Валентин Вандышев в «Саду сходящихся тропок»
В «Саду сходящихся тропок» Ирины Проценко после музыки и поэзии наступил период философии.
В немалой степени этому способствует приход осени, которая сама по себе философична, ибо полна тем самым «гибельным восторгом» пропадания, который Высоцкий позаимствовал у Бабеля, а тот — у Александра Сергеича…
Да и публика, собирающаяся в саду, — в основном, люди не только думающие, но и говорящие, увлекающиеся. Как результат — разговор, начатый в прошлый раз Александром Кугуком, захотелось продолжить. А продолжил его доктор философских наук профессор Валентин Николаевич Вандышев.
Формальным поводом была презентация присутствующим его новой книги «Варсава, или Жизнь после». Как следует из названия, речь шла о бессмертии души. Хотя получилось не о бессмертии: мы так до конца и не разобрались, о каком бессмертии идёт речь — материальном или идеальном. Скорее — о блужданиях души. Недаром беседа началась с жизнеописания Григория Сковороды. В известном смысле Григорий Саввич, как почтительно называл Сковороду Валентин Николаевич, является неким украинским аналогом Сократа.
Сковорода, как и Сократ, не создал свою философскую школу, зато воплотил в жизнь образ философствующего человека. И если Сократ – это «я знаю, что ничего не знаю», то Сковороду не поймал «міръ», то есть, люди, общество, социум…Сковорода прожил издали-завидную для многих жизнь странствующего философа, читай — свободного человека.
В этой связи хочется заметить, что в нынешних реалиях встречаются разные люди: умные, красивые, богатые и, наоборот, талантливые и так себе – и только свободных я практически не вижу в нашей свободной стране. Все чего-то боятся, кому-то служат, от кого-то зависят…. А вот Сковорода был свободным.
И немножко подробнее об образе философствующего человека. Человек «не философствующий» (назовём его ортодоксальным) в ста случаях из ста примитивен. И часто это сознательный выбор. Ортодоксальный человек выстраивает вокруг себя заборы, ограничивающие пространство мира, где ему всё понятно и всё разложено по полочкам. Любая попытка пересечения забора в любом направлении воспринимается как агрессия, ибо увеличивает энтропию в мире ортодоксального человека и, таким образом, разрушает его.
А человек философствующий живёт без заборов. Он чаще ошибается, чем ортодокс, потому что практически всегда действует на неосвоенном поле новой мысли, но зато имеет в своём распоряжении огромную вселенную, в отличие от маленького зазаборного мирка ортодокса.
Мы, обычные люди, как правило, все немного философы и немного ортодоксы, то есть, представляем собой нечто среднее с периодическими экспедициями к одному или другому полюсу себя. И это нормально. Как нормально и комфортно жить в средней полосе. И всё же нас в моменты просветления души тянет почему-то к философам…
Это я всё к тому рассказывал, что Вандышев в это вечер предстал перед нами именно «философствующим человеком». Поэтому разговор вскоре перешёл на вечные вопросы, которые собравшиеся задавали выступающему вовсе не потому, что сами не имели своих вариантов ответа. Публика-то в «Сад сходящихся тропок» приходит, повторюсь, не простая, думающая… И тем интереснее было слушать субъективные мнения человека, разрушившего свои заборы и рискнувшего существовать в чистом поле мысли.
Надо сказать, что Валентин Николаевич блестяще реагировал, был остроумен, умён и артистичен. В одной из реплик он сказал, что пробовал ходить по пути различных религий. Тут же последовал вопрос: «Какая религия, на Ваш взгляд, ближе к Богу?». Ответ прозвучал в форме притчи:
Несколько людей с разных сторон собрались штурмовать некую вершину. Естественно, они долгое время не могли видеть других идущих, так как двигались с разных сторон, и каждый шёл своим путем, преодолевая свои препятствия и считая только свой маршрут правильным. И только у вершины они встретились и радостно удивились друг другу….
Как обычно, встречу почтила своим присутствием местная шоу-кошка Антонина. Ещё бы кому, как не кошке, у которой, как известно, семь жизней, не участвовать в разговоре о бессмертии души? Правда, в отличие от прошлых встреч, на колени к выступающему Антонина не забиралась и слушала издали, выражая таким образом почтение…. Профессор всё-таки….
Завершалось событие традиционным чаепитием и общением, в ходе которого я подумал о том, что до тех пор, пока не попал в «Сад сходящихся тропок», уже много лет не говорил о смысле жизни и судьбе человечества без алкоголя. Ну, как-то так сложилось у нас с друзьями: мол, давай соберёмся, возьмём бутылочку коньяку, поговорим за жизнь…. А тут не идёт. Потому что алкоголь же затуманивает и оглушает. А разговоры в Саду такие, что хочется до конца оставаться умным и восприимчивым к мыслям других.
P.S. Днём (а дело, кстати, было в пятницу 13 сентября) довелось посетить открытие выставки художника Александра Яловенко. Основным впечатлением о выставке стал увиденный там портрет Григория Сковороды. Вечером разговор о Григории Саввиче неожиданно продолжился. Говорят, что если три человека в день начнут разговаривать с тобой о Сковороде, то вскоре у тебя в руках окажется пачка украинских банкнот с его портретом. Теперь вот я мучительно вспоминаю, не говорил ли кто ещё со мной вчера о Сковороде…. А то ж очень ведь хочется надеяться. На бессмертие души, разумеется….
Источник: медиа портал АТС creativpodiya.com
Ну й для чого ото було писати PS? Ви розумієте, що останніми трьома реченнями Ви заперечили все Вами вищенаписане?
Почему?
потому что » Сковороду не поймал мир, то есть, мір — люди, общество, социум…Сковорода прожил издали-завидную для многих жизнь странствующего философа, читай — свободного человека.»
И, конечно, свободного от денег…
Хотя, может поэтому он их и «раздаёт», когда его часто вспоминают)) А вспоминают его, естественно, совсем небогатые люди, вот он им и помогает
А если за день 3 раза услышать о Марксе…..??????
Сейчас я попробую расшифоровать шутку. Хотя нет более неблагодарного занятия в мире.
Понятно, что PS — это горькая шутка по поводу того, что на нынешних украинских деньгах размещаются портреты людей творчества, которые никогда этих денег толком не имели и иметь в этом обществе не будут.
Я считаю это соединение диким. Естественно, при нынешних украинских реалиях. Тут как бы купцы говорят творцам — мы вас будет уважать, но только когда вы на деньгах…..
Украинская валюта признана самой красивой в мире. Только ни космодром, ни порт, ни нефтепровод, да что там — дорогу хорошую за них не купишь. Только для творчества и годятся. *PARDON*
Гениально, Володя! Одна валюта самая надёжная, вторая — самая распространенная, а наша — самая красивая ! Очередной раз убеждаюсь, что Бродский, говоря о первенстве эстетического начала, имел ввиду Украину. Украина — сто процентов эстетический феномен.
Уважаемый Микола Данько, а вы хотели увидеть здесь научный диспут о бессмертии души?
Так он здесь есть, читайте внимательно. Например притча о восхождении на гору.
Каждая встреча в «саду сходящихся тропок» у Ирины Проценко это возможность заглянуть в себя и задать себе самому вопросы.
А PS только свидетельствует о том, что человек по сути своей многогранен. И в голове его живет огромное количество мыслей. И он не может и не должен быть только серьезным.
Если даже предположить, что тело можно воскресить, соизволит ли Господь подарить такому телу Душу и что за существо будет, произведённое франкенштейнами, с какой сущностью… Это-главная тема книги В.Вандышева, где автор собрал сведения и факты о многочисленных исторических попытках, секретных научных разработках по оживлению тел гениев и политических лидеров, сохранять которых для науки и пытались в мавзолеях… В этой связи автор так же усомнился в непорочном зачатии Девы Марии… предполагая, или, скорее, апеллируя к духовному разуму, что Бог наделяет душой человека, зачатого мужчиной и женщиной в любви. И только.
Спасибо Валентину Вандышеву за то, что нашёл время и с радостью и сотворчеством согласился на встречу с нами
Кто-то хорошо сказал: самый ценный подарок людям -внимание, уделённое в личное время, т к . только время невозможно вернуть себе обратно
*THUMBS UP*
В тот день, как нарочно, каждый посетитель спрашивал учителя только об одном, самом главном вопросе: “Что будет после смерти?” Учитель только улыбался и ничего не отвечал.
После ученики спросили, почему он все время уклонялся от ответа.
— Вы замечали, что загробной жизнью интересуются именно те, кто не знает, что делать с этой? Им нужна еще одна жизнь, которая длилась бы вечно, — ответил Учитель.
— А все-таки, есть жизнь после смерти или нет? — упорствовал один из учеников.
— Есть ли жизнь до смерти, вот в чем вопрос, — загадочно заметил Учитель…
PS Володя, прошу прощения, но мы не заинтересованы в появлении большого количества ссылок на внешние ресурсы в комментах. Это не значит, что вообще нельзя, но по возможности мы их избегаем. Спасибо за понимание…
«загробной жизнью интересуются именно те, кто не знает, что делать с этой»
«Есть ли жизнь до смерти, вот в чем вопрос»
Красиво сказано. Нет, не так.. «Есть ли жизнь до смерти, вот в чем вопрос?» — для меня этот вопрос несомненно существеннее, чем «to be or not to be».
Владимир, откуда это притча? Или это ваше?
«Жизнь после смерти»
Владимир Шебзухов
Не взрослые, не дети,
Подростки лишь всего,
Одним вопросом этим
Замучили его.
«Что будет после смерти?»
Учитель, иль молчал,
Или в своём ответе –
Себе под нос бурчал…
Не взрослые, не дети,
Едва звонок раздался,
Спросили, от ответа —
Почто он уклонялся?
Тут никуда не деться,
В молве народной — в лоб!
«Вопрос имеет место,
Но каждый ли поймёт?
Так пусть вопрос сей будет
Не первый, а второй.
Пускай сейчас волнует
Всех вас вопрос иной:
А есть ли жизнь до смерти?» —
Закончил тему глас.
Не взрослые, не дети,
Задумались тот час!