И. Босх. Немного об истории греховного зеркала.
И.Босх. Семь смертных грехов. Музей Прадо.
Зеркало — такой простой предмет современного быта, но, как оказалось, не всегда он был так безобиден, и поможет нам в этом убедиться картины Босха. Этот художник не писал натюрмортов, но предметный мир у него изображен подробно и тщательно. Итак, зеркало.
“Ввиду того, что среди вещей, признанных ею принадлежащими ей, было найдено несколько предметов, крайне подозрительных с точки зрения того, что они могли быть ею использованы для наведения порчи и сглаза, а именно: две засушенные пуповины новорожденных младенцев; ладан, зеркало, небольшой нож, завернутый в кусок полотна, а также листы бумаги, испещренными словами заклинаний” — так начинался обвинительный приговор одной французской дамы, схваченной в 1321 году по обвинению в ереси, измене мужу и колдовству. Само наличие зеркала — уже являлось частью обвинения! Кстати, мадам была приговорена к “стенам”, то есть пожизненному заключению в тюрьме.
К XVI веку, то есть к моменту написания этих картин, статус зеркала все-таки был оправдан его важной утилитарной функцией. Самыми дорогими и качественными считались венецианские зеркала. Стеклодувы Лотарингии пытались создавать для рынка “весьма сходные” с венецианскими, но более дешевые зеркала. И наконец, самыми заурядными и непримечательными были стальные или бронзовые зеркальца.
Но все-таки… В то время существовала шутливая присказка: “О, женщина, румянящая лицо и не помышляющая о хозяйстве! Когда берешь ты в руку хрустальное зеркало, бойся обмануться”. Блюстители нравов видели прямую зависимость между прихорашиванием у зеркала и ее нравственным падением. Что мы и видим в первом фрагменте из картины “Семь смертных грехов”: дьявол поддерживает зеркало для того, чтобы женщина могла вдоволь покрасоваться. Этот фрагмент олицетворяет Гордыню: дьявол внушает женщине тщеславные мысли, которые приведут ее душу к гибели. Символику зеркала поддерживает натюрморт на полу: сундучок с украшениями. Мотив зеркала, словно реприза в музыкальной форме, в этом фрагменте появляется дважды: приглядитесь, чем занят господин в соседней комнате?
И. Босх. Сад земных наслаждений. Ад. 1500—1510
И. Босх. Сад земных наслаждений. Ад, деталь
Тот же дьявольский мотив в трактовке зеркала мы видим в “Аду” — на правой створке триптиха “Сад земных наслаждений”. Здесь Босх отражает средневековую мысль о том, что власть отражения материального зеркала — лжива и смертельна (потому и происходит эта сцена в аду, откуда нет спасения), а единственно истинно зеркало Священного Писания.
Удивительно, несмотря на повседневное употребление зеркала в быту, всякое его упоминание примерно до XVII века на территории Европы будет непременно содержать призывы к преодолению материального и распознавания иллюзии — чтобы обрести истинный свет, который изливается настоящим и чистым зерцалом духовности.
P.S. Для заинтересованного читателя рекомендую книгу Сабин Мельшиор-Бонне “История зеркала”. М.:НЛО, 2006 г.
От: ИРА
Читайте ещё по теме:
Не найдено похожих записей...
«Изобретение стеклянного зеркала следует отнести к 1279 г. , когда францисканец Джон Пекам описал способ производства. Это выглядело так. В сосуд через трубку мастер вливал расплавленное олово, которое растекалось ровным слоем по поверхности стекла, а когда шар остывал, его разбивали на куски. Первое зеркало было несовершенным: вогнутые осколки слегка искажали изображение, но оно стало ярким и чистым….
В 1407 году венецианские братья Данзало дель Галло выкупили у фламандцев патент, и Венеция целых полтора века удерживала монополию на производство отличных венецианских зеркал, которые следовало бы именовать фламандскими. Венецианские мастера добавляли в отражающие составы золото и бронзу, поэтому все предметы в зеркале выглядели даже красивее, чем в действительности. Стоимость одного венецианского зеркала равнялась стоимости небольшого морского судна… Не такое уж большое зеркало размером 100х65 см стоило больше 8000 ливров, а картина Рафаэля того же размера — около 3000 ливров. »
Конечно, муж продаст пол имения, чтобы в дом зеркало принести, а жена потом часами себя изучает, лишние волосы выдёргивает на носу и каштаном губы акцентирует… Муж ей: Аделаида, любовь моя, сколько можно!? Она ему: любимый Арчибальд Августус, привези ещё одно-посмотреть я хочу фасад задний свой… Тогда он в сердцах: ведьма! Разорить хочешь ради зада своего!
У Игоря Царёва
Лежит усталость на плечах.
Горит вечерняя свеча.
И, как живые,
К нам отражения скользят —
Не верьте зеркалам, друзья,
Они кривые.
В них ни на грош голубизны,
Зато хватает кривизны
И раздраженья.
Они всего лишь зеркала,
Но сколько света, сколько зла
В их отраженьях……..
Частенько себя чувствую так в городе, но день на день не приходиться
/Машина времени/
Я был вчера в огромном городе,
Где совершенно нет людей,
И в каждом доме, вместо окон,
Я видел только зеркала.
И я прошел по людным улицам,
Был город полон отражений,
Они брели за мной, как тени,
И молча слушали меня.
Когда я просто улыбался,
То улыбался мне весь город,
И если я кивал кому-то,
То все кивали мне в ответ.
И иногда казалось мне, что город жив,
И что вокруг миллион людей,
И вновь никак не мог поверить я,
Что я один, и что вокруг лишь зеркала…
Они поссориться не могут,
Они похожи друг на друга,
И скоро я покинул город,
И город сразу опустел.
Мне кажется, никто не читает основной текст. Похоже, дождливая погода и ПолФердинанд пробудили лириков.
Интересный материал. Казалось бы- маленький, необходимый в быту предмет, а вдохновляет и поэтов, и художников, мистиков на сочинение складных мифов, а блюстителей нравов на создание законов, спасающих незыблемость подчинения жены мужу: пусть хоть волосы на носу вырастят и бровями щёки зарастут, зато неухоженной супруге всегда улыбнётся ангел, а не дьявол возрадуется красивой и уверенной в себе женщине
«Зеркала и совокупление отвратительны, ибо умножают количество людей.» ( с) Борхес…
Прохожий, а у Вас дети есть? Вот какой же мерзкий тип, этот Борхес-реальный Вы только посмотрите на его мамАн-единственную даму при сыне, и всё поймёте-откуда фобии сексуального характера. И почему красавица, но бесприданница Эстела Канта, после интеллектуальных бесед с Хорхе и встреч с его мамАн, оставила гения его мамочке… Перед уходом она успела один раз пожать его «бескостную» руку…
Надо бы почитать плод этой платонической любви-рассказ «Алеф»
Борхес долго сомневался, на каком языке ему писать-на английском, на французском или испанском. В итоге выбрал испанский. Потом весь мир скажет: испанскому повезло. А Вы: мамАн, мамАн…
И правда-не читал. Думал, опять про Босха ))