Инсталляция «Свет Рождества» — новый проект Елены Волынской и Василия Костынюка
В Галерее «Наша» (улица Псельская, в подвале костёла)
29 декабря случилось воистину творческое событие. Авторы покорившей сердца многих зрителей инсталляции «Пространство Покордоння (город)», с которой совсем недавно мы знакомились в Галерее актуального искусства «Академ-арт» (банковская академия) Елена Волынская и Василий Костынюк (они, к слову, муж и жена) презентовали публике свой новый проект «Свет Рождества» (Арт Вертеп).
Инсталляция представляет собой два взаимодействующих пространственных объекта. Объекты сложные и композиционно, и технически, авторы — художники, умеющие профессионально работать со стеклом. Первый объект – крест небесный и крест земной, соединённые, образно выражаясь, светящейся метафорой облика Иисуса Христа. А второй — рождественский вертеп в виде светящейся пирамиды, на вершине которой — дева Мария с младенцем – она уже нематериальна, дистанционно отделена от самого вертепа, и выглядит как,во всех смыслах, чистый Свет. А далее, чуть ниже, — волхвы и другие персонажи рождественского вертепа. Кроме того, в инсталляции задействованы стены, на которые с помощью фигурных фонариков проецируются изображения ангелов.
Выставка будет работать примерно до Крещения, с 11 до 19 каждый день, кроме понедельника и, разумеется, 1 января. Те, кто не попали на открытие, конечно, упустили шанс познакомиться с молодыми талантливыми авторами и услышать замечательную мысль Надежды Запорожец о том, что данная инсталляция превращает пространство галереи в четырёхмерное, где четвёртое измерение – духовное. Очень интересное замечание. Думаю, что это конечная цель и сверхзадача любого события, связанного с искусством.
Но с другой стороны, сама по себе экспозиция организована так, что идеально, когда в и так не очень просторной галерее, не находится слишком много людей. Поэтому даже лучше прийти отдельно и в тишине просто постоять, подумать, проникнуться и осмыслить великое для всего человечества Событие, символом которого в данном случае стала описываемая нами инсталляция. На открытии авторы для усиления эффекта включали музыку — сербские православные песнопения. Как сказал настоятель костела Благовещения Пресвятой Девы Марии отец Войцех Стасевич: « Рождество — это праздник, длящийся для верующих пока он не случится по всем календарям».
На наш взгляд, самая сильная находка авторов, которая завораживает и «раскручивает» зрителя на сопереживание — это решение композиции в свете. Рождество – это же рождение Света, снизошедшего на Землю. Зритель созерцает светящуюся «четырёхмерную картину», а далее уже каждый домысливает для себя, по вере и фантазии.
Понятно, что организатором выставки стала известный арт-менеджер Тамара Кубракова (а кто же ещё!), очередной раз подтвердив, что мир творчества вообще и её любимого ленд-арта, в частности, неисчерпаем.
P.S. Кроме самой инсталляции, понравилось новое выражение, использованное организаторами (чуть не написал — в аннотации к инсталляции, но это уже, наверное, слишком), скажем, в описании данного произведения искусства. «Инвайроментальные средства». О как. Еnvironment», как известно, — окружающая среда у англоязычных народов мира. Но при изготовлении кальки на русский в иноземное слово проникла наша «ментальность» — и оно сразу заиграло новыми значениями. Особенно, в католическом костеле под православную духовную музыку в собрании людей разных конфессий и, как следствие, ментальностей — по поводу даты, величие которой находится вне обсуждений и сомнений.
Обязательно схожу…..!
Правда, стоит…
Тамара обещала свозить Вчера, запуская фонарик с желаниями, учли и пожелание, чтобы конструкции за ночь не рассыпались, а, наоборот, окрепли. Сработало O