Чюрлёнис. Соната моря

Микалоюс Константинас Чюрлёнис (1875 —1911) — литовский художник и композитор; родоначальник профессиональной литовской музыки, далеко раздвинувший своим творчеством границы национальной и мировой культуры.

В октябре 1907 года известный художник Добужинский шел по  петербургским улицам, которые так любил изображать на своих рисунках и гравюрах. Осень с моросящим дождем, старый, потемневший от копоти дом, темная комната, куда пришел он, чтобы познакомиться с работами какого-то никому не известного литовца… Все знакомо: и убогость обстановки, и смущение хозяина, не знающего, куда посадить гостя. Литовец, конечно, бедствует. Дай Бог, чтобы ему хватало хотя бы на хлеб и воду. И вдруг…

Что это? На приколотом кнопками к стене листе бумаги сияют два солнца. Золотые и зеленоватые лучи расходятся от них. В синеве над ними летят не то птицы, не то паруса — да, да, паруса, вот они и внизу картины, почти сплошь заполненной неподвижной и в то же время будто колышущейся морской глубиной. Чья-то спокойная и сильная рука держит на ладони парусник, а мимо плывет звезда, пузырьки поднимаются вверх, сквозь толщу вод видятся руины подводных городов, и окна в них горят, будто освещенные волшебным солнечным светом.
— Что это? — спрашивает Добужинский.

— Соната моря. Анданте, — отвечает Чюрленис…

…и Добужинский наконец-то  понимает, что не столько оригинальность картины поразила его, сколько музыкальность ее красок, линий и композиции.
Да, да, эта картина — сама музыка, каким-то чудом сумевшая выразиться не в звуках, а в живописном изображении…

Вскоре Добужинский показывает работы Чюрлениса известным петербургским художникам — А. Бенуа, Сомову, Лансере, Баксту, С. Маковскому. На всех его картины производят огромное впечатление.
О Чюрленисе много говорят и пишут. Узнают, что этот необычный художник — столько же (если не больше) музыкант, сколько и живописец.
Узнают и  кое-какие подробности из жизни Чюрлениса .

Он родился в Литве, в семье органиста, учился в Варшавской консерватории, окончив которую в 1900 году получил диплом композитора.

Но еще в годы студенчества Чюрленис увлекается живописью и, вернувшись из Лейпцига в Варшаву, вновь начинает учиться — уже в художественной школе. Вторая сторона его необычайно богатой творческой натуры развивается одновременно с музыкальной работой: Чюрленис сочиняет крупнейшее свое произведение — симфоническую поэму «Море», записывает и обрабатывает литовские народные песни, руководит литовским хором в Варшаве. Вскоре он поселяется в Вильно, где ведет напряженную творческую работу, широкую культурно-общественную деятельность: организует первую в Литве выставку национального искусства, устраивает вечера-концерты,  пропагандировавшие литовскую музыку. Однако тяжелый быт, узость культурной жизни Вильно и постоянный материальный недостаток угнетают его. Чюрленис едет в Петербург. Несмотря на то, что многие из петербургских художников высоко оценивают его талант, жить и здесь трудно. Чюрленис буквально сжигает себя, создавая одно за другим прекрасные полотна, сочиняя музыку и зарабатывая уроками на кусок хлеба

Чюрлениса постепенно узнают все больше. Выставки его живописных работ в Петербурге и в Москве приносят ему огромный успех. Музыку его знают меньше, но ведь всего каких-то пять-шесть лет прошло, как во всю ширь развернулось его дарование. От Чюрлениса еще ожидалось очень многое… Однако в 1909 году он тяжело заболевает и в начале 1911 года умирает, едва дожив до тридцати пяти лет…
Чюрленис оставил необычайно оригинальные музыкальные произведения, отразившие в себе литовское национальное своеобразие. По сути дела, Чюрленис явился основоположником литовской симфонической и камерно- инструментальной музыки.

Чюрленис-художник не только в литовской, но и в мировой живописи — необычное, редкое явление.
Его живопись — как бы вновь созданный художественный язык, на котором не говорил больше никто, кроме самого Чюрлениса. Мы будто и видим и «слышим» его картины. Нередко они объединены в трех- и четырехчастные «сонатные циклы» («Соната солнца», «Соната моря», «Соната змея», «Соната звезд»).

«Мечта о единении искусств»

 

«Одинокий ангел»

Последние десятилетия сделали творчество Чюрлениса — и музыкальное и живописное — достоянием широких масс. Всегда много посетителей в Каунасском художественном музее имени Чюрлениса, где собрано большинство его картин; музыка композитора часто исполняется. Теперь уже ясно, что имя Микалоюса Чюрлениса принадлежит к числу выдающихся имен в истории мирового искусства.

Это самим Чюрленисом в 1905 году на пленере в Аркадии нарисовнный углём автопортрет, подаренный коллеге по учебе Лидии Брылькиной, дочери русского генерала. Позднее Лидия стала актрисой Рындиной, жила в Париже.

В. Лев

От: ИРА

1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (2 голос, оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Читайте ещё по теме:


комментария 22

  1. Ирина Проценко:

    «Два солнца» smile
    «Мечта объединения искусств»… Он тоже мечтал об этом…

  2. Юрий Розченко:

    Многих картин я не видел! Прекрасная подборка. Ирина, как пожелание, не публикуйте здесь Гапчинскую, её достаточно много в сети

    • Ирина Проценко:

      Я с Вами согласна, о прославленной художнице Евгении Гапчинской сегодня знают все…

  3. Игорь Касьяненко:

    В ангелах столько солнца, что аж глаза щурятся.. Вот это живопись. .

    • Ирина Проценко:

      Да, необычный сюжет. Собрание ангелов у моря
      Найдите: Яндекс. Музыка. Kyrie Микалоюс чюрлёнис

  4. Наталья Говорухина:

    Я была в Каунасской галерее Чюрлениса в 1980году. Уже тогда многие его картины завешивались от света. Экскурсовод говорила, что пройдет каких-то лет 30 и многие работы художника, к сожалению, исчезнут…Ну, вот прошло тридцать лет…

    • Евгений Фулеров:

      Надо же!
      Я был в Каунасской галерее Чюрлениса в 1980 году. Слышал как экскурсовод — литовка объясняла девушке на русском языке, зачем они завешивают картины.

  5. Наталья Говорухина:

    Ой! А я была во время Московской олимпиады: с 28.07 по 1.08. Правда, наша группа была сугубо женская: несколько сумчанок, остальные продавщицы из Кириковки. Из сильной половины только мальчик Дима 11 лет. Где-то мы разминулись с Вами, Евгений! ))

  6. Евгений Фулеров:

    А я отдыхал в студентческом лагере в Румшишкисе возле Каунаса. В музей 2 раза ездили. Наша группа тоже была сугубо женская. Из сильной половины только я — мальчик Женя 20 лет.

  7. Наталья Говорухина:

    Нам с подругой в Каунасе не хотели продавать марочный «Мускат»( домой в подарок), спрашивали: «Сколко вам лэт?» В общем, опозорили прилично. Музей Чюрлениса, колокольной музыки, витража и скульптуры, 9-ый форт….Кстати, Евгений! А в музее чертей Вы тоже были?

    • Евгений Фулеров:

      Вот про музей чертей не помню. Пошел я или нет. Помню, в колокола играли отец и сын.
      Мускатом я тогда не интересовался. Репродукции скупал, меня про возраст не спрашивали.

      • Евгений Фулеров:

        Там был потрясающий этнографический музей на громадных пространствах под открытым небом.

  8. Наталья Говорухина:

    Да-да! Отец и сын! Отцу было, кажется 82 года, но он поднимался на колокольню, преодолевая громадное количество ступенек… А меня мамочка, к своему ужасу, в три года застала после ухода гостей сливающей с рюмочек портвейн… Мне простительно.

  9. Наталья Говорухина:

    Да, помню музей под открытым воздухом.Там Витаутас Желакявичус любил снимать свои фильмы.)

  10. Ирина Проценко:

    Ирина Проценко
    02.11.2013 в 22:39

    Да, необычный сюжет. Собрание ангелов у моря

    Найдите: главная Яндекс -раздел Музыка.- в поиске- Kyrie Микалоюс чюрлёнис ( в ютюбе нет!)

    А так же музыка для наслаждения к этой теме smile зайдите в ютюб и наберите в поиске:
    1. M.K. Ciurlionis — Dvi fugos / Two Fugues

    2. M.K.ČIURLIONIS Styginių kvartetas c-moll / String quartet in C minor

    • Ирина Проценко:

      АА!!! Вот же забыла ещё!! море волнуется раз… море волнуется два… в ютюбе ж!!

      3. Čiurlionis — 2 Nocturnes for piano — Mūza Rubackytė

  11. Ира Шелкова:

    Прекрасная музыка! Спасибо

    • Ирина Проценко:

      Рада очень, что Вы не поленились разыскать!
      Тогда вот ещё… Тоже наберите в поиске ютюба

      Чюрлёнис. «Сказка королей

      К картине и музыке некий С. Бородин написал следующий текст:

      Посмотри, что у меня в руках — маленькое чудо — новый Мир! Я его принес издалека, где твои ладошки, на — возьми. Он рожден в горниле дальних звезд, он был мал, беспомощен и слеп. Я тебе его в подарок нес — самой дорогой из Королев. Погляди, он светится в ночи — ласковый, животворящий свет. Этим светом мы подарим жизнь самой лучшей из твоих планет. Светом мы растопим шапки льда, воздух, землю, воду оживим, а на небосклон — взойдет звезда, названная именем твоим Завари на кухне крепкий чай… Я — Король, и кое-что могу: сохраню и буду защищать, только от тебя — не сберегу… Ты с ним свысока не говори, он возьмет — и просто не поймет. От непонимания — сгорит, а от невнимания — умрет. В заполошной суматохе дней может потеряться по пути, а найти… найти всегда трудней, можно ведь и вовсе не найти. Ты хотя бы поняла, О ЧЕМ? Или ждешь еще каких-то слов? Дай мне руку — вот мое плечо. Кто сказал, что Мир — не есть Любовь…

      • Ира Шелкова:

        Спасибо, Ирина! Я полностью с Вами согласна, относительно потери веса значимости слов в интернете! И слов, и отношений между людьми. В сети люди легко говорят комплименты, и так же легко могут оскорбить. Не успеешь собраться с мыслями, а тебя уже обидели, или, наоборот-возвеличили громкими словами. У меня на работе мужчины забывают не только подать руку, но и слово «извините» у них не в обиходе. Но, врать не хочу, на улице, при встрече, они совершенно другие. Мне кажется, от нехватки высокопарности в реальной жизни, люди так легко привязываются к высоким словам в сети, и это заразительно smile

Добавить комментарий для Евгений Фулеров Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


2 + 6 =