Кубраковой, всей общественной организации «Простір покордоння» и их партнёрам.

У Милорада Павича есть такой роман «Внутренняя сторона ветра». Действие происходит во время войн балканских стран с турками. Один из героев романа – Леандр  идёт за несколько десятков километров впереди наступающих турецких войск и строит православные церкви.  Это бессмысленно, потому что турки тут же их разрушают, но Леандр не может иначе, потому что он — созидатель по духу. 

Эта история вспомнилась в связи с этнофестивалем, увенчавшим открытие ленд-арт парка в Мирополье. Его куратор, Тамара Кубракова, снова показала, каким должен быть организатор и руководитель  культурного  проекта. Во-первых, и прежде всего,  он должен быть человеком «из культуры». Во-вторых,  хорошим организатором. К сожалению, у нас часто, оба эти качества заменяются понятием «человек из команды босса». С  соответствующими результатами на выходе. Ну это я так. В порядке лирического отступления.  

Этнофестиваль «День летнего солнцестояния», увенчавший открытие  ленд-арт парка в Мирополье,  прошёл блестяще. Много я видел разных музыкальных фестивалей и у каждого имелись свои изюминки, но тут был прямо пудинг с изюмом.  

P1100443

«Лукерья и дети». Фото Ларисы Ильченко

Во-первых, замечательный подбор участников. Хороши были брэндовые «Лукерья и дети», великолепна «ТаРута», фантастична «Ойкумена» с уникальной вокалисткой  Еленой Коссак и неповторимы барабанщики из «Rhythmmen», которым  даже пришлось барабанить на бис. А между выступлениями пусть даже и этно, но всё равно электрических, команд отлично смотрелся хор из Великой Рыбицы и, особенно, женская группа народного хора из Косовщины, которая, сделала то, о чём мечтают арт-директора и постановщики всех музыкальных фестивалей. А конкретно – перенесла шоу со сцены, так сказать, «в люди».

И вот тут-то всё и началось. Массовые хороводы, причём разных видов — от простого круга до «ручейка» и «капусты», прыжки через купальский костёр, пускание горящих колёс, символизирующих солнце, передача стихиям воды и огня Купалы и Марены…   Фестиваль, как и следует этнособытию, строился на реконструкции древних обрядов и ритуалов.  То есть, это не был современный купальский праздник, который,  как известно, отмечается позже и является компромиссом двух традиций: христианской и языческой.

P1100509

Купала и Марена возвращаются своим стихиям: воде и огню. Фото Ларисы Ильченко

Это было шоу. Весёлое, романтичное и поэтичное. А лучшей его оценкой является  то, что когда после  шести часов песен, музыки, танцев игр и прочего веселья, когда  фестиваль  закончился изумительным представлением в исполнении фаер-шоу-группы  «Созвездие огня», публика, которой по ходу становилось всё больше и больше, не хотела расходиться  и ещё долго скандировала «Ещё!».

Остаётся только, скромно, присоединиться к мнению публики. Уважаемые организаторы! Ещё!  Давайте ещё…  

Источник: медиа портал АТС creativpodiya.com

 

 

 

 

1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (2 голос, оценка: 3,00 из 5)
Загрузка...

Читайте ещё по теме:


комментария 4

  1. Ирина Проценко:

    Этот бликующий красками, звуками и лицами день с толпой восторженных инопланетян окончательно повернул меня к жанру Ленд арта! Можно представить, дорисовать мысленно Арт парк в будущем с множеством философских ловушек! Я специально не слушала комментарии, оставляя для себя возможность фантазировать над каждым объектом. Затонувшая беседка, как пристанище путника над ступенями в обе бездны, ведущие вверх и вниз; нанизанные яйца на ниточках , если абстрагироваться — ну просто парящие объекты где-то над серединой озера… Удивили многие объекты. Но больше всего поразила меня простейшая дорожка-качели из досок, созданная, как мне сказали, юной девушкой! Ведь это наша жизнь, поделённая на звенья, связанные друг с другом событийно непрерывно… Причём, каждое звено имеет взлёт и падение и продолжение в следующем, и, никуда не деться, эту дорогу надо принять и пройти. И лучше это делать с позитивным настроем, с которым ходили по ней все прибывшие и взрослые, и дети. Браво!!

  2. Елизавета:

    В этом году ленд-арт объекты действительно порадовали, больше всего понравилась, так называемая «Пирамида Евклида» и «Миропольский Стоунхендж». Повысился уровень организации и самого мероприятия не нужно добираться до парка «3дня лесом 2 дня полем по горам», очень удобно с автобусами получилось. smile
    *ROSE* В общем спасибо большое организаторам!

  3. Шквал эмоций!
    Общение с интересными и очень разными и в то же время схожими людьми !
    Возможность поделиться и обменяться энергией !
    Было очень приятно …. интересно наблюдать за гостями фестиваля . Люди приезжали удивлённые и немного в лёгком замешательстве … что это ? а где же парк ? спрашивали многие … но как менялись лица когда начинаешь рассказывать об объектах и их творцах! слушая и попадая в сказку многие превращались в детей и искренне радовались интересовались и мечтали ….
    Спасибо Всем и организаторам и участникам и гостям и волонтёрам фестиваля !!!
    Волонтёр и экскурсоводЛинаДовгополова.

    • Игорь Касьяненко:

      Лена, вот это «…но как менялись лица когда начинаешь рассказывать об объектах и их творцах! слушая и попадая в сказку многие превращались в детей и искренне радовались интересовались и мечтали ….» — как раз про нас. Именно всё так и было, когда Вы вели экскурсию. Спасибо!!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


6 + 6 =