В Сумах открылась выставка профессора искусств из Польши
Во вторник 6 мая в Сумской городской галерее открылась выставка художника из Польши Ромуальда Колодзея – доктора искусствоведения, почётного доктора Европейской академии искусств в Варшаве, профессора, заведующего кафедрой шолкографии института искусств Университета Марии Кюри-Складовской в городе Люблин.
Выставка продлится до 11 мая
Ромуальд Колодзей – организатор многих творческих событий и перформансов, куратор пленэров и благотворительных акций с участием польских и зарубежных художников.
С успехом выставлялся во многих странах мира. Считается специалистом в графике и шелкографии. Последняя представляет собой нечто абстрактное, возникающее после прохождения краски через специальный трафарет. Непосвящённым трудно сказать что-то определённое относительно работ Ромуальда Колодзея в этой технике, которые встречают посетителей в холле галереи. Внешне это очень напомнило результаты недавно увиденного нами в Свободной художественной мастерской изоперформанса авторства Антона Саенко. В общем – царство линий и буйство иррациональности.
А вот живописные полотна польского маэстро дают больше опор для понимания. Сделаны они необычно – похоже на взгляд сквозь помутневший кристалл и с первого раза практически ничего не вызывают. Но стоит остаться в зале немного более и начинаешь ощущать, что с тобой что-то происходит. Так возникают знаменитые отношения картины со зрителем.
Мы, в нашем традиционном восточнославянском восприятии, привыкли рассматривать живопись, следуя по пути «мысль – чувство». То есть, мы сначала осознаём, что изображено, а потом начинаем это как-то проживать. Полотна европейца Ромуальда Колодзея «работают» иначе. Они вначале воспринимаются интеллектуально, как нечто интересное, но чужое и непонятное, будто неизвестные экзотические плоды за стеклом витрины. А затем вдруг что-то начинает включаться внутри, в душе, и оттуда приходит в мозг сигнал о понимании. Не зря представлявший выставку польского мастера Валерий Сёма говорил о сильной философской составляющей в творчестве Ромуальда Колодзея.
В итоге, мнения публики разделились. Знатоки-профессионалы утверждали, что это великолепно. Зрители, которые обычно приходят на подобные выставки, то есть любители, но не искусствоведы выглядели задумчивыми и слегка растерянными.
На наш субъективный взгляд, используемый художником технический приём, не всегда выводит его к идеальному результату, но когда уж получается — мы видим нечто замечательное, действующее сразу и на рацио, и на чувства. Нас особо тронули две работы. «Утро в Залесье» и «Гроза».
Ходил по выставке, смотрел на картины и думал о том, что европейцы другие и живопись у них другая… Хорошо это конечно, очень хорошо, но мне Левитан и Врубель при всей их разности — ближе.
Выставка оставила самые приятные впечатления от живописи. Не знаю, правда, в чём там сильная философская составляющая,- или я философию неправильно понимаю, или… здесь бы самого автора послушать. Я же увидела западный прагматизм в самом хорошем смысле: уверенный профессионализм, конкретное стилевое направление и понятие-что такое цветовая гамма из сложных красочных замесов, где, при многосложности, нет ни одного «грязного» мазка. По концептуальному восприятию натуры, монохромной простоте, автор созвучен с питерцем Шинкарёвым -обобщённое видение картинки, как бы «боковым зрением» (Но Шинкарёв всё же мощнее.Есть статья на сайте)Вот в таких цветовых пятнах-ощущениях наше сознание отпечатывает воспоминания о прогулке. Работы написаны легко, свежо, в небанальных цветовых раскладах зелёного, умбры, охры, синего, … Композицией автор пользуется на профессиональном «автопилоте», видимо, поэтому совсем немногие этюды не додуманы по пятнам и линиям и проигрывают( да простит АТС, но на выставке представлены работы гораздо сильнее двух нижних на фото….) Кажущаяся незаконченность, небрежность- и есть та лёгкость и прозрачность.
Шелкография-добротные абстрактные композиции, классические варианты, беспроигрышно-проходные: не добавить, не отнять. Поэтому особо не зацепили…
Выставку стоит посетить. Особенно после прекрасного Никаса для контраста…
Ира, спасибо за коммент и дополнение к мнению АТС. Это же замечательно, что там больше хороших работ, чем мы увидели.
Относительно философичности. Вероятно дело в фиксации особых состояний природы, а это наводит на размышления о разных гранях бытия и его составляющих — вот например на двух понравившихся АТС картинах — свет в лесу. Но на одной он ласковый, а на другой тревожный..
Вот так и в жизни
а… ну, тогда-да-философичность, если в таком разрезе…. В таком случае сумские пейзажисты по философской наполненности вовсе не уступают… Техника другая только…Вернее будет сказать так: все пейзажисты — размышляющие философы,т.к. приступая к написанию, учитывают множество составляющих и философскую так же.. .» В пейзажном произведении особое значение придаётся построению перспективы и композиции вида, передаче состояния атмосферы, воздушной и световой среды, их изменчивости.»
Тут немаловажно, чтобы рассматривая живые ассоциативные этюды, не загруженные смыслами, зритель и оратор так же имели отношение к философии,- отталкиваясь от рассудка первично, и вторично от импульсивного впечатления,как это происходит от чистой живописи, у зрителя есть возможность, посредством изображений, путешествовать в собственных лабиринтах сознания, обогащая фантазию
Так вот же в чём и разница! Если первично отталкивание от рассудка, то это натужная философия, использующая искусство исключительно в качестве иллюстрации.
А в случае с нашим паном Ромуальдом путь впечатления другой! — от душевного движения.до старта мысли…..
Он именно поэтому и кажется совсем простым и понятным, если быстро на всё это смотреть — впечатление не успевает трансформироваться в мысль…
…кстати, АТСники поступили очень даже правильно Они отметили работы, руководствуясь не рассудительностью, а впечатлением от переданных мастером состояний природы, различных по ощущениям: первая-влажная чаща и вторая-перед грозой. А если включать логику и разум, то другие работы есть сильнее по композиции и мощнее в технике. Моё замечание никаким образом не ущемляет мнение АТС, просто хотелось бы больше видеть иллюстраций к статьям, которые комментируются (о выставках)
Мы рады твоим профессиональным комментария Ира! А свою задачу видим в приглашении на выставку. Чудесно, что наши мнения разошлись — ведь живопись не только для художников, как и поэзия не только для поэтов-специалистов в силлабо-тонике.
Вот люди почитают и пойдут на выставку, и составят своё — третье мнение. И в этом смысл.
Игорь, мне меньше всего хочется спорить и, тем более, навязывать своё мнение и свои вкусы. Я постаралась откомментировать, прочитав эти строки «…зрители, которые обычно приходят на подобные выставки, то есть любители, но не искусствоведы выглядели задумчивыми и слегка растерянными » для того, чтобы люди посмотрели на картины и на автора по-новому, в непривычном для себя измерении, что ли…
… и ещё потому, что в книге отзывов на выставке есть до обидного за художника восклицания
*THUMBS UP*
а я увидела, как ни странно, совсем другое. певучую, тихую и тёплую душу слобожанщины с её не обжигающим
внутренним светом и утешением сердца, которое называется умилением. мне это очень близко, но и очень удивительно. уже много столетий поляки идут в западном направлении — культура, латиница, католичество, но, глядя на эти картины, понимаешь, что в них живёт славянская душа. и каждая картина излучает этот внутренний спокойный свет, сохранившийся через века.
Совсем не странно, Ирочка Мы с тобой ещё на вело и на Чернетчину поедем любоваться подобными видами с бликами сквозь листву. А какой у поляков кинематограф! Прекрасные работы у Ромуальда.
Я же писала о прагматизме, вкладывая иной смысл…