В Эстонии открылась скандальная выставка, показывающая Холокост с юмором
К 70-летию освобождения концлагерей во Вторую мировую войну в Тартуском музее искусств открылась провокационная выставка польских художников «Моя Польша, воспоминания и забвение», трактующая Холокост в юмористическом ключе.
На экспозиции представлены работы польских художников, показавших трагедию еврейского народа в юмористическом ключе.2
При этом организаторы не скрывают, что «юмористической» выставкой о Холокосте хотят вызвать в обществе полемику — они признают, что в экспозиции немало скандальных и провокационных работ, а посещение выставки может вызвать нервный срыв.
«Открывает выставку панорама, знакомая зрителю из американских фильмов. Большие белые буквы на фоне Голливудских холмов. Только здесь вместо надписи HOLLYWOOD — слово HOLOCAUST. Среди работ — скандальное видео художника Артура Жмиевского, которое было запрещено к показу в Германии. Съемки проходили в стенах бывшей газовой камеры в Аушвице: на видео полностью обнаженные люди, радостно играют в пятнашки перед предстоящей казнью», — передает эстонский телеканал. Другой не менее провокативный ролик Жмиевского демонстрирует пожилого бывшего узника Освенцима, который поддается на уговоры обновить в тату-салоне сделанную в лагере татуировку с порядковым номером.
Авторы шокирующих комиксов, видео и картин — польские художники, большинство из которых не раз участвовали в Венецианской биеннале. Провокация, считают организаторы выставки, позволяет вспомнить и заново пережить трагические события, справиться с которыми художникам помогает юмор. «Память о погибших при трагических событиях, взгляд на историю сквозь призму юмора, компенсация несправедливости, торговля историей, возобновление пережитого — это все примеры стратегий, использованных художниками для того, чтобы справиться с болью недавнего прошлого и неприятными темами», — сообщает сайт академии.
«Юмор и ирония — это один из способов пережить травму. Эта выставка говорит, скорее, не о самом событии, она пытается понять, как мы — поколения, живущие после этого, пытаемся справиться с травмой. Юмор — способ справиться с событиями, травмировавшими человеческую душу. На то, где показывается игра в подвале, смотреть невозможно — это отвратительно», — приводит РИА Новости заявление координатора выставки Юлии Полуяненковой.
Между тем, обыгрывающие тему смерти миллионов людей работы вызвали протест представителей Тартуской еврейской общины. «Я думаю, что в Холокосте нет ничего веселого и ничего ироничного. Это трагическая тема, и это видео, на мой взгляд, совершенно неадекватно и неуместно», — сообщил член Тартуской еврейской общины Роман Смушкин.
Стоит отметить, что в годы Второй мировой войны практически все евреи, не успевшие покинуть территорию Эстонии, были уничтожены. Помимо тысячи эстонских евреев на территории страны были убиты около 10000 евреев из других стран.
Источник: https://www.mk.ru.
«Юмор и ирония — это один из способов пережить травму..» Травму? Это всё — травма? Способ пережить мегапреступление планетарного уровня — юмор…? .А кто дал право и разрешение это пережить?
Проговорить-> посмеяться->пережить -> справиться -> забыть. Эта формула из психологии допустима в этом случае?
Юмористы. Дети Хёрста. Тот тоже «проговаривает», как пишут гуманитарии арта о его зверских инсталляциях.
Скандал- конъюнктура-эпатаж- Бред. Полный субкультурный микс. Да, но тема табуированная же… Печально всё это. Так скоро комиксами и до нашей войны доберутся
Может это некий нюанс европейского мышления, который мы не улавливаем? В любом случае, даже если это и так, то подобное событие нарушает все нормы толерантности, так как оскорбляет и ранит тех, кто эти самые евронюансы не улавливает.
Конечно-нюанс. Толстый нюанс. Цель достигнута-мир в шоке. Я не думаю, что художники, обливаясь горючими слезами, придумывали этот проект, дабы человечество не забывало… Цель проекта-выстрелить, засветиться на несколько лет вперёд. Галереи с этой же целью с удовольствием пиарят подобные проекты. Уверена- ни одна галерея не заинтересовалась бы сегодня портретами Фешина, если бы он жил сейчас и был мало известен. И простые лица тонкой графики Гольбейна закидали бы молчанием, будь он сегодняшним юнцом. Радует одно: после шоу шока народ всегда возвращается к настоящему и вечному, прекрасно понимая, где конъюнктура, а где оно-искусство.
Галереи взяли на себя ответственность-выставить подобное, не задумываясь, что эта выставка, по силе воздействия, со временем может оказаться последней информацией для юного поколения о преступлениях века, а следовательно, сформирует и упрощённое отношение к последующим преступлениям… Ужас.
У моих дальних родственников был дедушка-узник Освенцима. До конца своих дней, он в страхе наклонялся, закрывая голову руками, когда кто-то, даже из родных, при разговоре рядом с ним, резко жестикулировал. Потом горько рыдал от стыда за свои рефлексы
А ведь и правда может остаться для следующих уже без эпатажной окраски, а просто как факт отношения к тому, что было. Сейчас же вообще пробивается тема «чисто поржать» как лучший вариант времяпровождения.