Павел Филонов и Екатерина Серебрякова

Павел Николаевич Филонов — русский художник, теоретик искусства, поэт родился 8 января 1883 в Москве, умер в Ленинграде 3 декабря 1941.

Мать — прачка, отец — извозчик. В семье было: четыре сестры и два брата. Павел Филонов был младшим в семье.
В 1887 году умер отец П.Филонова, в 1896 году — мать.
В 1897 году семья переезжает в Петербург.

Автопортрет

Поэты называли его «певцом городского страдания», «смутьяном холста» и «очевидцем незримого». А он был обычным гением. Великим мастером, который неутомимо создавал свои холсты для потомков. Павел Николаевич Филонов — художник-исследователь и теоретик «аналитического» искусства, был уверен в том, что его работы нужны и народу, и Родине. Его собрат по кисти — художник И.И.Бродский писал:

«Производственно-творческие приемы Филонова – по краскам, подходу к работе и по глубине мысли – несомненно, наложат отпечаток на мировую живопись, и наша страна может им вполне заслуженно и законно гордиться».

Сегодня, анализируя прожитую им жизнь, можно уверенно сказать — то, что сумел выстрадать Филонов, далеко не каждому по силам. Мастер голодал, но своих картин не продавал. На такое способен лишь уверенный и преданный своим идеалам человек. Филонов был готов влачить жалкое существование, но при этом тщательно собирал все работы, искренне веря, что они еще понадобятся Родине.

И это в то время, когда его творчество высоко ценили за пределами Отечества. Многие зарубежные коллекционеры мечтали иметь картины Павла Филонова в своей коллекции. Некоторые из них не раз предлагали Павлу Николаевичу покинуть страну, переехать жить на Запад, где он мог одновременно и работать, и преподавать. Но художник не видел для себя иной родины, кроме России.

Рождение мастера

Павел родился 8 января 1883 года в Москве. Его родители были выходцами из простого люда — отец работал кучером, мать — прачкой. В семье росло шестеро детей, которые рано остались сиротами. Забота о младших досталась старшей сестре — Александре, которая вышла замуж за известного в Санкт-Петербурге купца. Павла — самого подвижного и пластичного из всех детишек с пяти лет отдали учиться танцам. Блестяще освоив технику движения, мальчик выступал в кордебалете.

Когда ему исполнилось 11 лет, взрослые приметили, что все свое свободное время парнишка мастерски копирует многие понравившиеся ему рисунки с различных этикеток и открыток. Тогда Павла отправили учиться дальше, но теперь уже на мастера-декоратора. После окончания художественно-ремесленного училища Филонов некоторое время работал маляром, неплохо зарабатывая. Но затем, проработав пять лет в художественной мастерской академика Дмитриева-Кавказского, он поступил в Академию Художеств. Правда, до диплома дело так и не дошло —  Филонов не принял действующей идеологии в Академии, он неистово отстаивал свое видение и свой стиль в живописи. Непокорного студента отчислили в начале третьей зимы обучения в 1910 году. Но это не отвратило Павла от любимого дела.

Зимой 1910-11 годов Филонов пишет свою первую картину «Головы», в которой исследовательская инициатива тесно связана с максимальными профессиональными данными художника.   В 1912 году Павел Филонов написал статью «Канон и закон», где выступил против П.Пикассо кубофутуризма, «пришедших в тупик от своих механических и геометрических оснований». Эта статья стала первым изложением его основных принципов аналитического искусства. Несколькими годами позже художник уточнит терминологию, добавит к ней новые положения, развивающие теорию, но все существенное, что характеризует этот творческий метод, уже содержалось в его ранней статье.

Для живописца стало правилом каждое лето совершать морские путешествия по Волге. Деньги на поездки он зарабатывал сам, не чураясь никакой работы. Художнику приходилось не только колоть дрова или красить заборы, но и писать списки с икон, а порой даже вышивать «крестиком» полотенца и скатерти.

В начале Первой мировой Павел Филонов отправился добровольцем на войну. Через некоторое время его — солдата 2-го Морского полка Балтийской дивизии посылают служить пехотинцем на Румынский фронт. Затем вихрь революции захватил его, и одно время Павел работал председателем Военного Революционного Комитета Придунайского края в Измаиле.

Тяга к искусству оказалась сильнее всех революционных призывов. Один из друзей Павла – художник Мансуров, по совместительству работавший комендантом Дома Литераторов в Питере, выхлопотовал Павлу Филонову комнату. Небольшое жилище с двумя окнами вполне устраивало художника. Ведь главным достоинством для художника были стены, на которых мастер мог развесить свои работы. Павел с головой ушел в творчество. С 1918 года Филонов пишет картины и одновременно продолжает свою исследовательскую работу в искусстве. Это был трудоголик «до мозга костей», часто работавший по 18 часов в сутки.

«Картины Филонова – это сплошные эмоции», — говорили о его творчестве друзья.

Помимо создания отдельных картин, Павел Филонов увлеченно работал над декорациями к спектаклю «Владимир Маяковский», который был поставлен в 1913 году в театре петербургского Луна-парка (театр Неметти). Кроме того, художник был иллюстратором ряда футуристических буклетов, издал свою трансрациональную поэму «Проповедь о поросли мировой» и начал разрабатывать художественные теории: «Идеология аналитического искусства» и «Принципы сделанности». А в 1919 году некоторые картины мастера были выставлены на Первой Государственной свободной выставке искусств рабочих в Петрограде.

Судьбоносная встреча

12 апреля 1921 года в комнату Павла зашел комендант. Он передал художнику просьбу соседки написать портрет ее недавно умершего мужа. Соседкой Павла Филонова была учительница английского языка Екатерина Серебрякова. Филонов портрет написал, но денег за работу не взял, а напросился брать у соседки уроки английского языка. Через три года Филонов и Серебрякова поженились.

Введенская сторона

Это был странный брак. Екатерине Серебряковой тогда исполнилось 62 года, а Павлу Филонову — 43. «Молодые» жили в разных комнатах и вели разное хозяйство. По сути никакой проблемы быта для Павла не существовало – он сам шил себе одежду, не признавал никаких докторов, поэтому всегда сам лечил и себя и свою жену. С раннего детства он привык рассчитывать на свои силы, поэтому никогда не бегал от одиночества. Несмотря на крутой нрав, Филонов всегда был внимателен и любезен с женой, которую называл не иначе, как «дочкой».

Нельзя сказать, что Екатерина Серебрякова жила в  большом достатке, но она – в отличие от Павла  Николаевича — получала персональную пенсию, в то  время как ее супруг влачил жалкое существование. Но Серебрякова не могла вмешиваться в судьбу мужа — таков был его выбор. Часто страдая от недоедания, Павел никогда не заходил обедать к жене, а если просил у нее  денег, то непременно в долг. Иногда художник погружался в чтение философских книг, одно время увлекался изучением Библии.
Екатерина Серебрякова сумела понять и оценить мир причудливых образов мужа. В 1923 году Павел Филонов становится профессором Академии искусств и членом Института художественной культуры.
К приемам абстракции П.Филонов обращается с начала 1920-х годов. 1930-е годы стали временем травли художника. Он не получал официальных заказов, его ученики вызывались в НКВД, их принуждали отречься от своего учителя, в 1938 г. были арестованы оба сына жены художника Е.Серебряковой.

Художник жил в полной нищете. Девять лет он вел дневник. Это шесть толстых тетрадей, в которых отражалась жизнь художника.В последней тетради он писал только о жене. Эти дневники в 2002 году изданы.
В ноябре 1938 года у Екатерины Серебряковой на улице случился инсульт. Ей было тогда 76 лет. На «Скорой» ее увезли в больницу, но на следующий день Филонов на руках принес жену домой и сам стал ее выхаживать. Он заново учил ее говорить, ходить, развлекал, встряхивал и продлил на три года жизнь, потому что без его забот тяжело больная Екатерина Серебрякова не смогла бы выжить.

3 декабря 1941 года во время Ленинградской блокады Павел Филонов умер от истощения и голода. Труп пролежал на столе 9 дней, пока нашлись доски от Союза художников на гроб. Жена пережила его на несколько месяцев.

Творчество Филонова выдержало испытание временем. Всеобщее мировое признание пришло к этому самобытному мастеру через несколько десятилетий после его кончины.

От: ИРА

1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (6 голос, оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Читайте ещё по теме:

Не найдено похожих записей...


комментариев 9

  1. Игорь Касьяненко:

    Странная жизнь, странные картины…. что-то такое инопланетное во всем этом…

    • Ирина Проценко:

      …хотя- да, брак вызывает недоумение. Но там, видимо, в другом было единение, более совершенное…

  2. Ирина Проценко:

    Поэт в России — больше, чем поэт.
    Художник — больше чем художник…
    Картины Филонова первый раз желательно смотреть на стенах. Раньше возили…
    Или в хороших изданиях. Тогда открывается сказка…поэзия… Филонов-поэт. и судьба напоминает судьбы многих поэтов того времени. Он на 100голов выше чёрного квадрата и его автора, более удачливого тусовщика. Он даже к смерти подготовился, не изменяя себе.»… По завещанию, после смерти тело Малевича было кремировано в супрематическом гробу, а затем урна была захоронена под любимым дубом художника близ деревни Немчиновки. Над могилой был установлен кубический монумент с изображённым чёрным квадратом. В годы войны могила была утрачена.»
    Где-то я прочла мнение, что фразу » художник должен быть голодным» впервые выдали сами творцы, имея ввиду прямой смысл — на полный желудок хочется спать. А другие смыслы фразе придали эстеты, потребители «хлеба и зрелищ». Нищета опустила Моцарта в общую могилу в гробе напрокат, Некрасова — до невозможности лечиться,
    писатель Гамсун, голодая молодым совсем, писал роман «Голод»-совершенно жуткая история. Гении тусовщики, уважающие деньги безо всякого ложного стыда, жили достойно, Вагнер, например: » он уважать себя заставил…»

    • .яна:

      У Вагнера совсем другая история. Король восхищался музыкой композитора, выстроил театр в Байроте для него и влюбился в самого Рихарда…

  3. Игорь Касьяненко:

    Да.. его странные картины прекрасны и от этого становятся ещё страньше….

  4. Надежда Юрченко:

    Павел Филонов это классика. Как здорово, что коллеги из Русского музея в С.-Петербурге удивительным образом смогли спасти эти творения от «Хрущовской оттепели» и «Брежневского застоя» и сейчас они занимают лучшие стены известных российских музеев. А ведь был приказ из Кремля об уничтожении этого наследия.

  5. Яна:

    У Вагнера совсем другая история. Король восхищался музыкой композитора, выстроил театр в Байроте для него и влюбился в самого Рихарда…

  6. Олллла:

    Как можно совершить по Волге МОРСКОЕ путешествие?

    • Игорь Касьяненко:

      wacko Наверное, Волга в местах его путешествий была очень широкая. Как море )))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


2 + 2 =