Вакхическая мистерия
Бывают некоторые сюжетные линии в искусстве, когда много слов посвящать главному герою вроде как не требуется, но проследить за изменением отношения к нему со стороны разных живописцев чрезвычайно интересно. Такова история о Вакхе и его приключениях.
Изображения Вакха и вакханалий, языческих празднеств и беспечного времяпровождения богов всегда интересовала художников. В том числе, и итальянского Возрождения. Например, у Тициана вакханалия больше напоминает дружескую компанию, оживленную совместной беседой и веселящими напитками, с бурными проявлениями эмоций и откровенным эротизмом. Вообще-то, порыв безудержного веселья, охватывающий всех и каждого, этому художнику не свойственен. Достаточно взглянуть на картину, приведенную ниже. Даже в обстановке всеобщего панибратства здесь каждый занят своим делом. Выразимся поизящней: озабочен поиском подходящего партнера. Обитателей прелестного ландшафта, в сущности, объединяет лишь одна замечательная идея: продолжение банкета в интимной его части. Тем более, что участники пикника изрядно «набрались». А лежащие фигуры – так те вообще уже ничего другого не предполагают, кроме как нетерпеливого ожидания (это для тех, кто еще чего-то не понял). И, кажется, Тициан проявляет интерес не просто к любви, а к любви в неких трех ее разновидностях (от традиционной до… Кстати, очень актуально для нашего времени). Художник, конечно, сумел удержаться и остановился вовремя, но без многозначительных намеков сомнительного свойства все же не обошлось.
Тем не менее, картина чрезвычайно гармонична и восхитительно прекрасна. Огромное внимание уделено пейзажу (примерно половина живописного пространства). В общем, сплошное эстетическое удовольствие. Но в Петербурге ее лучше не показывать. Законы-с…
Тициан. 1524.
А вот у Веронезе Вакх – другой: скромный, воспитанный, даже застенчивый. И окружение у него – не пьянь какая-нибудь, а вполне себе культурные, даже в чем-то величественные женщины. Все, что называется, «в соку». Но ни веселья, ни бурных возлияний мы не видим. Лишь раздумья глубокомысленного свойства. Почему? Что–то случилось? Уж очень правильный какой-то Вакх. Он явно чем-то смущен. Господа, может, это и не Вакх вовсе? Во всяком случае — тот, которого мы знаем? Может, эти женщины собрались не просто так, а их о чем-то попросили? И не обряд ли некоего посвящения они вознамерились произвести? Одно из двух: или бедолагу надо лечить, или — учить. Веронезе прямого ответа на столь злободневный вопрос почему-то не дает. Вот и женщины призадумались: то ли они столкнулись с некоей печальной метаморфозой, приключившейся с их кумиром (и тогда их дела совсем плохи), то ли ему еще только предстоит стать этим самым кумиром. Но пока в сцене нет ничего эротического, а есть чисто женское любопытство, мужское смущение, ну и, конечно, философские размышления о будущем. Впрочем, не будем думать совсем уж о грустном. Хотя, согласитесь, есть о чем поразмыслить. Глубоко копнул Веронезе, глубоко. В женщинах столько нерастраченных сил и энергии… Эх, век – XVII, а проблемы – те же, что и всегда.
Веронезе. 1561. Фреска.
Иное дело – Тинторетто. В его исполнении древнегреческий бог виноделия – герой лирический: ранимый, страдающий. И страждущий. В отличие от предыдущих работ, здесь – сверхсложная композиция, совершенно в стиле Тинторетто. Парящая в небе женская фигура со звездным венцом в правой руке – восхитительна. А уж как прекрасна Ариадна, с которой вознамерился обручиться Вакх! Краски светятся и пульсируют, контуры мягкие, размытые в стиле леонардовского сфумато. Картина — откровенно декоративная, призванная доставить зрителю исключительное наслаждение. Думаю, этой своей цели она достигает в полной мере. Правда, возникают некоторые сомнения в отношении авторства художника, написавшего собственно Вакха. Рисунок какой-то несовершенный. Не исключено, что эта мужская фигура дописывалась отдельно и кем-то другим, или не очень умело была подправлена вследствие каких-то обстоятельств. Ничего определенного по этому поводу сказать не могу.
Тинторетто. 1578.
Итак, мы видим: у Тинторетто уже не такое сложное, утонченно-изысканное видение мифа, как у Тициана и Веронезе. Дальше нас ждет развитие этого процесса: снижение декоративности в пользу большей психологичности. Картина Караваджо «Больной Вакх»: большое страдание маленького человека. Никакой идеализации или символизма, реализм от первого до последнего движения кисти. Нас не поучают и не развлекают, с нами не играют и нас не провоцируют. Просто разговаривают языком искусства. На смену иронии и насмешке приходят обметанные лихорадкой губы, ощущение озноба, сотрясающего съежившуюся фигурку, страдание на лице. Вместо эстетических изысков – испуг за состояние здоровья маленького весельчака, вдруг занемогшего. Болезненного вида юноше явно не до спелых ягод в его руке. И мы ему, конечно же, горячо и искренне сочувствуем. Эта живопись — не эстетская (а именно таковой является живопись итальянского Возрождения), а доверительно–человеческая, искренняя, задушевная. Одним словом — другая живопись, я бы ее назвал – современная. Потому что адресована она не нескольким избранным ценителям прекрасного, а всему народу Италии, а через него – и мира.
Караваджо. 1593.
У Веласкесовского Вакха есть некоторые черты, роднящие его с Вакхом Караваджо. Это касается, в первую очередь, реалистичности изображения. Испанский Вакх – словно первый парень на деревне. Каким-то образом он оказался в компании сомнительных личностей с явно ничтожными интересами и такими же разговорами. Достали — нету сил! Простолюдины, одним словом. Но ничего не поделаешь. Он же бог не только всяческих там аристократов, но и этой, непритязательной, публики. Досидеть бы уж до конца трапезы – и бегом куда-нибудь, где и веселее, и интересней, и разговоры — о чем-нибудь умном, возвышенном … И так – каждый день. Вон уже и брюшко округлилось, от лени да от праздности. Самому, видать, такая жизнь наскучила. Но ведь ничего другого не умеет…
Веласкес. 1629.
И, наконец, Рубенс. Совсем другая живопись. Просто апофеоз плотского вожделения и всепобеждающего эротизма, доходящего до степени ожесточения. Тяжеловесные формы, оплывающие под собственным весом, удручающе-натуралистические позы. И, одновременно, изысканность композиции… Как-будто и не было Караваджо с его народным постижением мира и осознанием реальности как ежедневной и ежечасной среды обитания простого человека. Опередил итальянец время, опередил. Так что насладимся пока барокко во всем его эстетическо-эротическом великолепии, буйстве красок, смятении форм и энергетическом напряжении. Эпическая живопись никогда не будет побеждена окончательно. Статика закончилась, ей на смену пришла динамика. Живопись развернулась в постренессансном направлении, и теперь — окончательно.
Рубенс. 1615.
Автор: Борис Вараксин
Как на одну тему откликнулись разные художники: здесь и классич.литературность Тициана (вакханалия -ну совсем не его тема), здесь и изысканный, аристократичный Веронезе, с внешностью доцента кафедры информатики, со своим вариантом рассказа о Вакхе, и холодный Тинторетто, всегда изображающий в изящных позах дев «баскетбольных» пропорций, Караваджо — душевед и психолог, мастер тонкого эпатажа Веласкес, ну, и, конечно ж, Рубенс, эротический беспредельщик. В добавление к мужским трактовкам истории Вакха — рассказ автора и его вердикт: «Статика закончилась, ей на смену пришла динамика»
Но как же прекрасен Веронезе…
А у Веласкеса-центровой в шляпе-блеск!!
А вам кто ближе ???
Отрубите мне голову, четвертуйте два раза! Но я никогда не поверю, что кому-то может нравиться Рубенс. Образца большей пошлости в искусстве, в котором я ничего не понимаю, не существует.
два раза четвертовать…хм…. Вы же, насколько я помню, не представитель семейства арахно…
приметы Барокко -ложное изобилие во всём…
Я не знаю, что такое «арахно».
Не знаю, как правильно объяснить, но мне уже от него плохо.
Я никогда не смогу набрать этого слова в поисковой системе.
пауковые, как-будто
картинка с обезглавленным и без четырёх конечностей тоже жуткая совсем
опять недосчитала.. обезглавленное что-то без ВОСЬМИ … конечностей…ну, да.. после двух четвертований-то… %)
Да Рубенсовская живопись именно пульсирует! Критики любят это слово вставлять гденадоиненадо. У Тинторетто вовсе не пульсирует, а просто дышит прозрачно… Но я имею ввиду саму живопись Рубенса, а не отдельные роскошествующие безобразия и хулиганства на отдельных картинах… Барокко-это как перестройка после СССР-художники вырвались и дорвались…или взорвались… И всё на фоне экономич. спада… Ложная роскошь. Иллюзии. Через время взорвутся Буше с Фрагонаром массой женщин, лежащих на животиках со случайно открытыми попками…. А наши ж после перестройки как все взорвались, дорвавшись до запретного, за что раньше могли вызвать в кабинет на беседу. Обнаженку можно было писать только на уроках, или, если там, у работницы цеха от взмаха молотом нечаянно блузка слетела… или, как у Евсея Моисеенко героини с тёмными от полевого загара лицами и белой грудью-символ высокой занятости в колхозе, развешивают и стирают бельё на берегу в минуты редкого отдыха…
Рубенс… Автопортрет с женой Изабеллой… Одного этого портрета было бы достаточно, чтобы прославить своё имя! Чтобы все на столетия обзавидовались такой пульсации любви, таланта, красоты. Какое-то заговорческое интеллектуальное ФЕ от этой пары послано с полотна в зал… Я их люблю! я им завидую… *ROSE*
А Веронезе-весь на полуслове…хочется разгадывать. *THUMBS UP*
Ирина, примите мои искренние извинения за убогие высказывания о Рубенсе.
С другой стороны, я себе думаю, хорошо, что я водку не пил, когда рассматривал работы сумских художников. Лучше уж на Рубенсе проколоться.
талаадна.. мне не привыкать, Женя , высказывайтесь и без водки-чем больше будет не принимающих моё творчество, тем больше поступлений в ряды принимающих. Замечено! Закон равновесия работает))
Ну, уж и пошутить нельзя.
Скажу больше, наброски М.Медичи мне нравятся. Никакого преукрашивания, реально изображена тупая толстая тетка.
Ну, Фулерооов… Ну, почему ж тупая-то?? В профиль туповата малость…
Она же меценатствовала! Собирала коллекцию Рубенса…. бегала от Ришелье кардинала…А это не просто-бегать от кардиналов! Легко судить, сидя на кухне перед окном с нбуком. а Вы побегайте попробуйте от Них…Не приведи господь… Не всякому умному удавалось от них бегать.. А она бегала…
и Рубенса, при этом, не забывала
Опять я не то, написал. Тем более о женщине. Да что ж это такое?! Прямо напасть случилась какая-то.
Надо перерыв сделать.
Дело в том, что у меня проблемы с героями Возрождения. Я их не сильно люблю и очень благодарен Шекспиру за то, что он их прикончил. Они же все — куды ж там! личности, индивидуалисты, антропоцентристы. А Шекспир — Верещагин в чистом виде — сделал из них кучу трупов — апофеоз Ренессанса.
мужчины-агрессоры прям… руиносозерцатели *CRAZY*
Инсталляции с перформансами-тоже в Лету! Нечего тормозить развитие-давай дальше: что там..
а как же Микеланджело? Всё его творчество пронизано индивидуализмом и антропоцентризмом в отношении своих персонажей. Человека приравнивает Богу. Просто гимн и пафос телу/
Или ну его?
Я же понимаю, Вадим, что если пикну против Микеланджело, то буду в глазах любого нормального образованного человека придурком. Ну, или там братом Фердыщенко, который из «Идиота».
Но подумайте сами. К чему более всего стремятся жители этого сайта? Правильно − к духовному. Микеланджело расписывал капеллы. Сложно найти более духовное занятие, разве что сочинение Давидом псалмов.
Казалось бы, человек, который поставил для себя такие задачи, должен был бы полностью перестроить всю свою жизнь на открытие духовного в себе и в мире, искать возможность отобразить это в живописи. А чем занимался Микеланджело? Он из моргов не вылазил. Как вы думаете, что мы видим в Сикстинской капелле − духовный мир или результаты работы гениального живописца-паталогоанатома?
Не хочу продолжать.
Жень, а Жень, ну не вскипайте, а?
Ну не было тогда преподавания анатомии человека, не было книг по пластике движений скелета и мышц..Не было теперешнего универсального учебника всех учебников венгра Енё Барчаи, по которому мы учились и учатся все, и только после муштры-перерисовок с этой книги, студентов подпускают к обнажёнке в аудитории…Ну, не было! Сразу после готики не было знаний анатомии… Период готики-забвение античной культуры изображения тела грамотно. Все силы творческие отдали Соборам…Богу… Возьмите, например, немца, ровесника Микеля, Лукаса Кранаха. Он, конечно, великолепный и, своим несовершенным рисунком, стильный для нас. А для Микеля он не был стильным, а был рисовальщиком -неумёхой. И, конечно, по анатомкам не ходил по ночам.
Микеланджелло и Леонардо возродили школу античности, отсюда и Возрождение. А определение «Возрождение» может относиться только к Духу человеческому, и его стоолько в античных скульптурах!! После М.и Л. Дух поселился и в живопись, в изображение человека- в его жестах, движениях живая душа… Ну как же тут без анатомии…
Вы уж простите их всех, им же запрещали, пугали наказаниями, Вы ж знаете, какие там страшные пыталки напридумали, а Дух их всё равно стремлением просветительским полон был. Так им наказано свыше, видимо..
Ну? Простили? Только без водки прощайте
Вадим-это я. Извиняюсь.
Ничё, новые ники придумаю. Вадим устарел морально ;)
Ира, ну что вы? У меня совершенно нет ничего плохого ни к ним, ни к людям вообще. И спорить я не хочу и не люблю. Только обмен мнениями. Вот, например, мое мнение, на котором я не настаиваю, могу ошибиться. Мне кажется, возрождения не бывает. И этот термин для 300-сот летней эпохи условен, так же, как условна связь между этой эпохой и античностью. Давно не брал античных книг в руки, но помнится, они там все сходились к космосу. А возрожденцам космос был не так уж важен, для них человек был на первом месте. Так что различие между греками и итальянцами (ну, не только итальянцами, конечно) капитальное.
Да хоть бы взять ваших друзей. Когда-то и не помню где, читал, что Дюрер делил человека на 1000 или больше частей. Я об анатомии. А у древних было всего 7 что ли частей. Поэтому, когда вы пишите о «возродили школу античности», у меня нет полной уверенности, что это так.
Попрекаете? Ну, выпил вчера, так ведь сознался. И потом, я же не каждый день пью.
Только через день. Сегодня, как стело — со вчерашнего остекленевший хожу.
а как же Коперник?? Мы его с Вами выкинули сейчас?? или я что-то не поняла…
а пласт естествознания… Им занимались античные философы… После падения Рима-упадок культуры и науки…факт.
Средневековье- появление университетов… и только в 15в возрождается естествознание, делением на физику, биологию, географию… там же и ботаника, и анатомия…. же… Нет, не зря всё… Не условен термин. Люблю Возрождение. И тоже уверена: в споре истина не рождается. Просто интересно..
Античные книги…звёзды..Вы, наверное, имели ввиду философов …
Коперник то как раз им ножку подставил, забросил Землю на край Вселенной, превратив тем самым человека в пыль. Какой уж тут антропоцентризм?
Бред все это! Коперник, Дюрер, Кранах… Разве об этом мужчина должен беседовать с девушкой в теме под названием «Вакхическая мистерия»? У такого мужчины на лицо эпоха Вырождения.
Коперник-то забросил всех вместе с собой на чердак мироЗдания силой чего??? Мышления мозга человеческого…..!!!!! Такой себе на планете пиптик с глазами в астрономической шапочке… А забросил же… И не пикнули..
А вот теперь только представьте: Вы, сумской такой Брейгель(Ну, раз реактивно его вспомнили))), просыпаетесь…. Не… Не так… Вы больше похожи на Гольбейна и внешне, и по сути- папа-Гольбейн его рисовал-ну очень похож, на сколько я помню. Да ещё потомкам осталось о нём: горячо прямой, бесстрастно рассудительный, лирико-проникновенный, замкнутый и умело веселящий всех… Не сводится всё к общему знаменателю, но, тем не менее, образ узнаваемый и Вы под него подпадаете тоже)) Так вот… просыпаетесь среди ночи с мыслью, окрылённый, ещё не сформулировавший ту самую мысль, но светом её разбуженный. Садитесь в ночном колпаке за монитор, судорожно записываете, пучкуя светомысль в Мысль. И сами поражаетесь тому, что написала рука ведомая… Боитесь верить написанной формуле, боитесь осознать неохватное уму заурядному, ну, женскому, к примеру, или там уму коммивояжера… Но только не вашему уму ночного созерцателя не ясна сея формула! И для Вас становится всё очевидным и сразу понятным из пришедшей формулы…. А расшифрованное гласит: нейроглИи вовсе не являются связующими и заполняющими телами межнейронные пространства, и не служат для опоры нейронов… А являются, наоборот, тоннелями, теми самыми галактическими чёрными дырами…Обратными, вывернутыми продолжениями нейронов! Ну, типа, чулок, вывернутых наизнанку… И всё сообщается…и всё едино… И тут Вы понимаете, что закинули человечка ещё дальше Коперника. Просто стёрли насухо… Но вместе с тем , на грани сумасшествия, Вы одновременно осознаёте, что Человек, его сущность -это и есть бескрайнее Всё………. Становится как-то стыдно за Брейгеля…Тут Вы резко сходите с ума, ну, т.е.- становитесь нормальным, сжигаете формулу и, как будто ничего не происходило той ночью, устраиваетесь коммивояжером на фирму рядом с домом. И только звуки прелюдии Баха фа-минор Вас уже не покинут никогда, смутно напоминая, из каких нейрогалактических лабиринтов они не дают покоя…
Вот такой божественный оксюморон был Вам ниспослан в назидание за Иру
О! Ж.Фулеров, целое эссе получилось, ну кто бы Вам ещё посвятил))) Это — за гробившего своё здоровье на лесах С.капеллы, Микеланджелло
Вот сами и публикуйте об искусстве теперь… *PARDON*
выше-это Евгению Ф
*TIRED*
Да, ну, что вы, Ира, ну, что, вы? Похоже, вы взолнованы.
Я ж теперь и рота (как писал один из наших авторов миниатюр) не открою.
Вы скажите, что затереть, я тут же мигом к Ларисе с поклоном и просьбой.
тю…
улыбка просто..
в прозе…
…тю
Фух!