Диана Аверина-Луговая. О дозе любви и других маленьких радостях жизни.
Завершился первый международный литературный конкурс прозаических миниатюр «Колибри». Лучшей миниатюрой по версии авторского жюри признана конкурсная работа Дианы Авериной — Луговой «Превращения». Теперь наступило время более близкого знакомства с автором.
— В мире какого литературного чтения Вы живёте? Что предпочитаете – прозу, поэзию, какую-то специальную литературу?
Последние несколько лет читаю преимущественно специальную литературу, занимаюсь изучением архивных материалов по истории городской повседневности. Литературные предпочтения сформировались давно, любимые писатели — Г. Гессе и В. Набоков, поэты — Р.М. Рильке и М.Цветаева.
— Давно сами пишете? С чего всё началось?
В подростковом возрасте переболела графоманством в его самой тяжелой — стихотворной форме, после чего долгое время избегала даже разговоров на окололитературные темы, но обстоятельства вынудили взяться за перо. Перенасыщенность жизни прозой заставила пересмотреть свое отношение к стихам и сказкам. Внутренний ритм, который, по словам В. Маяковского, есть «основа всякой поэтической вещи», стал ощутимее, а критика собственных ненаучных опытов — более щадящей.
— Что для Вас творчество? Зачем оно Вам?
Что касается творчества, то, если ориентироваться на его предельно общее определение и ждать от процесса принципиально нового результата, сейчас его концентрация в моей жизни представляется максимальной. Две призовых моих «миниатюры», Лада и Любава, одна из которых вошла в счастливый возраст почемучек, а вторая, как водится у подростков, предельно несчастна, плюс неизбежно творческая преподавательская деятельность в сумме своей буквально обрекают на изобретательность и новаторство, проявлениями которого становятся лекции на темы, отличные от программных, обеды и ужины а-ля «гости на пороге», поделки из фетра, слинги из подручных материалов и где-то между прочим (2-м и 3-м часом ночи) – статьи и стихи.
— Вам бывает скучно? Есть время поскучать, порефлексировать? Ведь без этого тяжело творить…
Поскучать удается редко. Не согласна с тем, что длительный отдых является обязательным условием творчества: наиболее плодотворными часто оказываются периоды, перегруженные событиями и делами.
— Что Вы в этом мире точно, на сто процентов принимаете и любите?
Не думаю, что 100% любовь является залогом полного приятия — и наоборот. Люблю своих родных, но принимать их целиком и полностью удается с трудом. Стремление перевоспитать всех и каждого в соответствии со своими представлениями об идеальном человеке — тот горб, которым Ницше наделял каждого специалиста (учителя, мне кажется, «горбатятся» сильнее других), ощутимо мешает в повседневной жизни. Приходится учиться идти на уступки в пользу любви.
— А природу любите? Прогулки, бабочек… Судя по тому что в списке любимых литераторов у Вас Набоков…
Природу люблю, но любимые места являются своего рода декорациями, в которых разворачивались те или иные памятные события. Люблю и прогулки, но только в компании близких людей, присутствие которых придает особое очарование любому пейзажу. К насекомым отношусь прохладно, люблю животных, наделенных интеллектом, особо выделяю кошек.
— Можете представить себе мир, где нет любви мужчины и женщины, а общечеловеческая христианская есть?…
Мне кажется, любовь не имеет пола, т.е. разделение на мужчин и женщин — явление сугубо утилитарное, стоящее на службе обмена генетической информацией, но никак не являющееся conditio sine qua non Любви в ее высоком, энергетическом, а не материальном смысле.
— Люди вообще интересные существа? Если да, то чем?
Интересна парадоксальная природа людей: серьезное и одновременно халатное отношение к жизни, умение делать окружающих счастливыми и — одновременно — страстное нежелание этим умением пользоваться и т.д.
— Вам нравится побеждать?
Побеждать не люблю, как не люблю и проигрывать. Стараюсь всеми возможными способами изгнать из своей жизни дух соц.соревнования, т.к. он мешает вдумчивой работе и придает процессу излишнюю нервозность.
— На Ваш взгляд, человек внутренне меняется с возрастом?
Конечно, люди меняются: они становятся более уязвимыми, обрастают наружной, видимой броней, истончая внутренний защитный слой.
— В некоей безлюдной местности оказалось десять здоровых сильных мужчин и одна красивая молодая женщина… Что бы было дальше? Началась бы война? И до каких пор она продолжалась? Как бы Вы как литератор завершили такой сюжет? А если бы наоборот – десять женщин и один мужчина?
В случае с 10-ю мужчинами и одной женщиной, мне кажется, в живых бы остались мужчина и женщина, причем мужчине, скорее всего, повезло бы по чистой случайности. В ситуации с 10-ю женщинами и одним мужчиной выжила бы одна женщина, мужчина был бы «вычеркнут» из списка трофеев в самом начале борьбы.
— Какие из миниатюр других авторов конкурса «Колибри» Вам понравились больше всего?
Мне понравились несколько миниатюр: в первую очередь, рассказ Елены Багрянцевой «До останнього подиху«. Эта миниатюра напомнила мне любимую сказку Г.Х. Андерсена — «Бузинная матушка». Такие рассказы обязательно должны быть написаны вновь и вновь, в них заключена чудесная сила — возвращать веру в «пожизненность» и даже «послежизненность» любви.
Еще по душе пришлась миниатюра Татьяны Дудки «Убить дракона«. Рассказ понравился искренностью, доверием к читателям. Радостно за автора, чей литературный персонаж (хочется верить, что и сам автор) обрел уверенность в правильности жизненной позиции.
— Как к Вам приходит вдохновение? Как Вы это ощущаете?
Изначально вдохновение ощущается как беспокойство, которое можно одолеть исключительно ленью или, приправив событийностью, пустить в расход на статью или эссе.
— Что для Вас безусловно позитивно в этом мире?
Безусловно позитивно – рождение детей.
— Если бы у Вас была возможность обратиться к Богу с одной просьбой для всего человечества, что бы Вы для всех нас попросили?
Попросила бы для всех увеличить дозу любви, которую Господь выдает, как лекарство, самыми крохотными мерными ложечками.
А у меня вдохновение — это полёт. И я такой лечу, а внизу весь мир и я всё вижу, и все связи ловлю, и все причины знаю, и все следствия предугадываю…
А когда вдохновения нету — я пешком хожу в толпе и не понимаю , зачем я тут….
Автор в интервью сильно отличается от лирической героини превращения. Интересно, где правда?
там же ясно сказано о нарощенной брони…
«…Мне кажется, любовь не имеет пола, т.е. разделение на мужчин и женщин — явление сугубо утилитарное, стоящее на службе обмена генетической информацией, но никак не являющееся conditio sine qua non Любви в ее высоком, энергетическом, а не материальном смысле.
— Люди вообще интересные существа? Если да, то чем?
Интересна парадоксальная природа людей: серьезное и одновременно халатное отношение к жизни, умение делать окружающих счастливыми и — одновременно — страстное нежелание этим умением пользоваться и т.д.
— Вам нравится побеждать?
Побеждать не люблю, как не люблю и проигрывать. Стараюсь всеми возможными способами изгнать из своей жизни дух соц.соревнования, т.к. он мешает вдумчивой работе и придает процессу излишнюю нервозность.
— На Ваш взгляд, человек внутренне меняется с возрастом?
Конечно, люди меняются: они становятся более уязвимыми, обрастают наружной, видимой броней, истончая внутренний защитный слой…»
Подписываюсь полностью только не соглашусь с тем, что внутренний защитный слой истончается… он тоже покрывается панцирем рассудительности. Т.е., душа научается «держать себя в руках» или, скорее, «прячется в руках…ладонях»
вот тут как раз Каас по теме…
жёстко утрировано, но видео по теме
в ютюбе: PATRICIA KAAS — «AVEC CE SOLEIL» (Clip Officiel)
Ну то что старики более ранимы, чем молодые — факт! А старушки?