Тайная театральная профессия
В странном мире мы живём. В нём зло может править в маске добра, а поддельные чувства — выглядеть натуральнее, чем настоящие. Грань между фальшивым и подлинным настолько размыта и субъективна, что любого из нас очень просто обмануть и сделать объектом манипуляции.
Мы приходим в театр и по окончанию очевидно посредственного спектакля внезапно слышим бурные аплодисменты и крики «браво!». В городе устраиваются общественные слушания по животрепещущей проблеме, когда власти что-то делают явно вопреки мнению и интересам большинства граждан, и вдруг на слушаниях раздаются громкие овации в поддержку властей и начинается «захлопывание» оппонентов. Как только в сети появляется критика очевидных пороков той же власти – тут же возникают комментарии оскорбительного толка в адрес критикующего.
Всё это — работа клакёров, которые в виртуальном пространстве называются троллями. Или, в случае роботизированного варианта — ботами.
Клакёр (фр. claqueur, от фр. claque «хлопок ладонью») — человек, нанимаемый для провокации искусственного успеха либо провала артиста или целого спектакля.
Клакёры отличаются от поклонников и фанатов таланта тем же, чем отличаются от обычных женщин жрицы любви. Хотя по профилю они ближе к журналистам, специализирующимся на «джинсе» и к пиарщикам-рекламистам.
Работа клакёров основана на использовании эффекта информационного социального влияния — психологического явления, происходящего, когда люди не могут определить предпочтительный способ поведения в сложных ситуациях и поэтому ориентируются на реакции окружающих, полагая других более информированными. Это явление часто используется для сознательной манипуляции поведением других.
Клака, как феномен появилась ещё в античном мире, когда драматурги специально нанимали группы поддержки перед премьерами своих спектаклей. Услугами клакёров пользовались римские императоры, в частности, Август и Нерон, так что профессия эта по праву входит в число древнейших.
Есть такая шутка: «Примадонну заваливают букетами, принесли целых четырнадцать! Но она все равно вне себя от гнева — потому что покупала-то пятнадцать».
Клака — не обязательно зло. Иногда группа поддержки помогает расшевелить «глухой» зал. Особенно актуальна она для музыкальных театров: опера, балет — эти виды искусства сложны для восприятия неискушенным зрителем. И ему надо «подсказывать», где хлопать. Сейчас этот приём часто используют в телевизионных комедиях, где смех и аплодисменты монтируются прямо в звукоряд.
Кроме того, после сложной партии певцу или танцору необходимо отдышаться – и тут как раз очень кстати перерыв на овации, которые в специально заранее оговоренных местах спектакля заводят клакёры.
Деятельность клакёров все время подвергалась упорядочиванию. Еще в первой половине XIX века в Париже было создано «Общество страхования драматических успехов». (Любопытно, что примерно в то же самое время на Сицилии возникло первое «Общество чести» — «Cosa Nostra»). В советские времена в каждом уважающем себя музыкальном театре была своя клакёрная мафия, ссориться с которой не рекомендовалось даже примам. Тогда рядовым клакёрам платили от 5 рублей дома до 10 на выезде, а бригадиру – до 25 рэ за спектакль. Так что клакёру можно было бы и не работать, если бы в СССР не преследовали за тунеядство.
После наступления новых времён профессиональным клакёрам стало выгоднее трудиться в политике. Тут гонорары выше, хотя и работа, конечно, не такая интересная – в непогоду махать флагом или встречать счастливыми воплями бред политика – это не «Щелкунчика» смотреть, сидя в мягком театральном кресле.
Впрочем, незакалённые интеллектуалы сейчас могут наняться в тролли. Гадкая, конечно, работа, зато в тепле и уюте.
И, казалось бы, всё с ними ясно. С клакёрами и троллями. Только вот отличить их от реально чувствующих и сочувствующих крайне сложно. Кроме того, у артистов, к которым относятся также и политики, всегда есть личные группы поддержки, состоящие из искренних и бескорыстных фанатов. Как это, например, было на Майдане во времена «оранжевой революции», когда часть людей была, так сказать, «за идею», а для руководства и подогрева её работали клакёры.
Противостоять клакёрам тяжело. Именно потому, что человеку, как существу социальному, трудно не соглашаться с мнением окружающих. Особенно, когда их много и они уверены в себе. Кроме того, в современном, перегруженном информацией мире крайне мало всесторонне образованных людей, обладающих индивидуальным художественным вкусом и необходимым набором знаний, чтобы адекватно воспринимать нынешнее искусство – будь то театр или политика. Если они вообще есть. Но путь ориентации на то, как реагируют «знатоки» из публики – тоже ошибочен.
Итак, что мы имеем в сухом остатке? Сам зритель в большинстве случаев не уверен в своей реакции, а то как реагируют окружающие – чаще всего гарантированная манипуляция. Как тут быть?
Хорошо бы, конечно, научиться полагаться на себя. Смотреть, слушать и радоваться набору чувств и эмоций, который возникает в душе и разуме на самом деле, а не потому, что они — у всех и ты не хочешь чувствовать себя идиотом оттого, что их не испытываешь. Это бесконечно сложно, но иначе же всё время будут обманывать!
А с другой стороны – каждому творческому человеку не помешало бы иметь свою персональную группу клакёров. А то ведь так тяжко в нашем орущем в миллионы ртов мире не только сказать что-то, но и быть услышанным.
Иными словами, идеально было бы, если бы чужие клакёры нас не путали, а свои — помогали. А ещё идеальнее – если бы чужих не было вовсе. А были только свои.
В общем, в странном мире мы живём…
Источник: медиа портал АТС creativpodiya.com
Впервые втретил название этой профессии. К сказанному могу добавить, что клакёры распространены необычайно широко. Это творческие люди, работают не за страх, а за совесть, вдохновенно творят, иначе не могут. Это очень приятно: эффект достигается поразительный, дарит ощущение власти над коллективом и гарантирует благосклонность властьимущих.
Орест Коваль нередко предупредает на концертах: «Твір складається з трьох частин, тож в паузах аплодувати не потрібно».
Орест каже: «Не треба в паузах плескати»
В любом случае своих клакёров надо прикармливать. Или материально, или искренней отдачей своего таланта. Последняя прикормка сложнее. Хорошая статья!
Клакёры с неклакёрами искупают в единых овациях настоящее искусство))
После одного из концертов в Америке, во время оваций, Сергей Рахманинов дарит все корзины с цветами стоящей
женщине-прислуге, принесшей во время выступления своей госпоже с гардероба манто. Она стояла совершенно очарованная игрой и плакала от счастья. Он был тронут самым живим выражением лица в зале.
Женщина прославилась-это же Америка)) Её «выражение лица» некоторое время использовали в рекламе
«Женщина прославилась-это же Америка)) Её «выражение лица» некоторое время использовали в рекламе»
И стала, она таким образом, клакёром.используя своё лицо. как социальное доказательство качества пропихиваемого товара ))))))))))))))))))
Сейчас никому верить нельзя…. Вот реклама по ТВ — ясно же что дурят. А всё равно покупаешь…
Знаю эту историю. Русский музыкант из всех присутствующих чопорных господ заметил единственную душу, искренне внимающую звуки его души!
Что случилось потом — это «кухня» тех самых чопорных лиц
На сколько я понимаю, клакер это человек который не зависимо от уровня произведения демонстрирует заранее подготовленную реакцию!
А женщина реагировала искренне!!! Она не клакер! Она благодарный зритель, поклонница, если хотите.
Не подменяйте понятия, так можем зайти не в ту степь, и очень далеко!!!
А вам не кажется, что иметь свою бригаду клакеров, это лицемерие?
Думаю, что это все-таки «хуже» для творческого человека, чем «лучше». Ведь как тогда понять действительно ли хорошее произведение ты создал или низкопробное?
А работает это все , кстати, по принципу Автосинхрогизации. В толпе находится 3-5% людей, которые знают, что, когда и как надо делать, В определеное время они начинают что то делать синхронно, и вся остальная толпа подхватывает ихние действия бессознательно.
Вспомните Майдан, где-то в глубине слабо зарождается «Ю-щен-ко» и через 10 секунд вся площадь уже скандирует это во весь голос
Такое же явление может возникать и спонтанно, без «клакеров». К примеру когда после спектакля в театре люди начинают хлопать — равномерный шум по залу, и вдруг взникает акцент, случайно, ни кто не задает этот ритм, но через 3-5 секунд бессистемные хлопки переходят в срого определенный ритм! Кстати его частота 100-120 хлопков в минуту. На этой частоте хорошо происходит зомбирование человека.
Все марши написаны с таким ритмом, Музика диско тоже имеет ритм 120
…Это так, легкое отступление
Почему же отступление? Как раз в развитие темы…
Мне вообще кажется, что такая ситуация заложена в природу человека. И выхода нет….
Не сгущайте краски, Игорь! Даже если Вас съели, у Вас есть два выхода!
Когда у Земли первый раз не было выхода, случился Всемирный потоп.
Когда у Земли второй раз не было выхода, был Содом и Гомора.
Если человечество заходит в тупик в своем развитии и люди уже не имеют возможности выполнить свое предназначение (смысл жизни), Творец все рушит и начинает «Игру» с начала.
Если Вы сегодня утром проснулись — значит еще есть куда идти, есть цель, есть надежда!
Идемте же, и Бог нам в помощь!
Конечно. Мы все и идём. Вглубь вышеописанной ситуации. А не к выходу. И ничего. В глуби тоже можно жить