Василий Клименко. Стихотворения

поэзия

По мотивам романа Владимира Набокова «Дар»

За бабочкой погнавшийся
Бежит по лугу, мокрому от росы.
Ему под ноги ложатся по диагонали
Косые лучи времени, неспособные успеть
За движением его неспокойной мысли…

Погнавшийся за бабочкой
Блуждает в лесу; перед ним возникает поляна,
Покрытая солнечными пятнами воспоминаний,
Переливающаяся всеми красками, доступными воображению,
Но не способная остановить его бег.

Погнавшийся за бабочкой невольно,
Даже не ведая того, что происходит,
Переступает черту, оказывается за гранью чего-то,
Нарушает правила приличия, законы,
Стремится все время вперед,
Думая лишь о цели
Своего непрерывного бега.

Погнавшийся за бабочкой
Способен дойти до вершин абстракции,
Запомнить классификацию видов,
Описать особенности размножения бражника или капустницы,
Заставить любимую им до потери памяти жизнь
Угаснуть на расправилке.

Погнавшийся за бабочкой
Не может лишь остановиться.
Пребывая в покое, он только удивляется
Стечению обстоятельств, соединившему
Столь разные воспоминания, собравшему их
В настоящем, на лестничной площадке
Малознакомого трехэтажного дома.

И образ его меркнет,
Теряясь посреди наплыва случайных лиц,
Посреди расширяющегося в бесконечность многообразия
Еще не исследованных миров.

***

Какая страшная свобода
Нам на поруки отдана.
Она – знаменье перехода
Для нас – в иные времена.

Она сияет далью вешней,
Сплошным разливом талых вод.
И чем огромней, тем нездешней
Речной воды неспешный ход.
И все подвижно, все текуче:
Заботы, страхи и мечты.
Направо – лес, налево – кручи
Непостижимой высоты.

Как облака, плывут невзгоды.
Но мир лежит на лоне вод:
Всю горечь лет уносят воды,
И следом вечное грядет.

***

Не читается мне, не читается.
Надоели чужие слова.
И душа без причины мается….
Сам себя понимаю едва.

Слово мне, как перчатка, брошено.
Но на вызов отвечу едва ль.
Тишина, словно гость непрошенный,
Закрывает собою даль.

Туго времени узел вяжется.
Проиграл я словесный блиц.
Но напрасно порою кажется,
Что в толпе не увидишь лиц.

Потакаем своим желаниям,
Громко спорим из-за гроша.
И свое забываем призвание,
Вечной злобою жизни дыша.

Но сомнение в нас пробивается
Сквозь бездонную тишь ночей.
И душа до рассвета мается.
Слов не зная для муки своей.

***

Увидеть мир в узоре на стене,
Где, словно книга, старые обои
Развернуты страницами вовне
Над поразившей душу немотою.

Из полумыслей этот мир возник.
Ведь я, узор ощупывая взглядом,
В него былое вкладывать привык….
Как вещи, что кладут все время рядом.

Так выручают стул и табурет.
Так разум от работы отдыхает,
Когда, абстрактный оседлав предмет,
Из пустоты природу извлекает.

***
Закидывая удочку, не знаем,
Что вынырнет, что сядет на крючок:
Плывут мечты, подобно рыбьим стаям;
И в глубину уходит поплавок.

Где наш вопрос остался без ответа,
И не избыта прежняя тоска, —
Там, словно время на исходе лета,
Сквозь тишину натянута леска….

И только вечер, с полным безразличьем
Над нами солнца голову склонив,
На языке перебивает птичьем
Немую ноту небывалых рыб.

***

Свидетель

Он виноват, он слишком много  знает
(на все ложится прошлого печать).
И жизни круг расправа замыкает:
«Свидетель должен замолчать!»

Но то – в кино. А в жизни очень  редко
Душе забвенье полное дано:
Ночь напролет шуршит о чем-то  ветка,
И тень, как прежде, падает в окно.

***
Я так и думал: ожиданье
Способно оставлять следы.
На тротуаре. После снегопада.

***

Я плакал. По улицам, с детства знакомым
Ходили знакомые люди.
Знакомые книги повсюду читали.
О жизни знакомой мне сон рассказали.

Знакомые птицы по кухне летали.
Знакомое зелье варилось в кастрюле.
Мы летом, как прежде, от зноя страдали.
Знакомые ветры под осень подули.

Мы счастья не ведали – горя не знали.
Но вот зазвенели знакомые струны….
Знакомые воры кораллы украли.
Знакомый кларнет заиграл накануне.

Я понял бессмыслицы жуткую тайну
(Мне это открытие с детства знакомо):
мы знаем так мало…. А чудо – случайно.
Как молния в небе. Только без грома.

***

Сосредоточенность

Кто научился думать об одном,
Тому не внятны суеты приказы.
Его душа становится лучом,
За миг пронзившим все пространства сразу.

Пусть этот луч уходит в забытье.
И жизни ночь – для разума преграда….
Его судьба – лишь пыль на острие
Его сосредоточенного взгляда.

***

Постскриптум

изношены одежды:
королевские мантии, монашеские сутаны,
галстуки «бабочка», дамские шляпки,
охотничьи сапоги, мотоциклетные шлемы….

ткань бытия протерлась до основания,
перестала держать тепло человеческих взглядов,
тайну нескромных мыслей,
форму прямолинейных поступков….

мы выросли,
вырвались за предел того,
что казалось нам лишь помехой,
неудачно демаркированной границей,
промахом близорукого портного,
жившего в допотопные времена
и скроившего для нас слишком узкие,
неприспособленные для быстрых,
решительных движений одежды….

мы вырвались,
прошли пустоту неосвоенного пространства,
подводный мир подсознания,
космический мир абстракции,
виртуальный мир своих необузданных желаний….

так почему же нам холодно?
почему мы не можем согреться?
ведь мы неплохо освоились,
стали все знатоками, экспертами…
но так и не смогли понять,
что же для нас является главным….
где спрятано сокровище…
откуда дует ветер…..

***

1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (оценок ещё нет)
Загрузка...

Читайте ещё по теме:

Не найдено похожих записей...


комментарий 21

  1. Ирина Проценко:

    Прекрасная подборка! Но даже перечитав по несколько раз каждое произведение, возвращаюсь к первому стихотворению- про бегущего за бабочкой…… Магически действует на меня *ROSE*

  2. Сергей Тихенко:

    «Погнавшийся за бабочкой невольно,
    Даже не ведая того, что происходит,
    Переступает черту, оказывается за гранью чего-то,
    Нарушает правила приличия, законы,
    Стремится все время вперед,
    Думая лишь о цели
    Своего непрерывного бега.»
    Мы все гоняемся каждый за своей бабочкой…иногда за чужой…

    • Ирина Проценко:

      … Серёжа, есть, к слову, давняя-давняя грузинская короткометражка без слов… примерно так: зрелые тётенька и дядечка, кряхтя, ловят сачками бабочек на полянке домотдыха . Тётенька поймала и тут же её внуку подала в коробочку на иголочу . А дяденька ловил бабочку, за которой наблюдал, пока тётенька ловила свою-его бабочка сидела на шляпе тётеньки, а потом улетела…Получается, он ловил её бабочку, чтобы вернуть шляпке. Ему это удалось. Он, с одышкой, подошёл к тётеньке и они встретились взглядами *IN LOVE* ))))) Потом посадил на шляпу бабочку, которая не спеша спорхнула, подлетела к внуку с коробочкой, покружилась над коллекцией, пока тётенькина бабочка не сорвалась с иголочки и они не улетели вместе в танце….
      О силе любви )))))
      Не могла не поделиться-очаровательные короткометражки выдавали грузины…

    • Василий Клименко:

      Наверно, поэты и художники часто гоняются за чужими бабочками — чтобы отобразить милую их сердцу реальность…

  3. Сергей Тихенко:

    Согласен. Грузинские короткометражки были чем-то невиданным в регламентированном советском кино. Очень добрые, простые и одновременно сложные. Я, в свое время, просто обалдел от ролика «Рельса». Двое грузин поспорили, донесет ли третий до села рельсу. Кажется — а где же сюжет, юмор и оригинальность? А это было просто великолепно.
    Так же и с погнавшимся за бабочкой…

  4. Ирина Проценко:

    … а ещё очень здорово про абстракцию!! Как она выручает…

    А Вот!!
    ,,,Мы счастья не ведали – горя не знали.
    Но вот зазвенели знакомые струны….
    Знакомые воры кораллы украли.
    Знакомый кларнет заиграл накануне… (!!!!!) *THUMBS UP*

    Разберём всё, Вася, на цитаты ))

    • Игорь Касьяненко:

      Вот это моё любимое стихотворение…. Обожаю тему чуда. В нём и смысл, ради него и жить стоит….

    • Василий Клименко:

      Ну уж тут у меня самого цитата…)))

  5. Евгений Фулеров:

    Я так понимаю, поэт пишет для себя и для других.
    Читаю одни строки Василия, понимаю о чем он, ничего против не имею, но мне лично оно не надо. Поэтому остаюсь равнодушным.
    Читаю другие строки и вижу, что это уже мне надо.
    Вот, например, две его строчки, которые до гениальности просты и точны по передаче чувства и смысла:

    Не читается мне, не читается.
    Надоели чужие слова.

    • Ирина Проценко:

      …да-да!! И мне.. и для меня… Забыла вписать в комент эти строки. Иногда возникает вопрос: зачем… почему…или, скорее, для кого глубоко и оригинально мыслящие люди, выдающие на гора собственные афоризмы, частенько в сетевых статусах пишут чужие мысли — слова *UNKNOWN* для какого контингента «друзей» ? И за это тоже не люблю соцсети. Настанет… настанет критический момент- придёт всеобщее утомление и все перестанут умничать чужими умностями, сети лопнут изнутри: сначала останутся одни мыслители, но их некому будет читать, некому же будет переосмысливать, да и нет, как известно, пророков в своём отечестве, — останется там вечная реклама и пиарщики сайтов smile

  6. Игорь Касьяненко:

    А меня вот это образ поразил. Прямо живопись словами… «Его судьба – лишь пыль на острие
    Его сосредоточенного взгляда.»

    • Евгений Фулеров:

      Да, согласен. Серьезно и красиво. Я минуту в голове сосредотачивался, чтобы в полной мере осознать сказанное.

      • Игорь Касьяненко:

        Я тоже smile Иными словами, это образ который можно представить. Хотя каждый, наверное, и по-разному его видит…

  7. Наталья Говорухина:

    Настоящая поэзия…Василию удачи и творческого парения!

  8. Василий Клименко:

    Спасибо всем за отзывы!

    Вижу, что от темы «бабочка» мне уже не избавиться. Наверно, это оттого, что бабочка в силу своей чрезвычайной легкости может иметь в жизни исключительно символическое значение…)))

  9. Макс Волин:

    Про следы ожидания впечатлило.

  10. Василий Чубур:

    Поэзия или есть в стихах, или ее нет, хотя стихи, вроде, и есть. У Василия поэзия пристутствует, причем не приколотая, как гербарийная бабочка, к словам, а как та, пытающаяся ей помочь…Сосредоточенность — ключ к тайнам этой поэзии… Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


8 + 8 =