Профессионал в творчестве. Это как?

опрос

«Что такое профессионал в творчестве? Тот,  кто зарабатывает деньги своим искусством, член творческого союза или …»

С  таким, на первый взгляд простым, вопросом редакция «Агентства  творческих событий»  обратилась к  ряду,  на наш взгляд,  несомненно  творческих людей.

Ирина Козлова. Поэт. Конотоп. Украина.

Или. Зарабатывать деньги можно и халтурой — кстати, вы на Андреевском спуске давно были? Вот уж правда — «Женщины да лошади»… но продается. Членство в творческом союзе само по себе только статус, но никак не показатель профессионализма. Чехов — врач, Булгаков — врач… Я  вообще не уверена, что к творчеству применимо понятие «профессионализм».

Умные люди пишут: «Профессионализм – особое свойство людей систематически, эффективно и надёжно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях». (Википедия)

«Профессионализм – высокое мастерство, глубокое овладение профессией, качественное, профессиональное исполнение». (Современный экономический словарь).

Вот и спрашиваю я себя: поэт, художник — это обязательно «систематически, эффективно и надежно»? Боюсь, нет. «Высокое мастерство» — в искусстве это субъективная оценка реципиента. Кто-то считает, что Ван Гог — это высокое мастерство, а кто-то говорит — мазня мазней…

Что такое «поэт-профессионал» ? Бойко пишет «датские стихи» или что? Или «ни дня без строчки»?  Или живет только за счет своих гонораров? К поэзии это все  какое отношение имеет?…

Можно предположить, что профессионал — это человек, получивший специальное образование и имеющий опыт работы в данной сфере… вероятно, какие-то азы техники, приемы, историю и теорию, скажем, музыки, живописи, стихосложения можно освоить путем образования. И нужно, вероятно. И, скорее всего, это полезно. В музыкальной среде есть поговорка: «Хорошему музыканту даже консерватория не помеха» …..

Ирина Проценко.  Художник. Сумы.  Украина.

Профессионал творческий (т.е., развивающийся) всегда должник своему профессионализму. Если его профессия как-то относится к его творческому профессионализму и позволяет зарабатывать  — почему — нет? Если его профессия приносит доход, а творчество — удовольствие и себе, и людям — тоже неплохо.

Марк Шехтман. Поэт.   Израиль

Недавно на эту же тему спорили в Литсалоне   сайта поэзия. ру  и я нашёл в Инете (в «Новом толково-словообразовательном словаре русского языка» Т. Ефремовой) два значения слова «профессионал»:

1) Тот, кто сделал какое-либо занятие своей профессией (в противоположном значении: любитель).

2) Хороший специалист, знаток своего дела.

Мне кажется, что это исчерпывающие объяснения. Но смешение этих значений может породить массу спекуляций. Так, ремесленник в литературе, освоивший некую сумму приёмов, с пренебрежением говорит прекрасному поэту, и, допустим, математику по профессии: «Я в литературе профессионал, а ты кто такой?!»

Я полагаю, что именно в искусстве понятия «профессионал» и «любитель» вообще неприменимы. Всё должно оцениваться по результатам.

Однако, творчество шире понятия «искусство». Так, учёные (физик или математик) также заняты творческим трудом, но в их области невозможно не быть профессионалами, то есть, не освоить всю совокупность предыдущих достижений в этой области. Любители-математики то и дело в 1001 раз доказывают давно доказанные теоремы и переоткрывают давно известные методы исчисления.

Наталья Говорухина. Фотохудожник. Сумы. Украина           

Профессионалом принято называть фотографа-коммерсанта, того, кто работает на заказ.

А творческие – люди,  снимающие для души и ради творчества. Фотохудожник —  это фотограф, принятый в союз фотохудожников, естественно, за какие-то творческие заслуги. Творческие — это любители. А если учесть, что в СССР долго не было вуза,  где готовили фотографов, то даже все именитые авторы считали себя любителями.

Важный момент. Многие коммерческие фотографы изначально подают надежды или заявляют о себе,  как о творческих людях. Быстренько вступают в союз фотохудожников для коммерческой карьеры, а потом перед клиентами размахивают » корочкой», вот, мол,  я такой крутой фотохудожник. Это, как правило,  начало конца. Это редкое исключение, чтобы фотограф успешно работал и там, и там.

Игорь Сокур. Креативный дизайнер. Сумы. Украина

Конечно, творчество могло обойтись и без профессионалов, но тогда оно станет беднее — дети творят, не ведая ничего о профессионализме, да и дикарь каменного века, рисуя на стенах пещеры своего быка, вряд ли по этому поводу ожидал званий и преференций…
Но говоря по существу — конечно, современное общество требует профессионалов, в том числе и в творчестве, поэтому, отвечая на вопрос, скажу, что профессионал в творчестве — это такая специально обученная талантливая личность, способная создавать, не кичась членством, шедевры в искусстве. Просто потому, что в радость, и не только себе.

Василий  Клименко. Поэт. Художник. Сумы. Украина

Профессионал в творчестве — это в первую очередь человек, обладающий системными знаниями и умениями в работе с тем или иным материалом — словом, красками, звуком и так далее. А уж как он эти знания использует —  уже другой вопрос. Для подлинного произведения искусства обязательно необходимо что-то еще. Художник, как профессионал, может только подготовить почву. А семя, которое, на этой почве прорастает, может быть только даровано свыше.

 Ольга Бражник   Поэт. Белополье.  Сумы. Украина

Профессионалом в творчестве, на мой взгляд, является не тот (или не всегда тот), кто имеет соответствующее профильное образование, ибо стереотипы, прочно засевшие в нас, гласят, что образование человек получает для того, дабы в дальнейшем иметь возможность зарабатывать себе на жизнь, используя даже не столько знания, сколько сам факт наличия диплома.

А у действительно творческих людей не всегда их деятельность сопряжена с обязательным получением материальных благ, прибыль является, скорее, приятным бонусом и уж явно не стоит путать понятие культработника и профессионала от творчества, хотя, разумеется, есть и счастливые исключения. Творчество само по себе, является, в основном, отдушиной среди рутинных занятий и обязательной житейской программы. Не могу  в этом случае не привести мультяшную цитату – «У нас в Простоквашино зимы такие, что даже ездовые академики встречаются» ))

Так вот, отойдя от дилеммы, что первичнее в определении профессионала – хлеб или зрелища, предположу, что настоящим творческим профи является тот, при взгляде на результаты деятельности которого  остаётся впечатление, что он знает, что делает, и что это хорошо. Пусть даже не близко и не понятно, но ощущение целостности и уверенности от стихотворения ли, картины, скульптуры, песни, способное подарить истинное удовольствие и ощущение не зря потраченного времени – вот это и есть, наверное, признак настоящего творческого профессионала.

Владимир Семерня. Фотохудожник. Украина. Сумы

Вопрос по сути провокативен. Ответ есть, но всё сложнее, чем  кажется на первый взгляд. Человека кормит профессия, а творчество доставляет наслаждение. Хотел привести свой пример, но у моей краткости брата нет. Получится не ответ, а статья или эссе как минимум. Пока скажу: моему творчеству ничто не мешает больше, чем мой опыт. Люблю учиться у детей: детям в творчестве не мешает багаж знаний. Дети не знают, что это нельзя, и пробивают бетон своей нежностью.

Андрей Катрич. Поэт. Сумы. Украина

Думаю: человек способный точно попасть в выбранную им цель, но при этом не теряющий способности видеть, осознавать и исправлять свои собственные ошибки.

Татьяна Корнилова. Актриса. Сумы. Украина

У каждого своя правда и свой профессионализм,  но дело, конечно же, не в деньгах и членах даже творческого союза! Конкретные результаты творческого процесса — только по ним можно судить о профессионализме. Результаты не в виде грамот и банкнот, а в той форме творчества, которую Мастер для себя опрос1избрал. Только так.

Павел Кричевский. Поэт.

Серпухов Московская область. Россия

Наверное,  профессионал – это,  во-первых,  человек «зависимый от языка» (неточная цитата из Бродского,  — конец Нобелевской речи).  Но я бы прибавил, что еще и человек, знающий  способы (методы) «разоблачения» собственных приемов достижения художественного эффекта. Что-то в этом роде.

Лариса Ильченко.

Медиа-портал  «Агентство творческих событий». Главный редактор.

Кто такой творческий человек или творец? Пожалуй, тот, кого больше интересует сам процесс творчества. И в этот момент (а он может быть достаточно длительным) ему не важно —   результат останется на века,  или  через минуту,  рукопись будет брошена в тот  огонь, в котором сгорел второй том «Мертвых душ».

А кто такой профессионал? Это мастер своего дела. Человек, знающий и понимающий «что» и «как»,  и   способный облечь эти «что» и «как» в некую, известную ему,  форму. То есть, в конечном итоге,  его интересует результат.

Как совместить эти два понятия? А совместить их, т. е. дать оценку,  может только общество, люди, живущие в нём и общий культурный уровень эпохи. Вот, собственно,  почему гении  часто бывают не признанными, т.к.  не попадают  в то  время, в котором творят.

1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов (3 голос, оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Читайте ещё по теме:


комментариев 11

  1. Бурый Валентин:

    Казалось бы простой вопрос, но ответить на него непросто. Внесу свою лепту в череду рассуждений. Если принять творчество, как рефлексию индивида на внешний и внутренний мир, то профессионализм позволяет точнее и глубже вести «разговор» . Когда пианист не думает об апликатуре, он отдается музыке. Когда актер не тратит сил на «воспоминания» текста и умеет «ловить» партнера и свет , он может больше и точнее сказать что-либо зрителю.

    • Аноним:

      Cовершенно согласна, Валентин! Это когда пишешь картину и не отслеживаешь как там на палитре ведут себя кадмий со свинцом- они, не отвлекая тебя, сами по себе умудряются не смешиваться- не замечаешь момента, когда уже стёрлась кисточка и ты пишешь руками! Кайф…. Не высчитываешь лицевой угол, золотое и прочее сечение(и умнО говоришь об этом), легко ставишь цветной акцент на пульсе артерии в яремной ямке, потому что тебе нужно показать пульс, а не яремную ямку. Это когда ты позволяешь себе отойти от академич. клише и написать тени не холодными, а тёплыми, а свет, наоборот, холодным…И так бывает в природе… Когда, забывая о проф.кухне, ты именно начинаешь говорить со зрителем… с собой… Риск подмены творчества, доставая из себя новые повторения??))) А с кем не бывает… Обычное дело… Труднее всего удивить себя самого.
      ….Класс… аж писать захотелось))))))))))) *THUMBS UP*

  2. Игорь Касьяненко:

    Тут основной тонкостью являеется незаметный переход от профессионального умения до эксплуатации штампов. И таким образом, возникает риск подмены творчества как способа достать из себя и мира нечто новое, на повторение хорошо изученного в профессиональной школе…

  3. Виктор Осадчий:

    Творец чаще ломает стереотипы. И становится профессионалом на этой стезе.

  4. Графоман:

    Когда-то был такой хоккейный матч века ( серия матчей, а не турнир по хокку ): Канадские профессионалы, против советских любителей. Любители победили тогда, потому что на самом деле они тоже были профессионалы, но прикидывались любителями.
    Вывод. Чтобы профессионал был творческим, ему надо прикидываться любителем. Как прикидывался Ван Гог, будто не умеет рисовать.

  5. Редактор:

    Ломание стереотипов — как слом стен, за которыми открывается неизведанное творческое пространство. Иди за страхами своими (кто-то сказал….) — вот путь творческого совершенствования.

  6. Гость:

    М. Шемякин: сначала- школа, эксперименты потом

Добавить комментарий для Виктор Осадчий Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


4 + 8 =